Характерные черты русской философии. «Серебряный век» русской культуры и расцвет русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 15:22, реферат

Краткое описание

Русская культура в целом, по сравнению с многочисленными культурами Европы и Азии, отличается внутренней противоречивостью и неоднородностью. Почти на всех этапах ее становления и развития складывались такие ее черты и конфигурации, которые не давали возможности однозначно интерпретировать ее особенности и тенденции динамики: отчетливое тяготение к гармонии и порядку то и дело омрачалось уродливыми искажениями и наложением друг на друга взаимоисключающих смыслов или тяготений, что приводило к дисгармонии и хаосу.

Содержание

Введение 3
1. Характерные черты русской философии. 4
2. Серебряный век. 14
2.1 Образование и просвещение. 14
2.2 Наука 16
2.3 Литература 19
2.4 Театр и музыка 23
2.5 Архитектура 25
2.6 Скульптура 27
2.7 Живопись 28
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 97.27 Кб (Скачать файл)

«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРТСВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»   ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                       Р Е Ф Е Р А Т

Характерные черты русской  философии. «Серебряный век» русской  культуры и расцвет русской философии.

 

                                                                                                                         Выполнил: студент (ка) _1_ курса                                                                                                                                                   


                                                                                                                                                 Тринак А. А

                                                                                                       Проверил: преподаватель

Олейникова О. Д

 

ИОДО, 2013г.




 

 

 

Оглавление

Введение 3

1.  Характерные черты русской философии. 4

2. Серебряный век. 14

2.1 Образование и просвещение. 14

2.2 Наука 16

2.3 Литература 19

2.4 Театр и музыка 23

2.5 Архитектура 25

2.6 Скульптура 27

2.7 Живопись 28

Заключение 36

Список использованной литературы 37

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

Русская культура в целом, по сравнению с многочисленными  культурами Европы и Азии, отличается внутренней противоречивостью и  неоднородностью. Почти на всех этапах ее становления и развития складывались такие ее черты и конфигурации, которые не давали возможности однозначно интерпретировать ее особенности и тенденции динамики: отчетливое тяготение к гармонии и порядку то и дело омрачалось уродливыми искажениями и наложением друг на друга взаимоисключающих смыслов или тяготений, что приводило к дисгармонии и хаосу.

Подчас создается впечатление, что в русской истории хаос и порядок, гармония и распад не просто соседствуют друг с другом, развиваясь параллельно, но прямо переплетаются  между собой. Подобное можно наблюдать  и в период, наступивший вскоре после Крещения Руси, и во время  монголо-татарского ига, и в эпоху  Московского царства, и в процессе Смуты, и в разгар Петровских преобразований, и в век русского Просвещения… Нет нужды говорить о том, что ХХ век в России отличался исключительной по своей взрывоопасности смесью гармонии и хаоса, в различных пропорциях сочетавшихся в каждое из его десятилетий, порождая в сознании поколений надежды и ужас, восторженные иллюзии и отчаяние, небывалый энтузиазм и решимость обреченных. В моей работе речь пойдет об истоках культурной истории ХХ века, начавшей складываться еще в конце XIX, ведь именно с 90-х годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век».

 

 

 

 1.  Характерные черты русской философии.

 

     Философия — это наука. Как и  всякая другая наука, философия стремится  к установлению строго доказуемых истин  не для избранных народов или  наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во внимание, что философия является наукой единственной в своем роде и отличается от других наук двумя характерными особенностями. Анализируя природу вселенского  бытия, философия доводит этот анализ до крайнего предела, т. е. занимается не только аспектами, которые уже не поддаются никакому анализу и  составляют содержание наиболее всеобщих идей и суждений. Чтобы успешно разрешить эту задачу, философ должен обладать способностью к спекуляции, т. е. к интеллектуальной интуиции, которая должна быть развита у него лучше, чем даже у математика. С другой стороны, в процессе изучения основных элементов и аспектов мира философия должна вскрыть их внутреннюю взаимосвязь, ту взаимосвязь, которая образует мир как целое. Изучение мира как целого является делом космологии, составной части метафизики. Космология занимается такими важными конкретными и частными элементами, как биологическая эволюция и история человечества. Отсюда философия должна ответить на вопрос о том, каков их смысл, каково их место в этом мире как целом. Занимаясь такими вопросами, философ убеждается в том, что для их изучения полезно пользоваться способностью к эстетическому созерцанию.      

