Философское значение идей Макса Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:26, реферат

Краткое описание

Учение Макса Вебера относится главным образом к политэкономии и истории социологии. Однако связь идей Макса Вебера с философией и их влияние на философию XX в. столь велики, что представляется необходимым хотя бы кратко рассказать о жизни и сочинениях М. Вебера и его идеях.
Макс Вебер (1864 — 1920) с 1892 г. преподавал в Берлине, с 1894 г. был профессором национальной экономии во Фрайбурге в Брейсгау, с 1896 г. — в Гейдельберге, с 1918 г. — в Вене, с 1919 г. — в Мюнхене. Его работы посвящены проблемам истории хозяйства и социально-экономических эпох, взаимодействия религии и истории общества. Наиболее известное сочинение М. Вебера — "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1905).

Вложенные файлы: 1 файл

Философское значение идей Макса Вебера.doc

— 422.50 Кб (Скачать файл)

Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом на мирском служении и идеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимализация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантизме по Веберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и древнегреческими учёными и идущим к кульминации в современном капиталистическом мире. Этот процесс связан с освобождением человека от магических суеверий, автономизацию индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание.

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства): 1) рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний; 2) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией; 3) харизматический, основанный на веру в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти. В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.

по данным Википедии -свободной Энциклопедии

Вебер Эмиль Максимилиан

Вебер Эмиль Максимилиан (Макс Вебер нем. Max Weber; 21 апреля 1864, Эрфурт — 14 июня 1920, Мюнхен) - немецкий социолог, экономист и историк культуры. Родился в Эрфурте 21 апреля 1864, в семье политической деятеля либерального направления. Детство и юность провел в Берлине. Учился в университетах Гейдельберга и Берлина, испытал влияние Г.Баумгартена. В начале 1890-х годов принимал участие в либерально-протестантском движении реформ, занимал позицию т.н. «либерального империализма». В 1894 был назначен профессором экономики Фрайбургского университета; два года спустя занял аналогичный пост в Гейдельбергском университете. Ранние его работы посвящены аграрной истории древнего Рима и восточной Германии. В 1904 Вебер стал редактором «Архива социальной науки и социальной политики» («Archiv für Sozialwissenschaft und Socialpolitik»), где опубликовал свой труд Протестантская этика и дух капитализма (Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, 1904–1905), с 1909 – редактором многотомных «Очерков социальной экономики» («Grundriss der Socialökonomik»), для которых написал работы Экономика и общество (Wirtschaft und Gesellschaft, 1922) и Экономическая этика мировых религий (Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen, 1916–1917).

Во время Первой мировой войны Вебер проявил себя как один из самых активных критиков правительства в печати, прежде всего в газете «Франкфуртер цайтунг». После поражения Германии и политического кризиса 1918 принимал участие в составлении конституции Веймарской республики, присутствовал в качестве советника на Версальской конференции, способствовал образованию Немецкой демократической партии. В 1919 Вебер принял приглашение стать профессором экономики Мюнхенского университета.

Умер Вебер в Мюнхене 14 июня 1920.

Предметом серьезного обсуждения идеи Вебера стали уже после смерти ученого и систематической публикации его трудов. Это касается прежде всего его исследований связи религиозных убеждений с социальными институтами, предложенных им методологических концепций в области социологии (социологии религии, социологии права, социологии малых групп, социологии авторитета и политической власти), сравнительных культурно-исторических исследований и философии истории. Отдельно следует упомянуть о его теории бюрократии, исследованиях «харизматического» типа политического лидерства, наконец теории «идеальных типов». Веберу принадлежит широко обсуждавшееся понятие «этики ответственности», которую он противопоставлял «этике добрых намерений» или «этике убеждений» (см. его работу Политика как призвание, Politik als Beruf, 1919). Вебер – крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли 20 в., как социолог он оказал сильное влияние одновременно на Т.Парсонса, Р.Бендикса и А.Шютца. На протяжении долгого времени концепции Вебера считались наиболее серьезной альтернативой марксизму.

Литература о Вебере

        Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы вебер. социологического учения. — М.: Мартис, 1998.

