Х.Ортега-и-Гассет о проблемах массовости в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выяснить, какие стереотипы имеет массовый человек в работах Х. Ортега-и-Гассета и что представляет собой элита и масса в современном мире.
Степень изученности проблемы. Теоретическое осмысление феномена «масса» началось еще в античности (Платон, Гераклит). При этом до середины XIX века практически все работы имели оценочно- описательный, поверхностный характер. Масса воспринималась в упрощенном смысле, как большинство населения (количественное проявление). Лишь когда в XIX веке массовые явления и процессы возросли, исследователи начали более подробно рассматривать не только эти процессы, но и обратили внимание на их факторы и источники (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Содержание

Введение

Глава 1. Массовый человек в работах Х. Ортега- и- Гассета.

Социально- психологический портрет.

1.2 Культурные стереотипы массового человека.

Глава 2. Элита и масса в современном мире.

2.1 Функции и особенности современной элиты.

2.2 Специфические особенности современного массового человека.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

«Современный массовый человек, будучи генетически тесно связанным  с массовым человеком минувших исторических эпох, и в первую очередь - с массовым человеком традиционного, доиндустриального  общества, вместе с тем по ряду основополагающих социокультурных характеристик  отличается от последнего. Существенно  изменяется также противоположный  ему антропологический тип. На место  аристократа по происхождению приходит представитель современной элиты - человек незаурядного и творческого  ума, человек сильный духом и  волей, человек, способный к высшим духовным и социокультурным достижениям  и лидирующей роли в мире людей»15.

Современный массовый человек - это  новая историческая форма человека, которая может полностью раскрыться как в бытии, так и в творчестве, однако раскрытие её определяется не мерками давно минувших времён, а критериями, отвечающими её собственной сущности; он представляет собой человеческий тип, который тесно связан с современным научно-техническим прогрессом и рациональным планированием, новейшими технологиями и высокопроизводительной техникой, огромными объёмами знания и информации, и т.д. Не имея ещё прочных и устоявшихся традиций собственной жизнедеятельности, в силу исторических обстоятельств вынужденный пробивать себе дорогу наперекор устоям традиционного общества, современный массовый человек часто проявляет себя более всего в своих отрицательных свойствах. Но анализ показывает, что он, как и другой человеческий тип - человек современной элиты, вырабатывает в себе положительные свойства, адекватные требованиям современности, и создаёт совместно с человеком элиты новую историческую возможность для вступления человечества в будущее.

«Основные характеристики сущности (природы) современного массового человека формируются  в процессе жизнедеятельности под  социокультурным влиянием человека неординарного, творческого, сильного волей и духом на протяжении ряда последних столетий; типические свойства современной массовой сущности, её единство и относительная устойчивость обеспечиваются благодаря сходству, подобию, одинаковости фундаментальных  потребностей, человеческих чувств и  устройства мозга людей»16. Массовая человеческая сущность в условиях современности отличается открытостью и незавершённостью, разнообразием и непостоянством. Открытость природы современного массового человека как незавершённой возможности проявляется в постоянном ожидании и безграничном восприятии авторитетных социокультурных воздействий и в бесконечных постоянно обновляющихся вариациях массового существования, в ходе которых несовершенство порой оказывается благодатным свойством, изъян превращается в достоинство, а несомненное благо оборачивается злом.

Современный массовый человек - существо многогранное, таковы и проявления его противоречивой сущности. Её можно  видеть в отторжении массовым человеком  конструктивных возможностей разума, в чём солидарны практически все философы, занимавшиеся этой проблемой; можно - в безбрежной подражательности и необычайной подверженности авторитетным воздействиям, влияниям, внушениям, в предрасположенности ко всему новому и славному, яркому и шумному, в доверчивости и послушности и в склонности к эпизодическим бунтам; можно - в разрушительных проявлениях остатков первобытной души или постоянном устремлении ко всё новым и новым химерическим или реальным идеалам, в горячей любви или пламенной ненависти и быстрых переходах от симпатии и любви к антипатии и проклятиям, в чувстве неполноценности или чрезмерной уверенности в своём совершенстве, в унифицированности, единообразии, отсутствии самобытия или превращении в какую-то безликую функцию. Все эти свойства массовой человеческой сущности в той или иной мере выражают различные её грани, решающей среди которых является глубинное устремление современного массового человека к свободе и, одновременно, к бегству от свободы и от той ответственности, которую накладывает бремя свободы. Вынести бремя подлинной свободы может лишь человек, руководствующийся разумом, долгом, моралью, человек конструктивный и творческий, способный выразить себя в созидании новых вдохновляющих идей, целей и идеалов, человек волевой и настойчивый, который может добиться претворения в жизнь новых проектов будущего.

