Фридрих Ницше (1844-1900)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:50, доклад

Краткое описание

Фридрих Ницше родился в 1844 г. в местечке Реккен в Тюрингии (Пруссия). Отец -- протестантский священник из польских дворян. После смерти отца и младшего брата в 1850 г. мать с Фридрихом и его сестрой Элизабет перебралась в Наумбург. Здесь Фридрих поступил в школу, с 1858 г. учился в гимназии Пфорта и дружил с будущим исследователем веданты Паулем Дойсеном, затем изучал теологию и филологию в университете Бонна в 1864 г. и переехал в Лейпциг в 1865 г., чтобы послушать семинары известного филолога Ричля и совершенствоваться в музыке.

Вложенные файлы: 1 файл

Крупнейшим представителем философии жизни был Фридрих Ницше.docx

— 20.02 Кб (Скачать файл)

Крупнейшим представителем философии  жизни был Фридрих Ницше (1844-1900).

Фридрих Ницше родился в 1844 г. в  местечке Реккен в Тюрингии (Пруссия). Отец -- протестантский священник из польских дворян. После смерти отца и младшего брата в 1850 г. мать с Фридрихом и его сестрой Элизабет перебралась в Наумбург. Здесь Фридрих поступил в школу, с 1858 г. учился в гимназии Пфорта и дружил с будущим исследователем веданты Паулем Дойсеном, затем изучал теологию и филологию в университете Бонна в 1864 г. и переехал в Лейпциг в 1865 г., чтобы послушать семинары известного филолога Ричля и совершенствоваться в музыке.

В Лейпциге он познакомился с работами Шопенгауэра, которые оказали на него колоссальное влияние. Во время  учебы Ницше начал сотрудничать с «Центральной литературной газетой». Несмотря на освобождение по причине  близорукости, в 1867 г. Ницше был зачислен в артиллерийский полк в Наумбурге, где отслужил год и был освобожден из-за травмы. В это время Ницше начал публиковаться в «Рейнском научном журнале». На основе статей 1867-- 1868 гг. Ричль порекомендовал Ницше на место экстраординарного профессора классической филологии в Базельском университете и содействовал присуждению ему без защиты докторской степени.

Сильное влияние на Ницше оказал выдающийся немецкий композитор, мыслитель, поэт Рихард Вагнер (1813--1883), с которым  он познакомился в 1868 г. и сблизился, несмотря на большую разницу в  возрасте. Разрыв отношений с Вагнером происходит (с осени 1876 г., а окончательный  разрыв в январе 1878 г.), по официальной  версии, из-за изменения мировоззренческих  позиций Вагнера и появления  религиозных мотивов в его  музыкальных произведениях. В этот же период у Ницше возникают серьезные  проблемы со здоровьем, его постоянно  мучают сильные головные боли и вскоре это вынуждает окончательно уйти с профессорской должности в 1879 г.

Ницше тоже отказался от исследования законов природы и традиционных онтологических проблем. В своих  произведениях он обсуждал вечные философские  вопросы о сущности человека, смысле жизни и смерти, кризисе культуры. В отличие от Кьеркегора, Ницше  уделил основное внимание не психологическим  чертам человеческой личности, а надиндивидуаль-ным процессам в социальном организме, прежде всего в сфере культуры. Его концепция не была изложена в таком же целостном и систематическом виде, как, например, учение Канта или Гегеля. Философы восстанавливают взгляды Ницше на основе множества научных и художественных произведений, многие из которых противоречат друг другу. Oсновные элементы его мировоззрения -- идеи «воли к власти», «вечного возвращения», «переоценки ценностей» и «сверхчеловека».

Вслед за Шопенгауэром Ницше стал в оппозицию к классическому  рационализму. Для него основа мира -- не «бытие», изучавшееся предшествующей философией, а жизнь. Жизнь -- это первичная реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Она является вечным движением, становлением, постоянным течением (тут явно использованы представления Гераклита об изменчивости мира).

Сущность жизни, по Ницше, -- это «воля к власти», т. е. некая сила, ненасытно стремящаяся к господству. Сама жизнь является вечной борьбой этой воли за власть, за господство -- как внутри человека, так и в обществе.