Таким образом, высочайшие достижения философии требуют сочетания  двух противоположных и трудносовместимых  способностей: способности к абстрактному мышлению в его высшей форме и  способности к конкретному созерцанию реальности на его высшей ступени.     

Эти задачи философии так  велики, а способности, необходимые  для их разрешения, так мало развиты  в человеке, что философия даже в наши дни находится на более низком уровне развития, чем, например, такие науки, как математика или физика. Об этом наглядно свидетельствует факт существования многочисленных философских школ, иногда прямо противоположных и крайне враждебных друг другу. В действительности иногда они едва ли способны к взаимопониманию. Но самое худшее заключается в том, что даже наиболее «значительные» философские системы содержат наряду с великими достижениями и несомненные ошибки. Зачастую появляются поразительно односторонние философские школы. Неудивительно поэтому, что, в противоположность специальным наукам, т. е. наукам о частных отделах и аспектах мира, на философии лежит печать характера и интересов тех различных народов, которые занимались ею. Поэтому можно говорить о национальных особенностях немецкой, французской, английской, американской и русской философии. Различия между философскими школами в разных странах зависят от специфического выбора предметов исследования, большей или меньшей способности к философским размышлениям, большего или меньшего доверия к различным видам опыта, как, например, чувственному или религиозному и т. д.     

Во всех областях философии  — гносеология, логика, этика, эстетика и история философии — велись исследования в России до большевистской революции. В более позднее время  действительно русские философы особенно интересовались вопросами  этики. Начнем с гносеологии — науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.     

В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости  внешнего мира. Этот взгляд часто выражался  в своей крайней форме, а именно в форме учения об интуитивном  непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. По-видимому, русской философии свойственно  острое чувство реальности и чуждо  стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.     

Еще славянофилы утверждали, что познание реальности является непосредственным[1]. К сожалению, для описания такого познания они воспользовались вводящим в заблуждение термином «вера». Различные формы интуитивизма в гносеологии разработаны В. Соловьевым, кн. С. Трубецким, кн. Е. Трубецким, Н. Лосским, П. Флоренским, С. Франком, Б. Бабуниным, Ф. Бережковым, А. Огневым, А. Козловым (в учении о понимании Бога), В. Эрном, А. Лосевым, Д. Болдыревым, С. Левицким, И. Ильиным и отчасти Л. Карсавиным. В этот список можно было бы включить даже представителей трансцендентально-логического идеализма— С. Гессена и Г. Гурвича, поскольку они признавали существование «волезрения». К этой же группе принадлежат и те мыслители, которые, подобно В. Кудрявцеву и Несмелову, утверждали, что религиозная вера есть наиболее совершенная форма познания.

    В отличие от кантовского гносеологического идеализма русский интуитивизм является формой гносеологического реализма. Это нашло свое выражение, между прочим, в том факте, что русская философия, представленная братьями Трубецкими, предвосхитила западную философию, отказавшись от учения о том, что чувственные данные — это субъективные психические состояния наблюдателя, и признав их транс субъективный характер. Другим выражением этого реализма является доверие русских философов к мистической интуиции, дающей познание металогических принципов.

     Идеал цельного познания, т. е. познания как органического всеобъемлющего единства, провозглашенный Киреевским и Хомяковым, привлек многих русских мыслителей. Однако этот идеал мог быть достигнут лишь в том случае, если под рациональный (чувственные качества) и рациональный (или идеальный) аспекты мира и сверх рациональные принципы даны в таком опыте, который сочетает чувственную, интеллектуальную и мистическую интуиции.    


[1] Как указывает Радлов в своей статье «Теория познания славянофилов»  («Журнал министерства народного просвещения», февраль, 1916). 