«Инфантильность - это существенная черта современного массового человека, способного отторгнуть критический разум и собственную свободу ради удовлетворения своих смутно осознаваемых влечений под руководством чтимого им человека элиты. Массовая инфантильность предполагает почти неосознаваемое стремление людей переложить непосильное бремя ответственности за разумное и свободное существование на плечи некоего высшего создания»17. Современный массовый человек, даже претендуя на место рядом с человеком избранного меньшинства, остаётся тем, кем он есть, - несвободным, зависимым антропологическим типом, для которого осуществление свободы есть переход от одной дисциплины к другой, а столь желаемое им равенство — временное состояние перед неизбежно наступающим новым неравенством. Но возможность обретения свободы, разума, творческих способностей для массового человека наших дней остаётся открытой; использование этой возможности, прорыв к свободе и ответственности, разумному существованию и творческой жизнедеятельности, словом, к подлинно человеческому бытию является, быть может, его главной жизненной задачей в условиях современности.

В отличие от массового человека прошлого, ключевой жизненной задачей  которого было спасение своей бессмертной  души, современный массовый человек -это человек, пребывающий в первую очередь в заботах о получении  земных благ и находящийся по преимуществу в состоянии забвения имеющихся  возможностей для активной, самостоятельной  и освещённой светом высших достижений человеческой культуры возвышающей  душевной жизни. Забвение самой возможности  самостоятельной и осмысленной  духовной жизни массовым человеком  усугубляется современным технизированным миром. Упорядоченный благодаря делению времени на часы и засасывающие или бесцельные участки однообразной механической деятельности, которая всё меньше и меньше наполняет душу человека подлинно человеческим, этот технотронный мир приводит к тому, что человек начинает ощущать себя частью лишённой души гигантской машины. Для такого человека, живущего сиюминутными и главным образом материальными интересами и чувственными побуждениями, ничто духовное не имеет высшей ценности. Люди данного типа благодаря заданным свыше правилам массового функционирования или по воле случая послушно переходят от одного жизненного мгновения к другому, от производства к потреблению, от трудовой деятельности к развлечениям, они умирают, не покаявшись, и убивают, не освятив оружия, они живут в одурманивающих иллюзорных представлениях об обязательно лучшем, светлом будущем и в навязанных, слепых и сменяющих друг друга типах современного фанатизма, постоянно подгоняемые элементарными и чуждыми всякому высшему духовному смыслу, могущественными и быстро проносящимися эмоциями, аффектами и устремлениями к мгновенным чувственным наслаждениям. Торжествует жизненный принцип: ни одно желание, ни одно побуждение не может быть постыдным. Дух непокорности современного массового человека лучше всего выявляется в его внутреннем душевном сопротивлении к восприятию высших достижений человеческой культуры и в стремлении остаться до конца преданным размноженным в миллионах экземплярах продуктов и поделках своей «единокровной» массовой культуры.

«Возникновение и проявление чувственно-эмоциональной  привязанности массового человека к вдохновляющему лидеру есть значимый фактор омассовления людей, исчезновение этой привязанности означает необходимое условие для разрушения взаимосвязи между этими человеческими типами, и, следовательно, для демассификации индивидов»18. Г.Чернов пишет, что такого рода процессы могут происходить стихийным образом без специально организованного их стимулирования со стороны соответствующих заинтересованных индивидов; однако те же процессы могут осуществляться и осуществляются в действительности иначе - при направляющем участии неких творчески мыслящих и заинтересованных индивидов, ориентирующих мысли и чувства массовых индивидов в нужном им направлении. Иначе говоря, в условиях современности массовую симпатию и любовь к человеку избранному, а вслед за нею и некоторую эмоциональную привязанность к кругу тех, кто разделяет эту симпатию и любовь, можно «сконструировать» искусственно посредством определённых технологий, регулирующих массовое поведение, точно также эту любовь можно разрушить, если заставить массового человека усомниться в своём любовном чувстве к своему избраннику, если наглядно показать слабые стороны и недостатки последнего, если обращать внимание на отсутствие значимых результатов в его деятельности, если постоянно напоминать о необходимости смотреть на мир более трезвомыслящим взглядом.

