Фиософия эпохи просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 13:47, реферат

Краткое описание

В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Родоначальниками просветительских идей были такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк. Исходные идеи эпохи просвещения – культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. При этом просветители аппелируют не просто к Разуму, а к Разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 4
Культурно-исторические и социальные условия формирования и развития европейской философии XVIII века 4
Рационализм как методология эпохи Просвещения 8
Философия французских просветителей 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

filosofiya-e-pohi-prosveshheniya.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Чувственный образ для Гельвеция – копия вещи. Познание и понимание людьми друг друга возможно потому, что одни и те же приблизительно впечатления получают от одних и тех же предметов.

В совпадении наших интересов с общественными интересами усматривал Гельвеций «справедливость наших суждений и поступков». Интерес – не критерий истины, а условие, стимул к познанию. Критерием истины у Гельвеция оказывается опыт, понимаемый как эксперимент. Вечная, бесконечная природа и ее часть человек – исходный пункт всякой истинной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Идеал свободомыслия в самом широком значении этого слова приобрел у философов XVIII в. поистине революционный размах и остроту. Хотя прямого призыва к ниспровержению государственного строя в теориях просветителей не было, но они внедряли в массовое сознание мысль о том, что люди вольны переустраивать общество и, следовательно, устранять преграды, мешающие им сделать это. В этом заключался революционный характер влияния философских идеалов просвещения на общественное сознание.

Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.

Одна из главных особенностей эпохи Просвещения заключается в том, что она в большей степени, чем предшествующие эпохи, формировала новый тип личности. Этот круг по-новому сформированных людей количественно был значительно шире, чем в предыдущие времена, поскольку раньше процесс личностного формирования затрагивал преимущественно творцов, производителей идей, создателей картин, книг, скульптурных произведений. В отношении эпохи Просвещения можно говорить, что слой, затронутый новым идеалом образования и воспитания, значительно расширился.

Интеллектуальное наследие Просвещения было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины XIX века и обретает "второе дыхание" в XX веке. Так, некоторые просвещенческие мотивы звучат в работах Гуссерля, Вебера, Рассела, Витгенштейна.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. «Введение в философию: Учебник для вузов» / под ред. И.Т.Фролова. – Москва, «Политиздат», 1989.
  2. «Философия» / под ред. Л.А.Никитич. – Москва, «Юнити», 2002.
  3. «История философии: Запад-Россия-Восток»: учебник для вузов в 2кн. / под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М. – Кн. II: Философия XV-XIX вв. – 1996.
  4. Спиркин А.Г. «Философия: Учебник» – Москва, «Гардарики», 1999.
  5. «Философия» / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3е изд., Москва, «Гардарики», 2003.
  6. «Философия. Часть первая: История философии»: учебное пособие / под ред. Проф. В.И.Кирииллова, проф. С.И.Попова, проф. А.Н.Чумакова. – изд.2-е, перераб. и допол. – М., Юристь, 2003.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Фиософия эпохи просвещения