Философские основания синергетической парадигмы философии государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 17:13, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является раскрытие синергетических парадигм с обоснованием использования в государственном управлении.

Содержание

Введение 3
Глава 1: Общие понятия парадигмы и синергетики. 4
Глава 2: Основные принципы и задачи государственного управления. 6
Глава 3. Основные концепции и подходы к анализу системы государственного управления. 8
Глава 4. Синергетическая парадигма в системе государственного управления. 10
Заключение. 16
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

refg.doc

— 202.48 Кб (Скачать файл)

 

 

РЕФЕРАТ

 

Философские основания синергетической парадигмы философии государственного управления

 

Содержание:

Введение                                                                                                         3

Глава 1: Общие понятия парадигмы и синергетики.                            4

Глава 2: Основные принципы и задачи государственного управления.     6

Глава 3. Основные концепции и подходы к анализу системы государственного управления.                                                                 8

Глава 4. Синергетическая парадигма в системе государственного управления.                                 10

Заключение. 16

Литература.                             17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:           Политическая философия со времен античности до наших дней поднимает наиболее сложные и значимые проблемы политического бытия: о природе и сущности политической власти, о роли и значении государства в жизни общества, о справедливом государственном устройстве и высшей цели государственного управления. В переломные эпохи общественного развития особенно возрастает значение концептуального осмысления новых реалий политического развития, что закономерно выдвигает философию политики в число наиболее актуальных общественных наук.      Нынешний этап развития человечества связан со стремительным вторжением в социосферу новых явлений. Цивилизация постепенно превращается в «общество риска». Сегодняшняя жизнь пронизана новыми угрозами, неопределенностью, конфликтами, она стала трудно прогнозируемой даже на ближайшее будущее. Еще сравнительно недавно человечество в той или иной степени понимало окружающий мир. Мир сегодняшний - это мир ускоряющегося обмена энергией, веществом, информацией, мир меняющихся отношений, традиций и обычаев. Мир сегодня - сложнейшая самоорганизующаяся система, часто выходящая из-под контроля человека, который остался в плену линейного мышления.  В новых условиях управление, основанное на традиционных принципах, таких как линейность и редукционизм (сведение сложного к простому), становится малоэффективным и даже парадоксальным в своих результатах. Возникла своеобразная ситуация: либо «латать прорехи» в классических парадигмах управления, либо вырабатывать новые парадигмы регулирования социумом. Одна из таких парадигм может быть основана на синергетическом стиле мышления. Его возникновение является ответом на сложные проблемы, возникшие в процессе эволюции человеческой цивилизации. Синергетический подход к управлению более адекватен современным условиям развития общества. Его внедрение обязательно требует пересмотра традиционных принципов, форм и методов управления обществом.             Целью данного реферата является раскрытие синергетических парадигм  с обоснованием использования в государственном управлении.          

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Общие понятия парадигмы и синергетики.     Парадигма -- общепризнанный эталон, модель деятельности, принятая в обществе, в научном сообществе (включает законы, теории, методы, правила, стандарты и их практическое применение).    Синергетика -- одно из ведущих направлений современной науки, предметом которого выступает феномен сложности -- способности среды к самоорганизации, то есть организации пространственно-временной структуры на макроскопическом уровне в силу изменений, происходящих на микроуровне. Синергетика (от греч.-- согласованное действие) -- область научных исследований, связанных с процессами самоорганизации в открытых системах, коллективного поведения подсистем, обусловленных неустойчивостью. Основоположниками здесь можно назвать таких исследователей, как Герман Хакен, Грегуар Николис и Илья Пригожин. Именно Хакен ввел в обиход термин «синергетика», а Пригожину, бельгийскому ученому русского происхождения, принадлежит заслуга философского осмысления синергетического подхода к реальности и формулировка многих вытекающих из него выводов методологического характера. Формирование синергетического мировидения в контексте современной науки может рассматриваться как новейшая научная революция.            И в целом сегодня о синергетике в широком смысле этого слова можно говорить как о комплексном мировидении, универсальной парадигме подхода к изучению реальности, которая позволяет видеть последнюю через призму феноменов неравновесности, самоорганизации и нелинейности. Более широкое определение: синергетика -- согласованное действие, содействие, сотрудничество на основе общих идей. Она является обобщением эволюционизма, дополняет детерминизм ньютоновской парадигмы универсальными принципами развития и рождения нового. Раньше считали, что если заданы начальные условия какой-либо системы и имеются уравнения, описывающее ее поведение, то можно рассчитать результаты ее развития. Однако как показывает практика управления развития систем, так бывает далеко не всегда.