Если массовый человек прошлого жил верой в возможность подлинного блаженства и райской жизни за пределами земного существования, то ключевое направление реализации массовой веры современных людей - эта  вера в саму возможность радикальной  трансформации существующих природных  и социокультурных условий жизнедеятельности  на Земле ради достижения совместными  усилиями более обеспеченного настоящего и лучшего будущего. Эта вера базируется, в сущности, на вере во всемогущество человеческого разума, точнее, разума человека избранного интеллектуального меньшинства, и конкретизируется по множеству направлений, в том числе в философских и научных теориях общественного прогресса, оказывающих заметное влияние на массовое сознание, где они, предельно упрощаясь, трансформируются в постоянное, нетерпеливое массовое ожидание повседневных перемен к лучшему в настоящем и в массовое ожидание непременного автоматического прихода лучшего будущего в предстоящее время. В XX веке вера в обязательность свершения лучшего будущего двигала многими миллионами людей как в ходе невиданного в истории социалистического строительства, так и на путях развития высокоиндустриального, демократического буржуазного общества. В ряде стран на протяжении столетия массовая вера в социализм, будучи первоначально живой, действенной верой, выродилась в мёртвую, непродуктивную веру, а затем трансформировалась в массовую веру в созидательные возможности современного капиталистического общества. Объекты современной массовой веры — веры социальной, политической, моральной и т.д. - исторически меняются, но непреходящей остается способность огромных масс людей верить в лучшее будущее, бороться за его скорейшее практическое осуществление.

Удовлетворение требования хлеба  и зрелищ некогда составляло для  римской черни идеальное общественное состояние, и она больше ничего не требовала. Века прошли, но этот идеал  массового человека в силу противоречивости и двойственности человеческой природы  мало изменился в условиях современности. Зов возвышенных человеческих идеалов  сочетается в массовой душе с не менее настоятельным зовом идеалов  приземлённых, утилитарных, меркантильных. Проникая в массовую душу, возвышенные  идеалы известным образом переживаются и нередко подвергаются определённым трансформациям, в результате чего образуются специфические массовые идеалы - своеобразные плоды гипертрофированной способности искажающего воображения  массовых индивидов, неспособных к  самостоятельному критическому рассуждению, с одной стороны, а с другой, обладающих повышенной мечтательностью  и острой восприимчивостью к ярким  впечатлениям. Кажется порой, что  идеальное общественное состояние  для современного массового человека — это состояние удовлетворённости  от непрестанного приобретательства  и потребительства, от смены многообразных  увлекающих зрелищ и острых чувственных  восприятий и наслаждений, и на этой основе - обретение безмятежности, довольства, удовлетворенности собой.

Считая массовые идеалы содержательными  духовными образованиями, пусть  даже в конечном счёте и иллюзорными  и химерическими, можно отметить, что этими идеалами, одновременно манящими, обольстительными и неизменно  ускользающими, всегда жил массовый человек, живёт сегодня и, без сомнения, будет жить в обозримом будущем, ибо во все времена они придают смысл человеческому существованию. И в наши дни достойны уважения идеалы свободы, равенства, братства, сформированные в эпоху перехода от традиционного типа жизнедеятельности к современному. Благодаря этим идеалам, веками угнетавшиеся, порабощённые и зависимые люди обрели надежду и новый смысл жизни и в своей героической и самоотверженной погоне за этими идеалами продвинули человечество к такому пункту, где современная цивилизация находится в настоящее время. Философия призвана дать современному массовому человеку новые, вдохновляющие и облагораживающие идеалы.

Дальнейшая философская разработка проблемы жизнедеятельности современного массового человека представляется перспективной. Заслуживает внимания диалектика взаимосвязи человека современной элиты и человека массового. Следует продолжить разработку проблемы сущности и современных проявлений массового человека, его двойственной природы, душевных свойств и качеств, факторов чувственно-эмоциональной сферы и т.д. Значительный пласт актуальных исследовательских вопросов связан с проблемой оптимизации условий свободы, творчества и самореализации современного массового человека.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В ходе выполнения данной работы была достигнута поставленная цель, решены сопутствующие задачи. Можно сделать  вывод о том, что массовый человек  в данном исследовании продуктивно  проанализирован в качестве идеального антропологического типа, равно как  и противоположный ему тип  человека элиты. Человек элиты и  человек массовый — это, образно  говоря, две стороны одной и  той же медали, точнее, одного и того же существа под названием Человек  с его двойственной природой. В  своём противоречивом единстве эти  антропологические типы в известном  смысле исчерпывающим образом представляют человеческое существо как целостность  на всём протяжении современной человеческой истории. Менялись исторические периоды, возникали и рушились могущественные государства, социокультурные системы, интеллектуальные достижения, но всегда в глубине исторической сцены, на которой, образно говоря, люди разыгрывают  свои драмы, трагедии и комедии, можно  найти человека заурядного, посредственного, не блещущего дарованиями, ограничивающегося  повседневностью. Порой такой человек, накопив весомый груз обид, унижений, несправедливостей, выходил на авансцену  общественной жизни, сея смерть и  разрушения, однако со временем безропотно вновь и вновь уходил на задворки истории, оставляя авансцену человеку незаурядному, даровитому, творческому.

Информация о работе Х.Ортега-и-Гассет о проблемах массовости в культуре