Французское просвещение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:00, контрольная работа

Краткое описание

Термин «Просвещение» впервые употреблен Вольтером, а определение понятия «Просвещение» дал Иммануил Кант: «Просвещение есть необходимая историческая эпоха развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса».
Философией Просвещения принято называть философию XVIII столетия, время между двумя революциями – английской и французской (1688 - 1789). В эпоху Просвещения разум становится свободным, он уже сам хочет предписывать законы человеку и природе. Идеи Просвещения зародились в Англии, но большее распространение приобрело Французское Просвещение.

Вложенные файлы: 1 файл

КР по Ф.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Уральский Институт-филиал Российской Академии Народного Хозяйства  и Государственной Службы

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Философия» 

по  теме: «Французское Просвещение»

Кафедра философии  и политологии

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Ершов Ю. Г.

д.ф.н., профессор

Выполнил: Кадочников А.

студент, гр. Ю-0421

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2013 г.

 

Введение.

 

Термин «Просвещение»  впервые употреблен Вольтером, а  определение понятия «Просвещение»  дал Иммануил Кант: «Просвещение есть необходимая историческая эпоха  развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса».

Философией Просвещения принято называть философию XVIII столетия, время между двумя революциями – английской и французской (1688 - 1789). В эпоху Просвещения разум становится свободным, он уже сам хочет предписывать законы человеку и природе. Идеи Просвещения зародились в Англии, но большее распространение приобрело Французское Просвещение.

Непосредственные  основы современной цивилизации  лежат именно во французском Просвещении. Правовое устройство общества, умонастроение большинства людей, вера в прогресс — все это уходит корнями в эпоху французского Просвещения.

 

Основная  часть

I

Хотя родиной Просвещения  стала Англия, которая одной из первых стала на путь капиталистического развития, исторически сложилось так, что это движение получило наиболее широкое распространение во Франции в XVIII в. Взгляд на историю складывался во французском Просвещении на основе общих предпосылок просветительской философии, т.е. веры в разум и его прогресс, ведущий, как полагали просветители, к социальному благополучию.

Французское Просвещение  возникает как результат понимания  необходимости изменений в обществе прогрессивно мыслящей частью общества, на волне глубоких процессов освобождения разума населения страны от власти религии и церкви.

XVIII в. в истории  мысли не случайно называют  эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь вышло за стены университетов, став предметом обсуждения в среде литераторов, популярно излагающих последние достижения науки.

Уверенность в  мощи человеческого разума, в его  безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающих условия для экономического и социального благоденствия, - основные представления эпохи Просвещения.

Выдающиеся  философы Ш.Монтескье, Х.Гельвеций, Вольтер, Г.Гольбах, В.Дидро, Ж.-Ж.Руссо...просвещали головы для приближавшейся революции.... В связи с этим, необходимо упомянуть «Энциклопедию наук, искусств и ремесел», ставшую символом эпохи Просвещения. К 18 в. научные данные, накопленные учеными в 17 и 18 веках, постепенно начали опровергать существовавшие в то время представления о природных и социальных явлениях. Руководствуясь идеей «знание вместо веры» энциклопедисты решили написать крупнейший справочник, энциклопедию своего времени. Роль «Энциклопедии» как интеллектуальной подоплёки французской революции неоспорима. «Британская энциклопедия» (классическое издание 1911 года) пишет: «Не существовало никогда энциклопедии, политическая важность которой была бы так велика, равно как и энциклопедии, которая заняла бы такое видное место в жизни общества, истории и литературе своего века. Она не только давала информацию, но навязывала мнение».

II  

 В исторической  борьбе буржуазных мыслителей XVIII в. против сил старого феодального общества совершенно исключительную роль играл Вольтер. Его фраза: "Если бы бога не было, его бы следовало выдумать", - предельно кратко выражает сущность его двойственной и противоречивой позиции по отношению к религии. В 1722 г. Вольтер пишет философскую поэму "За и против", в которой дает торжественное обязательство "священный развенчать обман". Всю жизнь он боролся против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. В своих произведениях Вольтер показывал несостоятельность религии как системы. Но сражаясь с религиозными предрассудками, Вольтер не только не отрицал существования бога, но и требовал поклонения ему, был деистом. Но бог Вольтера, разумеется, ничего общего не имел с триединым богом христианства. Это некое высшее, разумное существо, которое "существует вечно само по себе и является причиной всех других существ". Бог выступает у Вольтера как конечная первопричина мира, как активная сила, сообщившая материи движение и упорядочившая ее. 

Другой просветитель, Ж.Ж. Руссо размышлял о судьбе личности, человеке, находящегося в современном обществе с его сложной культурой, с его противоречиями. В основе знаменитого трактата “Об общественном договоре” (1762) лежит мысль о том, что насилие не может быть источником права. Сущность общественного договора в том, что каждое отдельное лицо отказывается от всех своих прав и передает их в пользу общества. При этом человек остается неотъемлемым членом общества. Таким образом, Руссо преобразует само понятие о личном праве и превращает его в право политическое. Руссо полагал, что неравенство существовало не всегда. Он утверждал, что в "естественном состоянии" все люди были равны и не знали социального гнета, нищеты и несправедливости, это появилось тогда, когда возникла частная собственность. Руссо  поднимает проблему взаимосвязи природы, культуры и истории. В своем трактате "Рассуждение. Способствовало ли возрождение науки и искусств улучшению нравов?" он говорит о том, что все прекрасное в человеке выходит из лона природы и портится в нем, когда он попадает в общество.  Смысл прогресса заключается в исчезновении добродетели во все времена и во всех странах.  К примеру: Рим был основан пастухами, существовала ранняя добродетель Рима. Но с эпохи Овидия Катулла, Мецената, Рим становится ареной игры страстей. Отсюда вывод: искусство расслабляет нравы и личность. 

