Функиции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:28, реферат

Краткое описание

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….……3
1. Мировоззренческая функция…………………………………………………………………4
2. Гносеологическая функция…………………………………………………………………...7
3. Методологическая функция…………………………………………………………………..7
4. Информационно-коммуникативная функция……………………………………………….8
Ценностно-ориентирующая функция……………………………………………………….8
6. Критическая функция…………………………………………………………………………8
7. Интегрирующая функция……………………………………………………………………..9
8. Идеологическая функция……………………………………………………………………..9
9. Воспитательная функция……………………………………………………………………10
10. Прогностическая функция…………………………………………………………………10
11. Проектировочная функция………………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………………..….13
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 31.48 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Пензенская Государственная Сельскохозяйственная Академия» 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Функиции философии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Выполнила

                                                        студентка 125 группы

                                                        Пяткина Екатерина. 

                                                        Проверила

                                                        Самойлова И.В. 
 

Пенза, 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….……3

1. Мировоззренческая функция…………………………………………………………………4

2. Гносеологическая  функция…………………………………………………………………...7

3. Методологическая  функция…………………………………………………………………..7

4. Информационно-коммуникативная  функция……………………………………………….8

  1. Ценностно-ориентирующая  функция……………………………………………………….8

6. Критическая  функция…………………………………………………………………………8

7. Интегрирующая  функция……………………………………………………………………..9

8. Идеологическая  функция……………………………………………………………………..9

9. Воспитательная  функция……………………………………………………………………10

10. Прогностическая  функция…………………………………………………………………10

11. Проектировочная  функция………………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………………………..….13

Список  литературы……………………………………………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

  В системе  чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место  занимает философия. Зародившись в  глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые  различные философские школы  и течения.

  Слово “философия” – греческого происхождения  и буквально означает “любовь  к мудрости”. Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте  в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как  единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место  занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны  мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с  тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым  разнообразным областям жизни и  знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие  ответы. Философия существует около  трех тысячелетий, и все это время  в ней идет борьба противоположных  взглядов, которая не прекращается и сейчас. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.

  Выполнение  философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных  функций, через которые реализуется  ее назначение.

  Наиболее  существенными из них выступают:

  • мировоззренческая
  • гносеологическая
  • методологическая
  • информационно-коммуникативная
  • ценностно-ориентирующая
  • критическая
  • интегрирующая
  • идеологическая
  • воспитательная
  • прогностическая
  • проектировочная
 

  1. Мировоззренческая функция

  Мировоззренческая функция философии считается  одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

  Мировоззрение по своей форме может быть:

  • мифологическим
  • религиозным
  • философским.

  Это зависит от того, на каком основании  оно базируется — на мифологических, религиозных или философских  представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

  Нередко в современных условиях в мировоззрении  отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные  представления. Эти представления  придают мировоззрениям конкретных людей специфику. 
 

  Мироощущение  мировосприятие и миропонимание

  В различающихся по форме и по характеру  мировоззрениях интеллектуальный и  эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному  в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.

  Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

  В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

  Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

  Как система взглядов мировоззрение  людей формируется на основе самых  разных знаний, но завершающий вид  ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.

  2. Гносеологическая функция

  С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

  3. Методологическая функция

  Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

  4. Информационно-коммуникативная функция

  Характер  усвоения философских знаний зависит  от способности философии как  системы знаний передаваться от одних  людей к другим и информировать  последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная  функция философии.

  5. Ценностно-ориентирующая функция

  Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.

  6. Критическая функция

  С таким направлением реализации одного из назначений философии связано  проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической  функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.

Информация о работе Функиции философии