Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном
мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и
стиле философии. Важным событием, определившим характер и
направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало
было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г.
Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать
смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести
современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека
в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Содержание

Введение
1. Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в.
2. Обоснование истинности научного знания в учениях Ф.Бэкона и Р.Декарта.
а. Ф.Бэкон- родоначальником эмпиризма.
б. Р.Декарт- представитель рационализма
3. Идеалы человека и общественного устройства в философии Просвещения.
а. Философия Французского Просвещения
б. Идеи нравственного прогресса в Немецком Просвещении.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 25.23 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Формирование научной  картины мира в XVI- XVII в.в.

2. Обоснование истинности  научного знания в учениях  Ф.Бэкона и Р.Декарта.

а. Ф.Бэкон- родоначальником эмпиризма.

б. Р.Декарт- представитель рационализма

3. Идеалы человека и  общественного устройства в философии  Просвещения.

а. Философия Французского Просвещения

б. Идеи нравственного прогресса в Немецком Просвещении.

Заключение

Список литературыВВЕДЕНИЕ

XVI - XVII века - время, обозначившее  крупные перемены в жизни

Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном

мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и

стиле философии. Важным событием, определившим характер и

направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало

было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г.

Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать

смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести

современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека

в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в

конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции

требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось

и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.

У начала новой европейской философии возвышаются фигуры

Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с

переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на

проблемы натурфилософии. В XVII веке интерес философов был направлен

на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт -

понятие метода в философии.

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления:

эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный

опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает

на первый план логическое основание науки, признает разум источником

познания и критерием его истинности.

Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических

воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" -развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в

др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по

истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению"

(полученное в результате  чувственногог восприятия).

Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только

то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая

безусловную достоверность научных принципов математики и естесвознания

рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе

познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и

необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза,

Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими

свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его

источником, так и собственно критерием истинности. Так например к

основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в

чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".

Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого

реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта

познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику

знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании

врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать

"генетическим кодом", передаваемым от поколения к  поколению. С ним

перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков)

мышления.1 Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в

Период становления эмпиризма и рационализма характерен для эпохи

Возрождения, начавшейся в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV началу ХVI в.

ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена

успехов раннебуржуазной культуры, представленной богатейшим

творчеством гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по своему

социальному происхождению культура гуманизма, концентрировавшаяся в

городах, рождалась и развивалась в противостоянии культуре феодального,

преимущественно сельского, застойно-иерархического общества.

Идеологической основой этого общества была христианская религия с ее

многочисленными догмами, так или иначе осмысляемыми в схоластических

философских системах и построениях.

Если попытаться предельно кратко сформулировать суть

теоцентрическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более

подходящее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность

средневекового человека, выражавшая его преимущественно

приспособительную позицию в отношении природы и социального мира.

Философы-гуманисты, в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые

основы религиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план

человека с его многообразными телесными и духовными потребностями.

Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, которая

в противоположность теологии и схоластической философии,

усматривавшим смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога на

земле, обосновывала идеал учреждения в посюсторонней жизни царства

самого человека. Такое обоснование было как индивидуально-этическим, так

и социальным. С течением времени, по мере успехов производственной

деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI

началу ХVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и научно-

техническую конкретизацию.именно: в шишковидной железе мозга. Декарт признавал существование у

человека врожденных идей, которые характеризуются независимостью от

внешних предметов, ясностью, отчетливостью, простотой. Высшим

врожденным понятием выступает понятие Бога. Кроме врожденных понятий

существуют и врожденные аксиомы, как например: "две величины, равные

третьей, равны между собой". К врожденным Декарт относил также и

логические законы.

Познание, по Декарту, освещено светом разума, а заблуждение

возникает вследствие того, что человек обладает свободной волей, которая

представляет собой иррациональное начало в человеке. В "Рассуждении о

методе" Декарт описывает те правила, которые дают способ достижения

наиболее истинного, достоверного познания. Эти правила, которых

придерживался и сам Декарт, следующие: 1) исходить в своих рассуждениях

только из таких положений, которые предстают в уме ясными и отчетливыми

и не вызывают никаких сомнений в своей истинности; 2) разделять каждую

сложную проблему на составляющие ее частные вопросы, чтобы каждую

часть в отдельность лучше разрешить; 3) в своих рассуждениях стараться

переходить от предметов самых простых и легко познаваемых к познанию

более сложных вещей, от известного и доказанного - к менее известному и

недоказанному; 4) стараться не совершать никаких пропусков в своих

рассуждениях в процессе логического хода мыслей.

Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на

всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные

направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название

картезианство (от латинизированной формы его имени - Картезия).3. Идеалы человека и общественного устройства в философии

Просвещения.

а. Философия Французского Просвещения

Хотя Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-

идеологическое движение общественной мысли оно впервые оформилось

именно во Франции, где его основные черты выразились с классической

четкостью, последовательностью и радикальностью. Французское

Просвещение было представлено плеядой выдающихся мыслителей.