Суть этой новой научной парадигмы в том, что акцент переносится со статического положения равновесия на изучение состояний неустойчивости, механизмов возникновения и перестройки структур. В этом плане восточная философия близка к синергетике, выражая гармоническую взаимосвязь целого и его частей.

Ключевые понятия синергетики -- флуктуация и бифуркация. Флуктуацию можно рассматривать как колебание, отклонение от среднего значения величины, а бифуркацию -- как некую критическую пороговую точку раздвоения, при которой система находится в двух состояниях одновременно. При попадании системы в точки бифуркации возможно качественное изменение поведения объекта при критических значениях параметров, определяющих этот объект. В области бифуркации флуктуация может разрастаться скачком, тогда поведение системы становится неопределенным. В этих необратимых термодинамических процессах оказывается, что время тесно связано с флуктуациями.

Синергетика -- многомерный феномен, который в современном научном мире имеет различные измерения. Как научное направление исследует сложные нелинейные системы, феномены взаимодействия, кооперации, когерентности (согласованного протекания во времени нескольких процессов), фокусирует внимание на изучении закономерностей самоорганизации, возникновении сложных структур, действующих всюду. Она универсально описывает сложное поведение различных систем, разрабатывает модели в гуманитарных и социальных областях, охватывая научные дисциплины, изучающие различные сферы реальности.

