Фома Аквинский - величайший мыслитель Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:16, реферат

Краткое описание

Фома Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог, получивший титул «ангельского доктора», причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых Иоанном XXII и считающийся покровителем католических университетов, колледжей и школ. Папа Лев XIII в энциклике Aеterni Patris объявил его наиболее авторитетным католическим ученым.

Содержание

1. Фома Аквинский – величайший мыслитель. Биография
2. Социальные и идеологические предпосылки возникновения философии Фомы Аквинского
3. Труды и идеи Фомы Аквинского
4. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

         4.  Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука должна опосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости ее принципов. Стремление познать Бога - подлинная мудрость. А знание - это лишь служанка теологии. Философия, например, опираясь на физику, должна конструировать доказательства существования Бога, задача палеонтологии состоит в подтверждении Книги бытия и так далее.

       В связи с эти Аквинский пишет: «Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге».

       Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятся бесполезными, более того, перерождаются в опасные рассуждения. В случае конфликта решающим является критерий истин откровения, которые превосходят своей истинностью и ценностью любые рациональные доказательства.[10]

       Таким образом, Фома не отделил науку от теологии, а, напротив, без остатка подчинил ее теологии.

       Аквинат, выражая интересы церкви и феодальных слоев, отводил науке второстепенную роль. Фома полностью парализует современную ему научную жизнь.

 

        3. ТРУДЫ И ИДЕИ ФОМЫ АКВИНСКОГО

       Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»), дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского, на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения, например работа «Этика». [3]

       «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.

       В течение своей довольно краткой  жизни Фома написал более шестидесяти  трудов (считая только достоверно принадлежащие  ему произведения). Фома писал быстро и неразборчиво, многие работы он диктовал секретарям, и зачастую мог диктовать нескольким писцам одновременно.

       Одним из первых произведений Фомы были «Комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского», основанные на лекциях, которые читал Фома в университете. Произведение Петра Ломбардского представляло собой комментированное собрание размышлений, взятых из Отцов Церкви и посвященных различным вопросам; во времена Фомы «Сентенции» были обязательной книгой, изучаемой на теологических факультетах, и многие ученые составили свои комментарии к «Сентенциям». В «Комментариях» Фомы содержатся многие темы его будущих произведений; композиция этого труда является прообразом сумм. В тот же период написана небольшая, но исключительно важная работа «О сущем и сущности», являющаяся своего рода метафизическим основанием философии Фомы. [12]

       В соответствии с традициями того времени значительную часть наследия Фомы составляют Quaestiones disputatae - работы, посвященные отдельным темам, таким как истина, душа, зло и др.

       Дискуссионные вопросы являются отражением реальной преподавательской практики, происходящей в университете - открытого обсуждения вызывающих затруднения вопросов, когда слушатели высказывали всевозможные аргументы за и против и один из бакалавров принимал аргументы из аудитории и давал на них ответы. Секретарь записывал эти аргументы и ответы. На другой назначенный день мастер суммировал аргументы pro и contra, и давал свое разрешение вопроса в целом и каждого из аргументов, также записываемое секретарем. Далее диспут публиковался либо в получившейся версии (reportatio), либо в редакции мастера.

       Дважды  в год на рождественский пост и  великий пост, устраивались особые диспуты, открытые для широкой публики, на любую тему.

       Структура диспута - выносимый на обсуждение вопрос, аргументы оппонентов, общее решение  вопроса и разрешение аргументов, сохраняется и в «Суммах», в несколько редуцированном виде. [14]

       Острой  дискуссии, развернувшейся в то время  относительно рецепции аверроистской  интерпретации аристотелевского наследия посвящена работа «О единстве интеллекта, против аверроистов». В этом труде Фома оспаривает идею о том, что бессмертна лишь высшая часть интеллекта, общая всем людям (а, значит, нет бессмертия души), бытующую в среде парижских аверроистов, а также подводит рациональные обоснования под христианское верование в воскресение плоти.

       Наиболее  важными трудами Фомы считаются  две «Суммы» - «Сумма против язычников», именуемая также «Суммой философии», и «Сумма теологии». [17]

       Первая  работа, написанная в Риме, в 1261-1264, была вызвана к жизни происходящим активным интеллектуальным обменом между христианскими, мусульманскими и иудейскими мыслителями. В ней Фома стремился, исходя из философской (а стало быть - надконфессиональной) позиции, защитить христианукую веру перед лицом мусульман и иудеев. Этот обширный труд разделен на четыре книги:

    1. О Боге, как таковом;
    2. О сотворении Богом различных регионов существ;
    3. О Боге как цели всех существ;

