Характерные черты философии Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 00:47, контрольная работа

Краткое описание

Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………………… 3
2. Характерные черты философии Древнего Востока …………… 4
Становление и основные школы древнеиндийской философии……………………………………………………………………………… 5
Философия Древнего Китая ………………………………………………… 15
Заключение ………………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы …………………………………. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1.  Введение ……………………………………………………………………………… 3

2.  Характерные черты философии Древнего Востока  …………… 4

  1. Становление и основные школы древнеиндийской философии……………………………………………………………………………… 5
  2. Философия Древнего Китая ………………………………………………… 15
  3. Заключение ………………………………………………………………………….. 27
  4. Список использованной литературы …………………………………. 28

 

Введение 

    Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.

    Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трех указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.

    Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.

    Будучи по духу восточными, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые соприкасались с ними Традиционно в истории философии древнеиндийская и древнекитайская философия объединяются как философия Древнего Востока, чему и будет посвящена данная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характерные черты философии Древнего Востока.

В середине I тысячелетия до н.э. возникает философия в Индии и Китае, являющихся очагами древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.

Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской философии. Во-первых, самосознание древних индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей. Род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Такое соотношение природы, человека и сознания в первоначальной или первой индийской и китайской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и пластики сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в философских учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, у китайцев даосизм избирает миф, конфуцианство - ритуал, легизм - табу; у индийцев веданта избирает миф, миманса - ритуал и т.д.

При всей специфике индийской и китайской предфилософии, обусловленной культурным фоном и различием в языках у обоих народов, в целом она обусловлена общекультурными закономерностями.

Предфилософия начинается в родовом обществе коллективными формами сознания. Каждый этап ее развития сопровождается качественными изменениями самосознания: дорефлективное родовое сознание сменяется послеродовыми мировоззренческими нравственными исканиями мудреца. В классовом обществе с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. При этом философия сохраняет в своем категориальном арсенале понятийный образ первопредка, хотя и трансформирует его, придавая ему другие значения.

Первая философия закладывает прочные основания традиционализма в сознании. Тем самым она начинает обслуживать устойчивые социально-экономические системы, сохранившиеся в Индии и Китае вплоть до ХХ в. На каждом историческом этапе развития индийского и китайского обществ духовная древность тесно соседствовала с современностью.

Общность генезиса не исключала своеобразия путей формирования систематизированного философского знания. Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились главным образом с брахманизмом и буддизмом, то в Китае - преимущественно с конфунцианской ортодоксией. В Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, а в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала ХХ в.

Отметим некоторые, наиболее общие черты древневосточной философии, отличающие ее от философии древнегреческой. Во-первых, индийская философия как и китайская, характеризуется неполной отчлененностью от предфилософии. Но если в древнеиндийской философии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, задававшее древним индийцам свои высшие ценности, то в древнекитайской предфилософии преобладало обыденное сознание. Во-вторых, для древневосточной философии является характерным то, что естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии. В-третьих, для древневосточной философии был характерен глубокий традиционализм. Если, например, в западноевропейской традиции философия постоянно ассоциируется со скепсисом, неустанностью поиска истины, то для китайской типично осуждение сомнений, утверждение их бесплодности, а потому вредности. Восточная традиция, несмотря на разнообразие школ, демонстрировала постоянство и преемственность на протяжении многих столетий. В это же время западная философия развивалась через борьбу идей, в процессе которой новые теории вызревали в недрах старых и, преодолевая их, приходили им на смену.

Выявление и объяснение специфических черт философии Востока и Запада, а также выявление общих черт между ними сегодня стоит на повестке дня. Это необходимо для того, чтобы представить философское развитие человечества как единый и многообразный процесс.

 

2 Становление и основные школы древнеиндийской философии

Индийская культура – одна из самых древних в истории человечества, а индийская философия является живой традицией, которую развивали и развивают современные мыслители. Ее неповторимость и мощь повлияла на творчество Вольтера и Руссо, Шопенгауэра и Ницше, Толстого и Гегеля, Гессе и Хайдеггера. Из нее берет начало первая мировая религия – буддизм.

Индуизм, под которым следует понимать совокупность религиозно-философских воззрений и культов, сформировавшихся на территории индийского субконтинента и, в своей развитой форме, сложившихся приблизительно к I тыс. до н.э., на сегодняшний день, исповедует 800 млн. человек. Слово «индуизм» произошло от названия реки Инд (Хинду) и, как термин, было введено в европейскую науку в XVIII-XIX вв. Индусы называют свое «вечное учение» - «санатана дхарма»1.

К особенностям индуизма следует отнести наличие множества богов, которые, в большинстве своем, являются основоположниками различных религиозных течений внутри индуизма, т.к. общепризнанной доктрины, определенного символа веры или единого священного писания, в индуизме нет. Не существует у индусов и определенного отца-основателя, учителя или пророка, чей авторитет считался бы безусловным. Здесь так же не предусмотрена привычная для европейца система церковной организации. Зато хорошо развит культ духовного наставничества, тщательно разработаны всеобщие понятия и очень высок авторитет священных текстов. Индуизм – политеистическая религия, с точки зрения отдельных направлений, все божества – аспекты единого бога, например Шивы, в этом случае происходит слияние политеизма с монотеизмом.