Цель синергетики -- выявление общих идей, общих методов и общих закономерностей в самых разных областях естествознания и социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Основные принципы и задачи государственного управления.    Фундаментальным основанием государственного управления является синергийно-информационный подход к его организации, реализуемый в контексте идеи единства и взаимодополняемости государства и гражданского общества в достижении общей цели - свободной самореализации граждан в процессе свободного становления национального сообщества.     В качестве его основных принципов определены следующие: принцип фазового дифференцирования управления, раскрывающий различные формы и меры соотношения и согласования самоорганизации, организации и управления в жизненном цикле социальных систем; примат духовного развития человека в историческом процессе и итоговая подчиненность материальных интересов духовно-познавательным ценностям:     - информационно-коммуникативное начало современного общества, связанное с субъективным освоением в человеческом познании объективных природных процессов и образованием информационных русел в структуре общества, которое предстает в этом контексте как информационно-коммуникативная динамическая система;        - принцип социального резонанса, ориентирующий на введение в информационно-коммуникативную сеть «малых сигналов», рассчитанных на массовую восприимчивость к ним населения. Возникающий при этом резонансный эффект синергизирует социальный процесс;       - принцип правовой поддержки, акцентирующий социальное значение прав граждан, гарантированных государством в интересах свободного духовного и социокультурного становления как граждан, так и национального сообщества в целом;       Главной задачей государственного управления в становящемся национальном сообществе является обеспечение условий раскрытия и реализации жизненного потенциала граждан и общества в целом. Решение этой задачи возможно на основе проведения в жизнь сформулированных в работе принципиальных положений.       Основные из них:            - поддержка процессов одухотворения человека, выведение на первое место в ценностной иерархии духовно-познавательных ценностей;    - замещение силового управленческого воздействия информационно-коммуникативными методами социального упорядочения;     - управленческая поддержка процесса спонтанного дублирования образующихся параметров социального порядка, резонансного возбуждения структур «слабыми сигналами» с целью их вовлечения в  согласованный темп и ритм движения;           - ориентация в управлении на формирование положительной обратной связи путем гарантированной государством защиты прав граждан в интересах их духовного и социального становления;      - дифференцированное управление с учетом особенностей процессов самоорганизации и организации в различных фазах жизненного цикла социальных систем.          Реализация названных положений состоится при условии открытости государства обществу. Это условие требует, во-первых, соответствия политического государственного курса интересам национального сообщества, во-вторых, способности аппарата управления (государственной службы) обеспечивать двухстороннюю связь государственных органов и социальных индивидов.  Политический аспект решения данной проблемы рассматривается с позиции предложенной концепции социально-организационной государственной политики, являющейся базисом для организации государственного дела. Сущность такого политического курса заключается в определении структуры приоритетов государственной деятельности, исходя из проблем, решение которых в процессе социальной самоорганизации затруднительно или невозможно, или в случае их возникновения в связи с социально-патологическим развитием самоорганизующихся процессов. Однако, даже при самом высоком настрое политической системы на социальные ориентиры ее продуктивность в этом отношении будет неадекватной при слабости функциональной части государства - аппарата управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные концепции и подходы к анализу системы государственного управления.         В современной науке государственного управления существует множество концепций и подходов к анализу системы управления: ситуационный, процессный, мультипликационный (умножающий), системный. Новейшие тенденции в развитии западной теории государственного управления связаны с административными реформами 80-90-х гг. и концепциями: «нового государственного менеджмента», «новой институциональной теории», «политических сетей» и синергетической концепцией государственного управления.        Основные идеи и принципы указанных концепций складывались в процессе поиска выхода из кризиса сложившейся в ХХ веке системы государственно-административного управления, построенного на принципах жесткой централизации, иерархической организации, стабильности организации и порядка, бюрократии и государственной службы. Наиболее активно рыночная концепция государственного управления разрабатывается в Великобритании, Соединенных Штатах, Новой Зеландии, Канаде и имеет своих сторонников во Франции, Германии, Скандинавских странах, Японии. В административных реформах 80-90-х годов достаточно очевидно выразился рыночный подход к государственному управлению как переход от государственного администрирования к государственному менеджменту с целью создания модели эффективного государственного управления. Применительно к теории организации он характеризуется двумя основными моментами: повышением самостоятельности нижних этажей иерархических государственных организаций и перемещением акцентов с собственно построения организации на ее взаимоотношения со средой.  