В работе «Антихрист. Проклятие христианству»  философ писал: «Что хорошо? -- Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, саму власть. Что дурно? -- Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? -- Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия». Воля к власти стоит за всеми процессами физической и духовной жизни человека. Любое обращение к разуму, истине, логически построенные системы доказательств и аргументации на самом деле являются только заменяющими физическое принуждение способами влияния одной воли на другую -- индивидуальную или коллективную.

Идея «воли к власти» глубоко  связана с идеями «переоценки  ценностей» и «сверхчеловека». Критикуя гуманистическую систему ценностей, Ницше утверждал, что представления о равенстве и справедливости, гуманистическая мораль только разлагают человеческую природу. Помогая слабым, общество зря растрачивает силы, которые нужны ему для движения вперед. Философ перенес на общество дарвиновские идеи естественного отбора. Отсюда его знаменитый призыв, резко отрицающий этику европейского гуманизма: «Падающего -- подтолкни». Во главе общества должна стоять «высшая каста» сильных людей, которые имеют право господствовать над серым большинством.

История человечества не есть движение вперед -- она является только «вечным возвращением» к идеалам прошлого, прежде всего к античной культуре. Поэтому бессмысленно ожидать в будущем чего-то нового и прекрасного. В истории культуры борются два начала -- дионисийское и аполлоновское. Дионисийское -- это женское начало, обеспечивающее гармонию человека и природы. Аполлоновское -- мужское начало, отличающееся большей упорядоченностью, закономерностью и рациональностью, однако разрушающее связь природы и человека. В античной культуре эти два начала находились в единстве, но в культуре Европы ХIХ в. произошло подавление дионисийского начала аполлоновским.

Этому подавлению способствовала, в частности, и христианская религия. Культура ХIХ столетия находится в кризисе, поэтому необходимо пересмотреть, переоценить созданную ею систему ценностей и возродить идеалы прежней культуры. Причины кризиса современной культуры -- рационализация человеческой жизни, вызванная развитием науки (1); распространение христианской религии, ориентированной на помощь слабым (2); и развитие демократических форм правления, которые приводят к власти толпу, не способную к созданию высокой культуры (3). Для восстановления гармонии культуры необходим сверхчеловек -- вождь, стоящий выше религии и морали, превосходящий всех современных людей силой своей личности. Идея сверхчеловека подробно обосновывается в работе Ницше «Так говорил Заратустра».

Научная и литературная деятельность Ницше прервалась в 1889 г., когда он в результате тяжелого психического заболевания стал полностью невменяемым. Именно в эти годы популярность философа резко возросла. Увлечение его  идеями достигло такого уровня, что  в Европе появлялись люди, всерьез  пытавшиеся превратить себя в ницшеанского «сверхчеловека» или воспитать  в этом духе своих детей. В посмертно  изданную книгу «Воля к власти»  сестра Ницше внесла исправления, усиливавшие  человеконенавистническое звучание концепции  сверхчеловека. Позже эти идеи немецкого  философа были использованы при создании фашистской идеологии, а сам Фридрих  Ницше осуждался демократически настроенными мыслителями как один из предшественников фашизма. В действительности такая трактовка учения философа явно тенденциозна. Ницше был достаточно далек от идей создателей национал-социализма, хотя отдельные его мысли действительно  можно интерпретировать в духе фашистской идеологии. Его философия оказалась  своеобразным критическим взглядом со стороны на рационалистическую европейскую  культуру. В традиционной культуре Европы, действительно, можно увидеть  слабости и недостатки, хотя это  и не значит, что следует безоговорочно  принять предложенную Ницше альтернативную систему ценностей.

Судьба жестоко посмеялась над философом, культивировавшим силу и волю к власти. В конце жизни  Ницше заболел неизлечимой психической  болезнью. Он стал слабым, никчемным  и обременительным для общества. Как будто судьба ему бросала  вызов его же словами: «Падающего -- толкни?» «Больной -- паразит общества?» «Сострадание --- вреднее всякого порока?» Людям не известно, что он ответил на вызов судьбы.



Информация о работе Фридрих Ницше (1844-1900)