Ценности и их роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:03, реферат

Краткое описание

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия (реферат).docx

— 32.16 Кб (Скачать файл)

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь  чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются  молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и  повседневные представления о настоящем  и будущем вступающих в жизнь  поколений.

Очень важен для социологического исследования ценностного мира современной  молодежи и исторический подход, анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения.

В каком отношении находятся  эти ценности сегодня? Какие ценности разрушаются, а какие остаются? Как  происходят и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что  рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего живут сегодня молодые  люди в России?

Ответам на эти и другие вопросы посвящен наш исследовательский  проект «Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ века». Предметная сфера исследований была ограничена в первую очередь так называемыми  фундаментальными ценностями, их отношением ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, которые в условиях «ломки ценностей», их переоценки остаются все же наиболее стабильными.

При этом основная часть  изменений относилась к сферам семьи, образования и культуры, где эти  фундаментальные ценности человеческого  сознания присутствуют в наибольшей степени и являются, на наш взгляд, наиболее стабильными в условиях происходящих изменений.

Исследование ставит задачу, предполагая выявить:

состав наиболее распространенных в сознании молодежи фундаментальных  ценностей;

иерархию этих ценностей (их положение на шкале более или  менее значимых) в массовом сознании;

структурные характеристики (природу, качество, отнесенность к  различным типам) этих ценностей;

динамические характеристики (способность к изменениям) ценностного  мира будущих специалистов.

По завершении обработки  полевой информации на ЭВМ в исследовании предполагалось получить:

во-первых, линейное распределение  всех ответов на вопросы анкет  по массивам опрошенных в целом, а  также по отдельным группам и  регионам;

во-вторых, состав и иерархию наиболее распространенных в сознании молодежи фундаментальных ценностей;

в-третьих, выявить роль семьи  в общей структуре ценностных ориентаций молодежи, ее терминальную и инструментальную ценность, особенности  брачно-семейных установок и ценностей, характерных для молодежи, выделенных по полу, возрасту, и образованию;

в-четвертых, выявить роль образования в формировании ценностей  респондентов;

в-пятых, замерить динамические характеристики ценностного мира молодежи разных десятилетий.

Социологические исследования проблем молодежи в современной  России опираются на громадный исторический опыт, накопленный в 60-70-е годы.

В социологических исследованиях  недопустим разрыв между теорией  и эмпирией, необходим учет целого комплекса обстоятельств, особенностей ценностных ориентаций и образа жизни  молодежи.

Авторы на протяжении нескольких десятилетий анализируют социологическую, психологическую, экономическую и  педагогическую литературу, материалы  исследований проблем формирования идеалов, жизненных планов и ценностных установок молодежи, проведенных  с начала ХХ в. до наших дней, проводят выборочные массовые опросы. Участники  проекта стараются представить  достоверную картину ценностей  жизни и культуры современной  жизни молодежи, вскрыть истоки экстремизма, привлечь внимание к необходимости  вдумчивого решения социальных проблем  молодежи, показать, что на долю молодого поколения выпала основная тяжесть  краха несбывшихся надежд предыдущих поколений. Именно молодым предстоит  жить и работать в XXI в. и исправлять ошибки старших поколений.

Авторами были разработаны  и проверены сравнительные программы  и методики изучения ценностных ориентаций молодежи, проведены в период с 1963 по 1999 гг. сравнительные исследования ценностного мира молодых поколений. Авторы уделяют особое внимание изучению объективного состояния ценностного  мира молодого поколения, исторической преемственности поколений, идеалов, интересов и жизненных планов.

В исследовании проблем молодежи ученые порой шли от «должного» и  «сверху заданного». В результате объектом исследования становились  не реальные молодые люди с их плюсами  и минусами, а «абстрактное молодое  поколение». В то же время исследования социологов предыдущих лет, сотни диспутов шестидесятых-восьмидесятых годов, проведенные с участием автора, представляют большой интерес для анализа  изменений в структуре и ценностных ориентациях молодежи.

Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей  в массовом сознании и в жизни  общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.