Особенности перехода к государственному менеджменту находят выражение в приверженности действию и изменению, а не устойчивости и определенной норме; в принципе субсидиарности современной организации управления, которая должна быть ближе к клиенту, характеризоваться децентрализацией и относительной свободой всех его звеньев; в активном выборе управленцем любого уровня сферы деятельности, которая служила бы общественным интересам и интересам конкретного человека; в новом критерии эффективности деятельности системы государственного управления, ориентированного на качество услуг и рентабельность. Ключевым вопросом этих тенденций в теории и практике государственного управления является поиск модели эффективного государства и правительства с позиций экономического подхода к управлению.   Ключевые десять принципов, на которых основывается рыночная модель государственного управления, выделены Дэвидом Осборном и Тэдом Гэблером в их известной книге «Переосмысливая управление. Как дух предпринимательства трансформирует публичный сектор», опубликованной в 1992 году. 1) Скорее руководство другими, чем выполнение их функций; 2) скорее предоставление возможности выбора потребителям, чем обслуживание их; 3) включение конкуренции в предоставление услуг; 4) организация посредством скорее задач, чем правил; 5) вкладывание капиталов в результаты, а не в намерения; 6) интенсивная ориентация на потребителя; 7) поощрение скорее предпринимательского зарабатывания, чем бюрократической траты; 8) внимание скорее профилактике, чем лечению; 9) децентрализация организаций и усиление совместной работы; 10) достижение перемен посредством рыночно-ориентированных намерений. В этой книге для описания модели используется термин «предпринимательское управление». Предприниматель, пишут авторы, использует ресурсы новыми способами для того, чтобы максимизировать производительность и эффективность госуправления (ГУ).     Знакомство с современными концепциями государственного управления позволяет сделать вывод о том, что идеи и понятия синергетического подхода к государственному управлению постепенно начинают проникать в сознание мировой управленческой элиты, отражая объективные процессы социальной самоорганизации.     Таким образом, создаются веские основания для анализа системы государственного управления с позиций синергетики, для исследования возможностей применения социосинергетической методологии к теории и практике государственного управления в целом и к различным элементам системы государственного управления, выполняющим функции упорядочивания, сохранения и развития государства в его определенной качественной специфике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Синергетическая парадигма в системе государственного управления.         Синергетический стиль мышления базируется на большом числе положений, принципов, идей, рассмотренных ранее. Для характеристики особенностей применения синергетической парадигмы к системе государственного управления  из всего набора принципов и положений наиболее значимы два стержневых: принцип самоорганизации и принцип нелинейности.           Принцип самоорганизации действует в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесном режиме функционирования. К таким системам относятся и феномены, являющиеся объектами воздействия со стороны государственного управления. Самоорганизация представляет собой процесс спонтанно, т.е. самопроизвольно, происходящих изменений структуры систем от неупорядоченности к порядку (процессы самоорганизации) и обратно (процессы самодезорганизации).        Элементами самоорганизации такой биосоциальной популяции, как человечество, являются вспышки эпидемий, войны, вооруженные конфликты, различного рода катастрофы, которые спонтанно регулируют численность человечества. Практика показывает, что если правительство страны проводит политику весьма далекую от интересов и нужд большинства людей, то люди начинают жить по собственным законам, различными способами и путями обеспечивая свои потребности, функционируя тем самым как самоорганизующаяся система (от семьи до политических объединений).         Знание законов самоорганизации позволяет вмешиваться в деятельность систем и определенным образом управлять ими; процесс управления в режиме самоорганизации сводится к выявлению закономерностей, происходящих в системах эволюционных изменений, и направлению их по заданным эволюцией траекториям.   Система государственного управления должна исходить из признания наличия двух взаимодействующих видов целей: 1) цели управления, т.е. управленческие усилия субъекта управления; 2) цели самоорганизации, т.е. собственные цели развивающихся систем (объектов). Теоретически сложным является вопрос о методологии обеспечения того или иного типа соотношения этих видов целей.        1. Цели управления характерны для традиционной парадигмы государственного управления. Их смысл заключается в том, что управляемый объект представляется пассивной системой, способной принимать любую форму и организацию, которые ей навязываются органом управления. Иными словами, управляющий орган, опираясь на познанные причинно-следственные связи, способен «вести» систему в желаемом направлении, изменяя ее (как пассивную систему) в соответствии со своими целями и желаниями. Практика показывает, что модель управления, ориентированная на конструирование в социальной среде того, что не отвечает законам ее самоорганизации, ведет к возникновению непредвиденных результатов, нежелательных ситуаций. Выражения «Шел в комнату, попал в другую» (А.Грибоедов), «Хотели как лучше, получилось как всегда» (В.Черномырдин) образно характеризуют ситуации, когда управленческие усилия становятся тщетными, по сути дела «уходящими в песок».      