Философы средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:42, лекция

Краткое описание

1. Ориге́н — греческий христианский теолог, философ, ученый. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек».
2. Григо́рий Ни́сский — богослов, епископ Ниссы и святой, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев». Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Сестрой Григория была преподобная Макрина.
3. Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. Августин (354—430) — выдающийся мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской мысли средневековья.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.57 Кб (Скачать файл)

Ориге́н  — греческий христианский теолог, философ, ученый. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек».

Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса . Учился в Александрийской богословской школе, Дидаскалейоне, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы.

Главный труд Оригена — «Гексапла», первый в истории образец научной библейской критики. Гексапла представляла собой шесть (отсюда название) синхронизированных изводов Ветхого Завета, с целью установления критически выверенного текста Писания. Текст этого (колоссального по объёму) труда дошёл до наших дней лишь во фрагментах.

Ориген выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других[2].

Ориген родился около 185 года в Александрии. Изучал под руководством своего отца, Леонида, священные тексты. В 202 г. Леонид был убит. С 203 г. Ориген начинает учительствовать в теологической школе, он спал на голой земле, постился, не носил обуви, не имел смены одежды. Но он пользовался популярностью у женщин и не хотел, чтобы это неправильно истолковывалось. Есть версия, что, поняв буквально слова Иисуса: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Матфея 19:12), — он оскопил себя, хотя официальных подтверждений или опровержений этому нет. Также, некоторые историки полагают, будто бы оскопление - это слухи , распускаемые врагами Оригена.

Он изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 году подвергнут осуждению на Александрийском поместном соборе[4], после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). Во время очередной волны антихристианских репрессий при имп. Деции, Ориген был брошен в тюрьму в г. Тир (совр. Сур в Ливане) и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.

Ориген завершает раннее сравнительное, апологетическое христианское богословие, выступавшее уже как система — это выражается в его полемическом труде, озаглавленном «Против Цельса», в изучении Библии, в толковании им религиозных памятников с использованием учения гностиков и неоплатоников, особенно учения о Логосе:

Бог — это действующее провидение;

Христос является образом Бога Отца: «Спаситель наш есть образ невидимого Бога Отца: по отношению к Самому Отцу Он есть истина; по отношению же к нам, которым Он открывает Отца, Он — образ, чрез Который мы познаем Отца»;[8]

Перечень сочинений Оригена включал около 2000 «книг» (в античном см. слова, т.е. частей). Философия Оригена — стоически окрашенный платонизм[9]. Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, Ориген вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии:

«телесном» (буквальном)

«душевном» (моральном)

«духовном» (философски-мистическом), которому отдавалось безусловное предпочтение[9].

Выработанная Оригеном система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у Оригена, например, впервые встречается термин «богочеловек»).

Эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени, или апокатастасисе, которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости в конечном счете спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей, всех демонов и даже самого Сатану[9].

 

Григо́рий Ни́сский  — богослов, епископ Ниссы и святой, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев». Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Сестрой Григория была преподобная Макрина.

Григорий Нисский почитается Православной церковью в лике святителей (память 10 января по юлианскому календарю) и Римской католической церковью (память 9 марта).

Юность

Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской. Впоследствии полученные знания были дополнены занятиями с его братом Василием, получившем образование в Афинах. Григорий также самостоятельно занимался философией и стал ритором. Огромное влияние на Григория оказали труды Оригена и Филона. По мнению исследователей, Григорий Нисский был наиболее оригенствующим и наиболее смелым, до граней ереси, богословом.[1]

Получив образование, Григорий женился на Феосевии, благочестие которой описано в письме Григория Богослова к Григорию Нисскому по поводу её смерти.[2] Смерть жены, случившаяся около 365 года, изменила Григория, оставившего к тому времени обязанности чтеца и увлёкшегося изучением языческой литературы, он удаляется в понтийский монастырь своего брата Василия.

Святитель Василий Великий, брат Григория Нисского (фрагмент иконы работы Феофана Грека)

Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он не ранее Пасхи 372 года обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Ниссы. Это предложение было сделано в рамках проводимой Василием борьбы с арианством в Каппадокии для которой требовались верные ему хорепископы. Григорий после долгих убеждений согласился.