Для любого индуса варно-кастовый строй, существовавший на территории Индии тысячелетиями настолько естественен, что считается божественным установлением, которое не подлежит каким-либо изменениям. Варнашрама – строго зафиксированная система традиционного индийского общества. Только принадлежность к одной из 4-х варн дает право исповедовать индуизм – быть индусом, следовательно, прозелитизм в рамках данной религиозной системы не предусмотрен.

Древнейшая форма индуизма – ведическая религия, основанная на жертвоприношениях (яджня), являвшихся магическим, с элементами психотехники,  ритуалом, долженствующим подчинить волю богов воле брахмана. «Все повинуется богам, а боги брахманам»2. Брахман, осуществлявший эффективность жертвоприношений, за счет концентрации внимания и сосредоточения, получал половину всей платы.

Веды (знание)  – тексты откровения, услышанные древними мудрецами - риши, которые чутким духовным слухом уловили тончайшие вибрации, исходящие из божественного мира, а потом изложили услышанное человеческим языком. Веды были восприняты только потому, что сознание риши находилось в состоянии, способом воспринимать божественные вибрации.

В Ведах отражены религиозно-философские аспекты, они считаются каноническими текстами индуизма. В узком смысле, Веды – это сборник, состоящий из 4-х собраний (самхит): Ригведа («веда гимнов») состоит из 10 разделов (мандал), содержащих 1028 религиозных гимнов. Авторство приписывается легендарным риши – поэтам-провидцам. Тексты датируются XIV-XII вв. до н.э. Яджурведа («веда жертвенных формул») – описание ритуалов и их символика. Самаведа – «веда песнопений». Атхарваведа («веда жреца из рода Атхарванов») - посвящена магическим заговорам и заклинаниям. Ведический канон сложился в начале I тыс. до н.э. и передавался устно через брахманов, в письменной форме был зафиксирован только во II тыс. н.э.

В широком смысле Веды, кроме самхит включает БрахмАны, посвященные трактовке жертвенных ритуалов; Смрити – предания; Дхармашастры – трактат об этико-религиозных предписаниях; Пураны – т.н. «веды для народа», адаптивный вариант мифов, своеобразная энциклопедия, содержащая сведения из различных сфер жизни, а так же  эпос – «МахабхАрата» и «РамАяна». Авторство Пуран приписывается легендарному мудрецу Вьясе. Мистические Араньяки («лесные») и Упанишады («сидение у ног учителя») – религиозно-философские тексты, в которых базовым тезисом является утверждение, что Атман есть Брахман. Традиция насчитывает 108 текстов Упанишад, однако, на самом деле их более 200. Тексты зафиксированы в начале новой эры. В некоторых из поздних Упанишад разрабатывается система йоги.

Основные понятия философии древней Индии:

  • Карма – причинно-следствнная зависимость между поступком, совершенным индивидом в его прошлом и нынешней жизнью. Безличная сила (благая, неблагая и нейтральная), стоящая над богами. Причина кармы – желания, которые привязывают человека к миру страданий.  Карма может служить препятствием для духовного развития.

  • Сансара – круговорот рождений и смертей. Вселенная –вместилище страданий. Страдают все, даже боги, поскольку и они смертны. Подчиняясь законам кармы, существо переходит из одной жизни в другую. Религиозно-философские учения Индии ищут пути выхода из сансары. Йога осуществляет контроль и работает над практикой «сжигания кармы». Тантризм предлагает пути совершенствования духа и возможность освобождения при жизни.   

  • Мокша (мукти) – освобождение от страданий, плод долгой и интенсивной духовной практики. Мокша – внутреннее состояние, характеризующееся ощущением высшего блаженства. Причина обретения мокши – знания (джняна). Собственно, мокша – это единение с безличным Абсолютом – Брахманом.

  • Атман (дух, самость, я) – понимается как тело и как жизненная энергия, а так же как местоимение «я». Атман – абсолютное, вечное, бесконечное начало, которое при всех трансформациях остается неизменным. Атман есть Брахман – выход из сансары.

  • Брахман – абсолютная высшая реальность, начало бытия, которое нельзя рационально помыслить и определить (описать). Отождествляется с мистическим слогом ОМ.

  • ОМ (Аум) – лишенный конкретного лексического смысла сакральный первозвук, первослог, главная мантра.

  • Мантра (думать) – мистический слог или сочетание слогов, часто не имеющие лексического значения, элемент духовной практики. Считается, что постоянное произнесение мантр, помогает достижению высших духовных состояний. Мантра – вербально выраженная в крадчайшей форме сущность божества.  Порядок слов в мантре, строго определен. Например, махамантра (великая мантра) кришнаитов: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе». Кришна – «всепривлекающий Господь», Рама – «всерадующий», Хари – энергия Бога.

  • Биджа-мантра (семенная) – односложная,  ее используют в технике медитации с одновременными дыхательными упражнениями и определенным положением рук (мудры). Ганеша – Гам, Шива –Хум, Лакшми – Шрим.

Информация о работе Характерные черты философии Древнего Востока