2. Цели самоорганизации характерны для синергетической парадигмы государственного управления. Их смысл заключается в необходимости органам управления осознать, что управляемые системы не являют пассивными. Они обладают свойством самоорганизации, поэтому в них могут возникнуть лишь такие формы и структуры, которые соответствуют собственным тенденциям развития, тем, которые в них потенциально заложены. Из этой посылки следует, что управляемым объектам не следует навязывать чуждые, не свойственные им формы организации и пути развития. Нельзя упрямо «насиловать» реальность, не считаясь с потенциальными возможностями развития систем. Эффективное управление в режиме самоорганизации предполагает обязательное знание внутренних тенденций, происходящих в системах эволюционных процессов, и осуществление таких действий, которые помогают выводить управляемые системы на их собственные пути эволюции. Умелый кормчий едва ли будет направлять судно наперекор потоку, для достижения цели он использует силы Природы.           Таким образом, управление в режиме самоорганизации должно быть ориентировано на решение двуединой задачи:       1) создание условий (из спектра возможных), необходимых для реализации собственных тенденций развития системы (примерами могут быть действия, направленные на появление и развитие кооперативов, фермерства, «челночного движения», насыщение товарного рынка страны и т.д.);              2) обеспечение управляемой системы средствами, необходимыми для достижения своих собственных целей.        Едва ли возможно получить ожидаемый результат, если управляющий стремится изменить систему, добиваясь лишь своих собственных целей, и не считается с внутренней логикой эволюции управляемых систем. Так, если разбивку аллей и дорожек для пешеходов в парках производить вопреки спонтанному хождению пешеходов, то последние не будут ими пользоваться. Поэтому нужно дать время, чтобы пешеходы сами «протоптали» дорожки, а уже потом их асфальтировать.         Еще одна рекомендация для органов управления вытекает из следующего положения: известно, что в биологических, экологических и социальных системах их устойчивость поддерживается не столько стабильностью элементов этих систем, как это, например, происходит в технических объектах, сколько за счет «выбывания» менее совершенных элементов и их замены новыми, возникающими в процессе самоорганизации и более приспособленными к изменяющимся условиям). Следовательно, управление должно быть ориентировано на оказание помощи управляемой системе в этом процессе «выбывания» и «возникновения», в инициировании условий, способствующих замене «старых» элементов системы новыми. Это значит, управление самоорганизующимися социальными системами должно быть субсидиарным (помогающим, поддерживающим), а не командным.  Принцип нелинейности имеет два варианта объяснения - математическое и мировоззренческое. В контексте к ГУ нелинейность включает в себя три основополагающих положения: 1) представление о многовариантности развития систем; 2) идею ритмичного, волнового характера функционирования процессов; 3) идею резонанса и возможности быстрого развития систем.         1. Многовариантность развития систем означает, что реально существует «поле путей» эволюции этих систем. Множественность вариантов развития системы предопределена, прежде всего, наличием многокачественности и случайности. В отличие от классической науки синергетика рассматривает случайность как объективное явление, представляющее собой результат перекрещивания различных причинных событий и процессов. Научные институты, например, работают по плану, а открытия, как правило, случаются внезапно. Случайные воздействия на систему, особенно когда она находится в состоянии неустойчивости, ведет к возникновению «точек бифуркации», т.е. к ветвлению возможных путей эволюции, объективно содержащих в себе множество вариантов развития системы как в настоящем, так и в будущем. Наглядным представлением бифуркации может служить образ сказочного рыцаря, стоящего у придорожного камня на развилке дорог и размышляющего, какой путь выбрать; причем любой выбор определяет его дальнейшую судьбу - коня потеряешь, жизнь потеряешь и т.д. Из признания наличия спектра различных вариантов развития системы следует, что пути эволюции самоорганизующихся систем не являются строго предопределенными.   Количество вариантов эволюции самоорганизующейся системы, как правило, ограниченно. Поэтому управляющий в состоянии выявить имеющийся набор вариантов развития. Из этого спектра путей можно выбрать такой вариант, который бы в большей степени соответствовал интересам и потребностям управляющего. Ранее уже говорилось о том, что субъект управления не должен претворять в жизнь желательные для себя сценарии развития, если они противоречат тенденциям самоорганизации данной системы. Это приведет либо к деформации управляемой системы, либо к тому, что реальный результат будет принципиально отличаться от запланированного. Образно говоря, никакие управленческие усилия не способны превратить тигра в жирафа или кролика в лебедя. Кроме того, управляющий должен иметь в виду, что в социальных системах, особенно если они находятся в неустойчивом, неравновесном состоянии, даже слабые воздействия на входе могут превратиться в разрушительные катаклизмы, например, такие как распад СССР, войны, революции, смена научных парадигм. Образно это положение можно пояснить следующим предложением: «Бабочка, порхающая в Рио-де-Жанейро, может изменить погоду в Чикаго» - «эффект бабочки».   2. Общественные системы и их части развиваются волнообразно, ритмично, неравномерно. Другими словами, развитие социума есть волновой процесс. Понятие «волна» связано с термином «изменение». Изменения могут многократно повторяться. И тогда они носят периодический характер. Волна, представляющая собой периодические колебания и имеющая определенные циклы, и является формой нелинейного развития. В социуме волновые процессы проявляются, например, в росте или ослаблении доверия народа к политической власти, в периодическом усилении и ослаблении рынка и государственного регулирования, в централизации и демократизации управления, в подъемах и спадах различных политических движений, партий. Волнообразно развиваются экономика, наука, техника, музыка, архитектура и т.