Пребывание Григория на Нисской кафедре сопровождалось нападками со стороны ариан: его обвинили в растрате церковных денег и поставили под сомнение законность его хиротонии.[3] Григория подвергли аресту и под конвоем отправили в Анкиру. Сбежав из под стражи, Григорий три года провёл в скитаниях и лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 году с триумфом вернулся в Ниссы.[4]

В 379 году скончался Василий Великий, на погребении брата Григорием было произнесено похвальное слово в честь почившего. После этого он написал опровержение апологии Евномия, вышедшей уже после смерти Василиия, и содержашей выпады против покойного святителя. Данное сочинение Григория является крупнейшим из противоарианских трудов, состоит из 12 книг.

 

 

Второй Вселенский собор

(миниатюра IX века к сочинениям  Григория Богослова)

В 379 году Григорий принимает участие в Антиохийском соборе, осудившем мелетианскую ересь. Против своего желания он был избран митрополитом Севастийским[5] и был направлен синодом антиохийской церкви в Палестину и Аравию для борьбы с ересями.

Григорий участвовал во Втором Вселенском соборе (381 год). Там им были произнесены похвальные речи на избрание Григория Богослова архиепископом Константинополя и на погребение Мелетия Антиохийского (первый председательствующий на Соборе).

В столице империи Григорий получил признание авторитетного богослова и проповедника. Императорским эдиктом 30 июля 381 года имя Григория было включено в список епископов, «общение с которыми обязательно для православных».[5] После Собора он ещё несколько раз посещал Константинополь. Там им было произнесено Слово «О Божестве Сына и Духа» и надгробные речи над умершей дочерью императора Феодосия Пульхерией и его женой Плакиллой (Флациллой). В столице империи он познакомился и с диакониссой Олимпиадой, почитательницей Иоанна Златоуста (бывшего тогда пресвитером в Антиохии) слава о богословских талантах которого достигла Константинополя.

Смерть[править | править исходный текст]

О последних годах жизни Григория Нисского почти ничего неизвестно. В 394 году он присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для рассмотрения спора двух аравийских епископов, претендовавших на одну и ту же кафедру в Босре Аравийской. Сообщение о его участии в работе данного собора является последним известием о жизни Григория.

 

 

Васи́лий Вели́кий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330 — 379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии. Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где повстречал и сдружился с Григорием Назианзином.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенском собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.

 

 

Статуя св. Василия Кесарийского в одном из храмов Праги.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей

 

 

 

Схоластика

 