Киреевский и Хомяков  говорили, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическую перцепцию, нравственный опыт и религиозное созерцание, - человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверх рациональные истины о Боге. Именно этот цельный опыт лежит в основе творческой деятельности многих русских мыслителей — В. Соловьева, кн. С. Трубецкого, кн. Е. Трубецкого, П. Флоренского, С. Булгакова, Н. Бердяева, Н. Лосского, С. Франка, Л. Карсавина, А. Лосева, И. Ильина и др.     

Опираясь на цельный опыт, они пытались развить такую философию, которая бы явилась всеобъемлющим  синтезом. Поразительный пример того духовного пути, который приводит к цельному опыту, мы видим в биографии  Трубецких. Они страдали от духовного  опустошения потому, что жили исключительно  теоретическим мышлением, основывающимся на чувственном опыте. Однако, развив свое миросозерцание, они обрели всю  полноту жизни и богатство мысли, использовав все многообразие опыта, не исключая и таких его неуловимых форм, как эстетическое восприятие, нравственное сознание и религиозное созерцание.     

Замечательно, что даже наиболее выдающиеся русские позитивисты  — Лавров и Михайловский — в  своих работах отстаивали единство (особенно Михайловский ) теоретической истины с такой истиной, как праведность. Таким образом, они полностью признали значение нравственного опыта. Вот почему русские мыслители встретили в штыки учение о борьбе за существование как факторе эволюции. Такая концепция эволюции определенно отвергалась не только Михайловским, Кропоткиным, Данилевским, Чичериным, но даже и материалистом Чернышевским. Утверждение о том, что русские мыслители по преимуществу занимаются этикой, содержит лишь некоторую долю истины, ибо, даже занимаясь областями философии, далекими от этики, они, как правило, не упускали из поля зрения связь между предметами их исследований и этическими проблемами. Автор «Истории русской философии» (первый том который представлен на соискание степени магистра искусств в Парижскую духовную академию) отец Василий Зеньковский говорит, что в развитии русской философской мысли этика играет особенно важную роль. По его словам, даже воинствующие натуралисты и позитивисты считали, что этика занимает в философии господствующее и самостоятельное положение. Полным подтверждением этого служили работы Герцена и в еще большей мере Лаврова, Михайловского, Толстого и др. Отец Зеньковский отмечает, что и в наши дни этический персонализм является, по всей вероятности, наиболее  характерной чертой русской философии.     

Связующим звеном  между подсознательными чувственными данными и сверх рациональными принципами является абстрактно идеальное бытие, познаваемое лишь посредством спекуляции, т. е. интеллектуальной интуиции. Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механистический материализм нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов-профессионалов были позитивистами или материалистами.      

В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство  реальности тесно сочетаются с верой  во все многообразие опыта как  чувственного, так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому  опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту, который  устанавливает связь человека с  Богом и Его Царством.     

Главная задача философии  заключается в том, чтобы разработать  теорию о мире как едином целом, которая  бы опиралась на все многообразие опыта. Религиозный опыт дает нам  наиболее важные данные для решения  этой задачи. Только благодаря ему  мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть с окровеневший смысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной. Только христианство отличается высочайшими и наиболее завершенными достижениями в области религиозного опыта. Все это дает основание полагать, что любая философская система, поставившая перед собой великие задачи познания сокровенной сущности бытия, должна руководствоваться принципами христианства. Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения. В этом состоит наиболее характерная черта русской философии. Одни мыслители, как Соловьев, Флоренский, Булгаков, отличались широкой эрудицией; другие — выдающимся литературным даром. Ряд совершенно различных работ русских философов был переведен на английский, французский и немецкий языки. То, что все развитие русской философии нацелено на истолкование мира в духе христианства, говорит о многом: русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации.     

 Религиозные взгляды философов, которые, подобно Соловьеву, начиная с общих традиций европейской философии, разработали христианское мировоззрение, отличающееся от того мировоззрения, которое обычно усваивают в богословских академиях и от духовенства. Наряду с этим следует отметить и целый ряд работ, приближающихся к традиционному стилю русской православной церкви, например работы епископа Феофана Вышинского, митрополита Антона Храповицкого и др. Большая часть этих работ рассматривается в чрезвычайно поучительной книге отца Георгия Флоровского «Пути русского богословия».      

Информация о работе Характерные черты русской философии. «Серебряный век» русской культуры и расцвет русской философии