д.            Содержание волнового процесса можно раскрыть с помощью понятий «ритм», «скорость», «темп», «период ритма» и «амплитуда».    Ритм представляет собой чередование каких-либо элементов (энергетических, психологических, экономических, политических), происходящее с определенной частотой и последовательностью. Например, период средней экономической волны составляет 10-25 лет, а период ритма возрастной перестройки психики человека 7-8 лет. Уяснение логики развития общества и государства как нелинейного волнового процесса, имеющего определенные ритмы, периоды, амплитуду, скорость и темп предъявляют особые требования к системе государственного управления.   В периоды реформ, проводимых в стране, чрезвычайно актуальным становится вопрос сбалансированности во времени общественных процессов, имеющих неодинаковую ритмику развития. Известно, например, что политические и экономические преобразования, особенно в периоды модернизации, имеют различную временную ритмику. Эти процессы с помощью управленческих воздействий должны быть определенным образом гармонизированы. Политические процессы обычно более динамичны, чем экономические. В этом случае существует возможность либо притормозить политические изменения, чтобы дать экономике приспособиться к ним, либо ускорить экономические процессы.        Еще более сложной является проблема соответствия ритмов политических преобразований и социокультурных процессов, например, связанных с изменением парадигм национального сознания, идеологии, системы ценностей. Представим ситуацию, при которой политика ориентирована на новизну, изменения, а общественное сознание отдает предпочтение традициям, порядку. Подобная дисгармония может быть причиной выступления против официальной политической власти вплоть до гражданской войны, источником социальной напряженности, разбалансированности и дестабилизации общества. Вот почему система государственного управления должна быть направлена на достижение определенной гармонии ритмов политического, экономического и социокультурного времени.         С точки зрения эффективности государственного управления важное значение имеет знание правящей элитой конкретных «точек» периода ритма, в которых в данный момент находятся управляемые системы.     Можно выделить три основных типа амплитуд волновых процессов: оптимальный, слишком малый (застойный) и слишком большой. «Золотая середин» среднее состояние между серединой и крайними значениями параметров процесса. Например, в социологии значение «62 процента» часто называют «мерой социальной гармонии», или «оптимальной величиной». Скажем, мерой гармонии можно считать степень удовлетворенности трудом работников в пределах 62 процентов. Аналогично положение и с количеством поддерживающих того или иного кандидата на выборах, с рейтингом, определяющим популярность политика. Если в системе происходят резкие колебания от оптимального значения, то это свидетельствует о болезненных явлениях в социальном организме.   3. Общественные системы могут развиваться резонансно, быстро и сверх быстро. Явление резонанса возникает в случаях, когда параметры управленческого воздействия соответствуют параметрам самоорганизующейся системы. В этих случаях протекание процессов в управляемой системе может значительно ускоряться.   Первоначально явление резонанса («режимы с обострением») изучалось в синергетике на примере исследований по лазерному термоядерному синтезу (физика плазмы). Перспективные возможности для объяснения механизма возникновения социальных катастроф, скачкообразных изменений в разных сферах социума, явлений, которые называют «экономическим и техническим чудом», открываются в случаях применения методологии «режимов с обострением» к изучению общественных процессов.          Идея резонанса в ГУ свидетельствует, что субъект управления может тем или иным образом инициировать процессы быстрого нарастания сложности в системах, возбуждать в системе желаемые ему структуры (из спектра возможных), изменять скорость протекающих в системе процессов.  Идея резонанса показывает, что существует реальная возможность сокращения времени выхода системы на будущую желательную форму ее организации, ускорения развития управляемой системы.    С точки зрения идеи резонанса для эффективного государственного управления важна не столько величина и сила управляющего воздействия, сколько его распределение, пространственная и временная организация. Естественно, что при управлении социумом должна выполняться обязательная рекомендация о том, что «топологические» управленческие воздействия дадут нужный эффект лишь в том случае, если они не противоречат собственным ритмам, пульсациям и тенденциям самоорганизации управляемой системы; в ином случае внешние усилия приводят к незапланированным результатам.      Идея резонанса позволяет по-новому интерпретировать проблему роли субъекта управления и, в частности, конкретного человека в процессе государственного управления: малое воздействие способно сыграть значительную роль в судьбе управляемой системы, если это внешнее воздействие становится резонансным свойством управляемой системы. В определенные моменты эволюции систем, а именно в моменты ее неустойчивости, действия отдельного человека, субъекта управления могут прорываться на макроскопический уровень и менять макросоциальные процессы - малые причины могут порождать большие следствия.   

Информация о работе Философские основания синергетической парадигмы философии государственного управления