        Арон Р. Этапы развития социологической мысли/Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992.

        Вебер, Марианна. Жизнь и творчество Макса Вебера. М.: РОССПЭН, 2007

        Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой

Давыдов Ю.Н., 2006 год, 21 стр.

http://www.vusnet.ru/biblio/archive/davidov_etika/

        Макс Вебер и "новый русский" капитализм"

Давыдов Ю.Н., 2001 год, 8 стр.

http://www.vusnet.ru/biblio/archive/kapitalism/

Работы:

О некоторых категориях понимающей социологии

Вебер М., 2002 год, 33 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/veber_about_some_kategoriyah

Наука как призвание и профессия

Вебер М., 2002 год, 19 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/veber_sience_as_profession

Основные социологические понятия

Вебер М., 1996 год, 36 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/veber_bazsoс

Хрестоматия по политологии

Вебер М. и др., 2001 год, 600 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_politMetprobist

"Объективность" социально-научного и социально-политического познания

Вебер Макс, 2004 год, 42 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/veber_objektivnost

Политика как призвание и профессия

Вебер Макс, 2004 год, 56 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/veber_politika

Город

Вебер Макс, 1922 год, 105 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/veber_gorod

Протестантская этика и дух капитализма ч.1

Вебер Макс, 1990 год, 131 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/veber_protestanskaja

Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке

Вебер Макс, 2004 год, 31 стр.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/veber_smisl


Поиск по произведениям автора

 

http://www.i-u.ru/biblio/persons.aspx?id=35

 

 

ГЛАВА   I

 

ЖИЗНЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. ВЕБЕРА

 

Макс Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте. Его отец был юри­стом, а по политическим ориентациям — национал-либе­ралом. Мать была образованной и глубоко религиозной женщиной. До 29 лет Вебер жил с родителями. В их доме встречались довольно известные философы, историки и политики Германии последней трети XIX в.

В возрасте 4 лет Вебер заболел воспалением мозга. Чтобы предотвратить последствия болезни, родители све­ли к минимуму его общение со сверстниками. С раннего детства Вебер общался в основном со взрослыми и много читал. К 12 годам он познакомился с сочинениями клас­сиков античной литературы, философии, истории, с тру­дами Макиавелли, Лютера, Спинозы, Канта и Шопенгау­эра. Веберологи отмечают раннее интеллектуальное раз­витие ученого [45,5]. Так, в 1877 г. мальчик подарил родителям на рождество два сочинения. Одно из них было посвящено истории Германии, второе — истории Рима в эпоху от Константина до великого переселения народов. Спустя два года родители опять получили рождествен­ский подарок: сочинение под названием «Размышления о национальном характере, развитии и истории индогерманских народов». Уже в ранней юности Вебер овладе­вает навыками самостоятельного, критического восприя­тия научной и художественной литературы, системати­ческой научной работы, штудирует древние и новые языки.

В 1882 г. он заканчивает гимназию и начинает изучать право в Гейделъбергском, а затем — Берлинском, Страсбургском и Геттингенском университетах. Кроме права интересуется историей, экономикой и философией. Само­стоятельную научную работу начинает в сфере истории права. Его первые труды были посвящены истории торго­вых корпораций в средние века и влиянию аграрных отношений Древнего Рима на государственное и частное

9

право. Одновременно участвует в исследовании аграрных отношений на востоке Германии, изучает роль биржи в экономике страны и публикует в 1890-е гг. результаты данных исследований.

В 1893 г. Вебер женился на Марианне Шнигтер. Осенью 1894 г. занял место профессора кафедры полити­ческой экономии Фрейбургского университета, а с 1896 г. работает в Гейдельбергском университете.

В 1897 г. Вебер тяжело заболел от умственной пере­грузки. Это вынудило вначале частично, а затем полностью оставить преподавательскую деятельность. Лишь спустя 4 года он возвращается к научным исследованиям и публикует работу по истории организации и хозяйствен­ной деятельности средневековых монастырей. И 1904 г. становится соредактором журнала «Архив социальной науки и социальной политики», на страницах которого было опубликовано много сочинений Вебера, в том чис­ле — «Протестантская этика и дух капитализма».