СХОЛАСТИКА (от лат. scholastica, schole — ученая  беседа, школа) — средневековая  латинская теологическая  философия, разрабатывавшаяся и  преподававшаяся в придворных,  епископальных и монастырских  школах, а затем и в университетах  западной Европы; не является  специфически итальянской,  французской, английской или  немецкой, а представляет собой  общеевропейскую наднациональную философию, объединенную  христианским мировоззрением и общим языком науки и образования — латынью. Как правило,  философы-схоласты были докторами  теологии. В широком смысле к  схоластике помимо западной  (католической, латинской) относят также  восточную (православную, грекоязычную) схоластику, родоначальником которой считается византийский философ Иоанн Дамаскин (675 — 753). Идейные истоки схоластики восходят к неоплатонизму и  патристике. Период формирования  западной схоластики связан прежде всего с деятельностью Алкуина (730? или 735?—804) и Эриугены (810? — 877). Яркий представитель  каролингского возрождения, Алкуин, являясь советником Карла Великого по  вопросам культуры и образования,  организовал придворную Академию и ряд школ, целью которых было  распространение знаний. Для нужд  образования им были написаны  философские трактаты и учебники по грамматике, риторике, математике, популярные в IX—XI вв. Для  Иоанна Скота Эриугены философия  является уже не просто знанием, а  средством обоснования христианской религии, что в дальнейшем станет одной из характерных черт  схоластики. Опираясь на неоплатонизм, Августина и «Ареопагитики», он развил пантеистическое учение, не согласующееся с ортодоксальным христианским пониманием Бога, что послужило причиной его  осуждения церковью и последующего внесения его труда «О  божественном предопределении» в «индекс запрещенных книг» (1685).  Ранняя схоластика (XI—XII вв.)  испытывала на себе существенное влияние августиновского  платонизма. Она формируется в  условиях подъема феодальных  отношений, усиления папской власти и окончательного разделения христианской церкви на  западную и восточную ветви. В этот период формулируются  основные проблемы схоластической философии — соотношение веры и разума, философии и теологии, проблема универсалий.  Характерные черты ранней схоластики — борьба с мистицизмом и  появление противоположных  направлений (реализма и номинализма) внутри схоластической  философии в результате дискуссии об универсалиях. Мистическое  учение о Боге, основанное на  приоритете чувства перед разумом, признающее непосредственную данность Бога в душе человека и отрицающее необходимость  рациональной теологии,  развивалось Сен-Викторской школой (основана в Париже при  аббатстве Сен-Виктор ок. 1110 Гильомом из Шампо (ок. 1068—1121). Ей идейно противостояла Шартрская школа, занимавшая позицию рационалистической теологии и развивавшая учение  классического платонизма (основана в г. Шартре в конце X в. епископом Фульбером). Крупнейший представитель ранней схоластики Ансельм Кентерберийский (1033—1109)  рассматривал веру как предпосылку  рационального познания («верю,  чтобы понимать»). Им было  сформулировано онтологическое  доказательство бытия Бога, согласно которому бытие Бога может быть доказано  исходя из понятия Бога как  абсолютного совершенства (понятие  абсолютного совершенства необходимо включает в себя признак  существования). Зрелая схоластика XIII в. («золотой век схоластики»)  строится на базе аристотелизма, ведет идейную борьбу с арабской  философией и латинским аверроизмом. В этот период складываются два  основных течения ортодоксальной схоластики — доминиканская и францисканская, развивавшиеся  соответственно в рамках  доминиканского и францисканского орденов. Сделанные Альбертом Великим (1193—1280) комментарии к  сочинениям Аристотеля заложили  основы перехода схоластической  философии на позиции аристотелизма и создания энциклопедической  систематики католического богословия. Последователь Альберта Великого и крупнейший представитель,  схоластики Фома Аквинский создал  всеобъемлющую систему теологии, подчинив разум вере. В основанном Ф. Аквинским направлении —  томизме — находит свое законченное выражение доминиканская  схоластика, постепенно вытеснившая августиновский платонизм и аверроизм. Францисканское  направление схоластики в лице таких его представителей как Иоанн Дуне Скот (1266—1308)  противостояло томизму, по вопросу о  необходимости создания завершенной философско-теологической  системы, по вопросу о вере, которая основывалась не на умственном созерцании Бога, а на единении с Богом через акт воли. Учение Скота и его последователей  оказало влияние на формирование идей поздней схоластики. К  крупнейшим представителям поздней схоластики (XIV—XV вв.)  относится У.Оккам (1285—1349) — монах-францисканец, один из  самых значительных логиков  Средневековья и главный  представитель номинализма XIV в. Им был сформулирован принцип  познания, в дальнейшем известный как «бритва Оккама» — «сущности не следует умножать без  необходимости», означавший  требование устранения из научного  познания понятий, несводимых к интуитивному познанию (к  внешним восприятиям и  интроспекции) и непроверяемым в опыте. Оккам выступал за разделение философии и теологии,  рассматривая религиозные догмы как сверхразумные предписания,  относящиеся не к разуму, а к вере и воле, при этом воле отдавался приоритет перед разумом.  Учение Оккама в XIV в. становится основным соперником томизма. Укоренение идеи о разделении  философии и теологии фактически  означало кризис схоластической  философии. Развитие схоластической философии, приостановленное в эпоху Ренессанса, продолжается в период Контрреформации XVI— XVII вв., главным образом в  Испании (Ф.Суарес, 1548—1617).  Философия нового времени и эпохи  Просвещения отодвинули схоластику на периферию интеллектуальной  жизни, однако схоластическая традиция вновь возрождается во второй  половине XIX—XX вв. в форме  неосхоластики.

Информация о работе Философы средневековья