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Причина развития общества – активность разума, стремящегося все понять и систематизировать. Движение к истине и счастью, добродетели – вот основные направляющие общественного прогресса. Он считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов. Смысл человеческой жизни — в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому — невежество, предрассудки, религия, деспотизм. Идеи Кондорсе сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительной концепции исторического процесса.

Дени Дидро (1713-1784) - знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Дидро рассматривал человека не только как чувствующее, но и как мыслительное существо, признавая, что человек одновременно и музыкант, и инструмент.  Дидро в основу нравственного поведения людей положил стремление людей к счастью. Он проповедовал разумное сочетание личных и общественных интересов. Человек способен сравнивать удовольствия, поэтому для него возможны правила поведения. Правильно понятый интерес ведет к нравственности, так как, желая пользы от людей, человек должен делать пользу людям. В обществе люди и должны так поступать. Истинной движущей силой поступков является эгоизм, или личный интерес. Основа нравственности — опыт, никакого нравственного чувства не существует.

Ш. Монтескье был одним из основоположников "географического направления в социологии". Формы правления, как и законы, устанавливаемые в различных государствах, Монтескье ставил в прямую зависимость от географической среды, важнейшими составляющими которой считал климат, почву и рельеф местности. Нет, таким образом, абсолютного, разумного государственного строя, религии, законов и нравов. Составная часть учения Монтескье - его концепция «разделения властей», которая в определенной степени была развитием идей Локка. В трактате "О духе законов"он утверждал, что идеальный государственный строй должен быть построен на основе принципа разделения властей, т.е. независимости в своих сферах трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

III

Представления о человеке и обществе складывались во французском  Просвещении в установке на природу: человек понимался как природное  существо, все свойства и потребности  которого телесны и определены природой, а ум, здравый смысл выглядит так же, как "естественный свет".

Просветители прекрасно понимали, что существующее общественное устройство далеко от природного идеала, но, за исключением Руссо, никто не концентрировал внимания на противоречии между естественным и общественным состояниями. Не усматривалось никакого противоречия и между телесной и духовной природой человека.На этой основе развиваются столь типичные для французских просветителей рассуждения  о разумном эгоизме. Представления об "одиноком Робинзоне", обладавшем в естественном состоянии неограниченной свободой и сменившем эту естественную свободу на общественные права и обязанности, были вызваны к жизни новым способом деятельности и хозяйствования и соответствовали положению индивида в промышленном обществе, где каждый владел какой-либо собственностью (пусть даже только на свою рабочую силу), т.е. выступал как частный собственник и рассчитывал, следовательно, на себя, свое собственное здравое суждение о мире и свое решение. Это отражено в представлениях просветителей о человеке как естественном, природном существе, все свойства которого, в том числе и личный интерес, определены природой. Ведь в соответствии со своей телесной сущностью каждый стремится получить удовольствия и избежать страданий, что связано с любовью к себе, или себялюбием, основанной на самом важном из инстинктов — инстинкте самосохранения. Итак, каждый индивид во всех своих действиях исходит из любви к себе. Но, будучи просвещен светом разума, он начинает понимать, что если будет думать только о себе и добиваться всего только для себя лично, то столкнется с огромным числом трудностей, прежде всего потому, что все желают одного и того же — удовлетворения своих потребностей, средств для чего еще очень мало. Поэтому люди постепенно приходят к выводу, что имеет смысл в какой-то мере ограничить себя; это делается вовсе не из любви к другим, а из любви к себе; следовательно, речь идет не об альтруизме, а о разумном эгоизме, но такое чувство — гарант спокойной и нормальной совместной жизни. XVIII в. вносит в эти представления свои коррективы. Во-первых, они касаются здравого смысла: к соблюдению требований разумного эгоизма толкает здравый смысл, ибо без учета интересов других членов общества, без компромиссов с ними нельзя построить нормальную повседневную жизнь, нельзя обеспечить бесперебойное функционирование хозяйственной системы. Опирающийся на самого себя независимый индивид, собственник приходит к такому выводу самостоятельно как раз потому, что наделен здравым смыслом.

 

Заключение

 

Мировоззрению французских  Просветителей, несмотря на множество  диалектических догадок во взглядах на природу и общество, в целом  была присуща метафизичность. В механике Ньютона они усматривали окончательное  заключение о фундаментальных основах природного и общественного бытия, основах, абсолютно одинаковых при любых условиях во всех уголках Вселенной.

Итак, Просвещение, осознавая себе новой эпохой, видело панацею от всех бед в распространении  знаний, оптимистически оценивало возможности общественного прогресса, пыталось открыть людям глаза на собственную природу. Главной установкой этого периода является признание разума высшей, по крайней мере внутри философии, инстанцией. Мыслителей XVII века интересовала проблема определения источника человеческих знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. 

Девиз Просвещения: имей смелость пользоваться собственным умом. Для  этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум.

 

Источники

 

  1. Блинников Л.В. Великие философы: учебный словарь-справочник, изд. 2. М., 1997. 432 с.
  2. Волгин В. Просвещение (эпоха). Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. -  М., 1958
  3. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. - М.,1988.
  4. Проблемы Просвещения в мировой литературе. - М., 1970.
  5. Спиркин. А.Г.  Философия. Учебник
  6. Философия. Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева.  Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.
  7. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.
  8. Французское просвещение и революция. АН СССР, Институт философии,  - М:Наука, 1989.

Информация о работе Французское просвещение