    IV. О  Боге, как Он дан в Его Откровении.

       Вторая  сумма считается центральным произведением Фомы Аквинского. Однако оно отличается меньшим интеллектуальным напряжением и остротой исследовательского духа, характерных для «Дискуссионных вопросов» и «Суммы против язычников». В этой книге Фома пытается систематизировать итоги своих трудов и изложить их в достаточно доступном виде, прежде всего для студентов-теологов. «Сумма теологии» состоит из трех частей, каждая часть разделена на вопросы, в свою очередь подразделяющиеся на главы - артикулы (согласно наиболее распространенной традиции цитирования части обозначаются римскими цифрами - I, I-II, II-II, III, арабскими - вопрос и глава, словом «ad» помечаются контр-аргументы). [13]

       Первая  часть посвящена установлению цели, предмета и метода исследования, рассуждению о сущности Бога, Его троичности и промысле. В частности вопросы рассматривают природу человека, как единства души и тела, его способности, относящиеся к интеллекту и желанию.

       Во  второй части рассматриваются вопросы  этики и антропологии, а третья посвящена Христу и включает три  трактата: о воплощении Христа, Его  деяниях и страстях, о причастии  и о вечной жизни.

       Третья  часть была не завершена, Фома остановился  на девяностом вопросе трактата об эпитимии. Работа была закончена Реджинальдом из Пиперно, секретарем и другом Фомы, на основании рукописей и выдержек из других произведений. Полная «Сумма теологии» содержит 38 трактатов, 612 вопросов, подразделенных на 3120 глав в которых обсуждается около 10000 аргументов.

       Фоме  принадлежат также комментарии  к Писанию и различным философским  произведениям, в особенности трудам Аристотеля, а также Боэция, Платона, Дамаскина, Псевдо-Дионисия, письма, работы, посвященные противоречиям православной и католической Церковей в вопросах исхождения Святого Духа от Отца и Сына, первенства Римского Папы и др. Множество прекрасных и поэтичных произведений написано Фомой для богослужения.[12]

       Историко-философские истоки

       Наибольшее  влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески  переосмысленный им; также заметно  влияние неоплатоников, греческих  комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.

       Теология и философия. Ступени истины

       Аквинат разграничивал области философии  и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.

       Теология  может что-то позаимствовать у философских  дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

       У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт, искусство, знание и мудрость.

       У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.[15]

       Аквинат выделял три иерархически соподчиненных  типа мудрости:

  • мудрость Благодати.
  • мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.
  • мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.

       Каждая  наделена своим «светом истины».

       Некоторые истины Откровения доступны для понимания  разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.

       На  основе этого Фома Аквинский выводит  необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах  Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).

       Фома  Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить  друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.

       О бытии

       Акт бытия, будучи актом актов и совершенством  совершенств, пребывает внутри всякого  «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность.

       Каждой  вещи существование несравненно  более важно, чем её сущность. Единичная  вещь существует не благодаря своей  сущности, потому что сущность никак  не имплицирует (подразумевает) существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога.

       Мир — совокупность субстанций, зависимых  своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование  нераздельны и тождественны.

       Фома  Аквинский различал два вида существования:

  • существование самосущностное или безусловное.
  • существование случайное или зависимое.

       Только  Бог — подлинно, истинное бытие. Все остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием (даже ангелы, стоящие на высшей ступени в иерархии всех творений). Чем выше стоят «творения», на ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают.

       Бог творит не сущности, чтобы потом  заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).

       О материи и форме

       Сущность  всего телесного заключается  в единстве формы и материи. Фома Аквинский, как и Аристотель, рассматривал материю пассивным субстратом, основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

       Аквинат различал с одной стороны субстанциональную (через неё субстанция как таковая  утверждается в своем бытии) и  акцидентальную (случайную) формы; а  с другой стороны — материальную (имеет собственное бытие лишь в материи) и субсистемную (имеет собственное бытие и деятельна без всякой материи) формы.

       Все духовные существа являются сложными субсистемными формами. Чисто духовные — ангелы — имеют сущность и  существование. В человеке заключена двойная сложность — в нем различаются не только сущность и существование, но также материя и форма.

       Фома  Аквинский рассматривал принцип  индивидуации: форма не единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы неразличимы), поэтому  был сделан вывод — в духовных существах формы индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них — отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не через их сущность, а через собственную материальность, количественно ограниченной в отдельном индивиде.

       Таким образом «вещь» принимает определенную форму, отражающую духовную уникальность в ограниченной материальности.

       Совершенство  формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога.

       О человеке и его душе

       Индивидуальность  человека — личностное единство души и тела.

       Душа  — животворящая сила человеческого  организма; она нематериальна и  самосуща; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость — становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания.

       Фома  Аквинский считал, что сила разумения  души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.

Информация о работе Фома Аквинский - величайший мыслитель Средневековья