Многие университеты Германии предлагают ему место профессора на льготных условиях. Но Вебер отвергает эти предложения и вплоть до 1919 г. занимается только наукой и журналистикой. В 1918—1920 гг. он был кон­сультантом комиссий по выработке условий мира между Германией и Францией и проекта конституции Веймар­ской республики. После смерти Л. Брентано в 1919 г. занимает место профессора кафедры политической эко­номии в Мюнхенском университете.

Неожиданно заболел пневмонией и скончался в июне 1920 г.

Для жизни и деятельности Вебера характерна глубокая взаимо­связь между теорией и практикой, наукой и политикой. Но эта связь не была свободной от противоречий. Они проявлялись прежде всего в бесконечных колебаниях о том, какую деятельность — научную или практическую — предпочесть. К 27 годам у него уже было имя в науке. Но в письме невесте он пишет: «На самом деле я не являюсь ученым. Научная деятельность для меня только способ заполнить свободное время. (...) И я убежден, что дидактическая сторона про­фессии доцента принесет мне удовлетворение, если успокоит непрео­долимую потребность в активной практической деятельности» [48, 188,192]. Однако на протяжении всей жизни Вебер резко критиковал систему высшего образования в Германии. Нежелание подчиняться академической рутине в то же время было связано со скрупулезным соблюдением профессиональной этики преподавателя университета. В научных трудах Вебер с различных сторон обосновывал поло­жение о том, что наука должна быть свободна от оценочных сужде-

10

ний. Но его лекции были настолько страстными и полемичными, что слушатели не могли не примкнуть к его точке зрения. В отношениях с людьми он был мягок и деликатен. При этом его всегда интересо­вало стремление к власти как черта человеческого характера. Боль­шую часть жизни Вебер занимался наукой. Но считал себя предна­значенным для профессии военного и политика. При анализе власти стремился к максимальной объективности, что не мешало ему отда­вать предпочтение взглядам класса, к которому он сам принадле­жал,— буржуазии.

Определенное противоречие между научными и политическими интересами отражается в стиле исследований и публицистики Вебера. Для этого стиля характерны длинные, подчас бесконечные предложения, постоянные оговорки и отступления от основной темы. Известно, что стиль — это человек. Веберовский стиль отражал его глубокое убеждение: любое обобщение весьма сомнительно. Ведь социально-историческая действительность бесконечно сложна. Од­нако «мастер сложноподчиненных предложений» умел говорить и писать кратко, определенно и решительно. Подтверждение тому — его публицистика. В ней можно обнаружить реалистическую оценку места и роли политика в обществе. Но едва возникала возможность воплотить свои взгляды и предпочтения в действительность, реши­тельность Вебера тут же пропадала.

Так, в 1918 г. у него была реальная возможность выставить свою кандидатуру на выборах в рейхстаг. Но он отказался от этого предло­жения, мотивировав отказ тем, что всегда был против непосред­ственного участия в политике. Год спустя жена как-то заметила, что его политические взгляды и концепции еще пригодятся Германии. И услышала в ответ: «Да, я чувствую, что жизнь еще не открыла полностью передо мною мое предназначение» [48, 723]. Короче гово­ря, в научной и педагогической деятельности Вебер вел себя как страстный и энергичный политик. А от политики требовал, чтобы эта сфера деятельности соответствовала принципам профессиональ­ной этики ученого.

И это противоречие не было только личной причудой Вебера. Оно отражало специфические качества буржуазного либерализма в усло­виях Германии второй половины XIX в. Токвиль однажды заметил, что он, как врожденный аристократ и защитник свободы личности, достиг такого состояния духа, что может совершенно бесстрастно наблюдать упадок своего класса. Вебер тоже считал себя «одиноким волком», воспитанным на ценностях и идеалах либерализма и вы­нужденным наблюдать их упадок и разрушение по мере становления сильного империалистического государства.

Ведь именно «...империализм, эпоха банкового капитала, эпоха гигантских капиталистических монополий, эпоха перерастания мо­нополистического капитализма в государственно-монополистический

Информация о работе Философское значение идей Макса Вебера