Формирование идеи личности (от античности к христианству)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 09:28, сочинение

Краткое описание

Формирование идеи личности (от античности к христианству). Языческие философские школы и раннее христианство. Использование понятий античной философии для выражения духовного опыта христиан.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование идеи личности.docx

— 18.09 Кб (Скачать файл)

   Формирование идеи личности (от античности к христианству). Языческие философские школы и раннее христианство. Использование понятий античной философии для выражения духовного опыта христиан.

   

   Можно заметить некоторые различия понимания термина «личность» античными языческими и христианскими философами. Здесь я хотела бы рассмотреть работы Марка Аврелия «Наедине с собой» и Августина «Исповедь».

   Согласно античному мировоззрению человек – часть единой природы, Целого. Он важен как её элемент, который должен соотноситься с общей для всех элементов системой. Марк Аврелий говорит о мимолетности жизни, о том, что нет в природе ничего вечного, что всему суждено вечно распадаться на элементы и вновь образовывать что-то новое. Нет смысла гнаться за мирскими благами и «вечной славой». Ведь и она исчезнет вместе с её свидетелями. Более того, по мнению великого римлянина, похожие и примерно одинаковые явления все время повторяются, мир не меняется, и следовательно за сорок лет жизни можно познать все их разнообразие. Автор подтверждает такое положение, предлагая сравнить разные эпохи в истории разных народов. Несмотря на кажущуюся пессимистичность, в таком мире можно обрести счастье: смысл существования жить в согласии с природой, как её часть. Природная система управляется высшим разумом, частица которого, «внутренний гений», есть в каждом. Именно эта божественная часть человеческого существа главенствует над другими его составляющими, жизненной силой и телом. Она должна определять общественное предназначение человека, которому не стоит противиться, так как оно идеально подходит каждому отдельному гражданину, а он подходит ей. В таком переменчивом мире человек может жить только им, так как он является членом Всемирного Града, и настоящим моментом.  За свою быстротечную жизнь ему необходимо сделать как можно больше добрых дел, «время не терпит». При этом важна не продолжительность жизни, а согласованность или несогласованность её с мировым порядком, поэтому своей цели душа  достигает вне зависимости от отведенного ей срока. Как пишет Аврелий, « она  исполняет свое предназначение полностью и без нехваток, так что может сказать: "Я взяла свое"». К смерти и другим неприятным явлениям жизни стоит относиться спокойно, как к естественной необходимости. Человек не может изменить мир, но может изменить свое убеждение, отношение к нему. В этом раскрывается понимание того, что источник счастья в нас самих. По этому поводу Марк Аврелий пишет: «Все то, чего ты желаешь достичь окольными путями, ты можешь иметь уже теперь, если только будешь доброжелательно относиться к самому себе.». Имеется ввиду диалог со своим внутренним гением, помогающем каждому идти своим путем. Поскольку все люди представляют собой части одного организма, и кроме того их объединяет божественное происхождение, невольные заблуждения одних людей (они не познали природу добра) не должны вызывать неестественного противодействия между ними и остальными. Здесь еще раз подчеркивается понимание личности как социального существа. Нужно беречь свое чистое внутреннее начало и не позволять внешним факторам, имеющим менее совершенную природу, на него воздействовать. В этом философ близок стоикам.

  Предпосылками возникновения раннего христианства были философская концепция стоиков, проповедующих смирение, победу над земными страстями, и идея Ветхого завета о неопределимости и бесконечности Бога. В концепции Августина Бог несоизмеримо выше человека, он предстает монархом, единственным правителем мира. В отличие от безличного разума античности, христианский Бог – конкретная личность, существо. Августин пишет, что окружающий мир грешен и от него необходимо отойти, отдав свою жизнь на служение Богу. Все создано им, и он ничем не обязан ни одному существу, ничему материальному. Каждый человек предстает отдельной личностью, не распадающейся на части. В христианстве появляется идея личной ответственности, Страшного Суда. Человек больше не сливается с единым миром, он сохраняет свою индивидуальность. Его единственный путь к совершенству – это путь к Богу.

   В античном же  понимании каждый является прежде всего гражданином, исполняющим свой долг, несмотря на бренность мира, о которой говорится у обоих философов, человек может обрести счастье уже в этом мире, а не в трансцендентном.

   Из греческой философии в христианство перешло такое фундаментальное понятие, как Логос, слово, божественная идея, космический порядок, гармония. Теперь оно обозначает разум, то, что позволяет Богу доходить до людей, вступать с ними в контакт. Иносказательный образ определения Бога также остается, так как его невозможно определить человеческими словами. Существование философии (познания путем разума) оправдывается тем, что оно необходимо для дальнейшего перехода к вере.

  Можно сказать, что  если в античной философии  главное место принадлежит идее  мирового порядка, то в христианской  – идее Бога. И в связи с  этим определяется роль личности  в мире.


Информация о работе Формирование идеи личности (от античности к христианству)