Современное подрастающее поколение  проходит свое становление в очень  сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых  социальных отношений. Отсюда растерянность  и пессимизм, неверие в себя и  общество. Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном  времени, когда якобы успешно  решались все проблемы». Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению  ко всем нововведениям, критикуют «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить  причины всех бед. Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков  и наркоманов. Четвертые ищут «путь к богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают новые реалии, ищут пути решения возникающих проблем.

Серьезная наука должна разрушать  эмпирическим путем ту сферу догм и предрассудков, которые существуют в обществе, показывать реальное положение  дел, ни в коем случае не идеализировать действительность. К сожалению, некоторые  социологи утрачивают необходимую  для честной науки объективность  и критичность, «не замечают»  существующих острейших социальных проблем, без тени смущения доказывают, что большинство молодых людей  успешно приспособилось к жизни  в условиях рыночной экономики, не замечают массовой безработицы, неудержимого роста  преступности, пьянства и наркомании, проституции и суицида.

Сегодня образование стало  фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых  имеют возможность попасть в  узкую группу, которая в будущем  получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.

В последние годы в России появились многие возможности финансового  самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части  молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут  к настоящему успеху, а усиливают  ощущение духовной пустоты и бессмысленности  жизни, временности всего происходящего. В.П. Тугаринов писал: «Цель отличается от потребности и от интереса. Без  потребностей и интересов не было бы ценностей, но потребности и интересы сами по себе ценностями не являются. Голод  и жажда - вовсе не ценности, это - страдания. Ценностями оказываются хлеб и вода, т.е. вещества, которые удовлетворяют, погашают эти страдания».

Современная молодежь России проходит свое становление в очень  сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых  социальных отношений. Отсюда растерянность  и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

Анализ показывает, что  в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и  семья, и образование тоже находятся  в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных  детей и стариков, детей, убегающих  из дома, нередки жестокость по отношению  к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования - отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. - это также картина кризиса.

Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению  или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие  ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности  и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного  явления.

Так, например, в ситуациях  социальных преобразований, когда разрушаются  многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо  привлекательным местом - островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности - необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни.

Анализ духовных ценностей  и социальных процессов является приоритетной задачей социологии. Ибо  по системе ценностей можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о  том, какие перемены ожидаются.

Наиболее распространенными  среди ценностей являются следующие: жизнь – 61,1 %, здоровье – 55,5 %, спорт  – 61,1 %, деньги – 61,1 %, дружба – 94,4 %, семья  – 83,3 %, доброта – 78 %, труд – 50 %.

Философская рефлексия нормативно-ценностной ориентации общественного сознания, несомненно, оказывает влияние на развитие аксиологической традиции социологии. Мировоззренческие, политические, нравственные правовые и художественно-эстетические ценностные ориентации детерминируют  социальный статус и социальное самочувствие современной молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Окружающий нас мир  многолик и разнообразен. Мы живем  в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего  человека протекает в ситуации ценностно-нормативной  неопределенности. И не смотря на все  жизненные трудности, каждый из нас  стремится найти в мире своё место, открыть себя, реализовать свои возможности. Как подготовиться к взрослой, самостоятельной жизни не разрушая себя и мир в котором ты живешь? Каждый человек – это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической  культурой, готовой нести ответственность  за своё поведение и поступки, может  считаться тот, кто оказывается  способным строить свои отношения  с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей. У каждого человека могут  быть свои ценности, которые влияют на его поведение.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может  выступать в качестве ценностей  как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии  добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого  или запретного, справедливого и  несправедливого.

Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной  реальности как результата человеческого  самоутверждения; мир при таком  подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

Современная молодежь России проходит свое становление в очень  сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых  социальных отношений. Отсюда растерянность  и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Барабанов В.В. Обществознание / В.В. Барабанов, В.Г. Зарубин. – Москва: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2005. - 334 с.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – Москва: 1999. – 237 с.

Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 518 с.

 


Информация о работе Ценности и их роль в жизни человека