Вольтер, Монтескье, Кондильяк. Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Руссо

— вот далеко не полный перечень имен философов-просветителей.

Просветительские идеи на длительный период предопределили развитие всей

духовной культуры Франции, стали общественным достоянием. Причем эти

идеи распространялись не только посредством собственно философских

произведений, но и через художественную литературу (Вольтер, Монтескье,

Дидро, Руссо были крупнейшими писателями своего времени).

В социально-политическом отношении французское Просвещение

представляло собой идеологическую подготовку Великой французской

революции, выступало как идейное оружие в борьбе с феодально-

абсолютистским строем. Можно утверждать, что прежде чем Великая

французская революция свершилась в действительности, она сначала

произошла в умах философов-просветителей, которые в течение всего XVIII

в. ковали новое, антифеодальное сознание, новые ценностные установки и

мировоззренческие ориентиры, готовили массы к штурму твердынь

феодализма. Движение Просвещения, таким образом, было во Франции

философской революцией, которая подготовила революцию политическую.

Философы-просветители, особенно материалистической ориентации,

стремились разработать программу устранения общественных зол и нового

общественного устройства, которая, несмотря на свойственные еймногочисленные иллюзорные и утопические моменты (это однозначно

показал последующий исторический опыт), сыграла крупную роль в

социальной жизни той эпохи и оказала серьезное воздействие на

последующие события европейской и мировой истории.

Развернув сокрушительную критику религиозного освящения

феодальных режимов, французские философы XVIII в. продолжили работу,

начавшуюся еще в эпоху Возрождения, — обесценивание религиозной веры,

устранение диктата теологии, обезбоживание социально-политической и

духовной жизни людей. Мыслители эпохи Просвещения были уверены, что

решающую роль в исправлении социальных отношений призвано сыграть

знание, и особенно познание «естественного порядка». «Естественный

порядок», считали они, может быть достигнут лишь тогда, когда социальные

отношения будут приведены в гармоническое соответствие с природой

человека. «Естественный порядок» познаваем человеческим разумом и

соответствует подлинным, неиспорченным желаниям человека. Виной тому,

что этот порядок пока еще не утвердился в жизнедеятельности людей,

являются невежество, мракобесие, религиозный фанатизм и тому подобные

вещи. Именно они — главная причина человеческих бедствий, всякого зла и

несчастья. Преодолеть зло и несчастье можно только избавившись от

невежества, просветив разум. Исходя из этого, просветители формулируют

свою главную практическую задачу — просветить разум людей, дать им

правильные знания. Только на этой основе, с их точки зрения, может быть

преобразована жизнь общества и человека.

Вера в мощь человеческого разума, в его безграничные возможности, в

прогресс наук, создающий условия для экономического и социального

процветания, — вот основной пафос Просвещения. Философы этой эпохи

считали, что обществу свойственно постепенное развитие на основе

неуклонного совершенствования человеческого разума; разум и только разум

является основой всякого прогресса, всякого движения вперед. Согласно им,

знание, мораль, религиозная вера, — все должно быть подвергнутобеспощадному суду разума, и только то, что будет оправдано этим судом,

имеет право на существование. Увлеченные идеалом грядущего «царства

разума», эти мыслители наивно полагали, что феодально-аристократическая

эпоха и свойственные ей политический деспотизм, религиозный фанатизм и

т.д. — это не объективно обусловленная, закономерная стадия в развитии

человечества, но отклонение, «перерыв» в восходящем шествии разума, и

положить ей конец можно только посредством просвещения людей.

Разум занимает в идеологии Просвещения место высшего судьи,

выступает как высшая инстанция критического анализа. Сам же разум

оказывается вне критики, поскольку над ним нет ничего, что могло бы

подвергнуть его критической оценке. С точки зрения Просвещения разум

является единым и универсальным, общим для всех людей, во все времена,

поэтому культура, которая должна быть построена на принципах разума,

представляется единственно возможной рациональной культурой. Все, что

существовало до нее, есть лишь ложь и заблуждения, результат невежества

или сознательного обмана. Убежденные в силе и независимости разума,

философы Просвещения считали, что он способен преодолеть ложь и

заблуждения и обеспечить прогрессивное развитие человечества.

Уверенность в силе разума соединялась у них с уверенностью в

неуклонности исторического прогресса.

Разум и прогресс — вот два главных лозунга философии Просвещения.

При этом просветители апеллируют не просто к разуму — ведь к разуму

обращались и философы XVII в., — а к разуму научному, который опирается

на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от всяких

«сверхопытных гипотез». Тем самым они пытались совместить

рационалистические убеждения в могуществе и независимости разума с

эмпирическим взглядом на происхождение знания. Они считали, что знание

возникает опытным путем, но мера его истинности определяется разумом.

Поэтому философов-просветителей, несмотря на явные элементысенсуализма в их теориях познания, справедливо называли

Информация о работе Формирование научной картины мира в XVI- XVII в.в