Философские взгляды Николая Лосского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:50, доклад

Краткое описание

Николай Онуфриевич Лосский. Его имя известно далеко и прежде всего за пределами родины. Его деятельность протекала в целом ряде университетских и церковных центров Старого и Нового света – Санкт-Петербургский университет, Русский университет в Праге, университет в Братиславе, Стендфордский университет в Калифорнии, духовная академия в Нью-Йорке. Николай Лосский родился в 1870 году в многодетной семье лесничего, в деревне Креславка Витебской губернии.

Вложенные файлы: 1 файл

Философские взгляды Николая Лосского.docx

— 26.86 Кб (Скачать файл)

Эти абсолютные ценности даны человеку непосредственно через  интуицию, через особое духовное озарение. Они есть необходимая основа реальной нравственной жизни человека. Бездуховным  и безнравственным становится общество, в котором исчезают представления  о высших общечеловеческих ценностях  и идеалах. В таком обществе, считает  Лосский, происходит “накопление сил и способностей для возрастания во зле – это уже является сатанинской эволюцией”.

Поскольку добро и зло  суть понятия соотносительные, Лосский считает необходимым подчеркнуть, что “Творец мира Бог никоим образом не причастен мировому злу и не повинен в нем”. Как уже было сказано выше, мир сотворен как совокупность существ, способных осуществлять свободную самостоятельную деятельность. “Бог наделил свои творения вместе со свободою всеми средствами для осуществления добра; если, несмотря на это, какое-либо существо вступает на путь зла, то начало этого зла кроется только в самом этом существе и ответственность за зло падает на него целиком”. Более того, “усвоив чуткость ко злу в себе, человек, какое бы несчастье ни переживал, говорит себе: “Я получил то, чего заслуживаю”.

Обращаясь к ценностям  человеческого бытия, Лосский выделяет витальные (биологические) ценности и духовные. В основании некоторой иерархии ценностей лежат ценности биологические, необходимые для “самосохранения организма”, но венчают эту иерархию ценности, возвышающие человека над всем тварным миром, – ценности духовные. Пренебречь витальными ценностями нельзя, но и рабскую зависимость духа от жизни Лосский считает унизительной. Духовность возвышает всякого, кто принимает к сердцу интересы и чаяния ближнего, бескорыстно и честно исполняет свой гражданский, профессиональный, родительский и т.п. долг, сообразуясь с общекосмическими ценностями.

Высшая моральная заповедь этики Лосского гласит: “Люби Бога больше, чем себя; люби ближнего как себя; достигай абсолютной полноты жизни для себя и всех других существ и т.п. ”.

Индивидуальное своеобразие  личности Лосский считает абсолютной положительной ценностью. Сознание полной духовной свободы необходимо для предельного проявления человеческих духовных гуманистических качеств. Другим обязательным условием усмотрения и узнавания абсолютных ценностей становится любовь. Лосский характеризует любовь одного лица к другому “как полное приятие чужой индивидуальности” и “совершенную отдачу сил в её пользу”. “Совершенное единодушие деятельности, очевидно, невозможно без взаимной любви и достижимо лишь при осуществлении абсолютных ценностей, так как только абсолютные положительные ценности все совместимы друг с другом”. Никакое “отдельное содержание мира” не может удовлетворить человека до конца, “не может наполнить всей его жизни”.

Только соборное творчество, в которое каждый член “единодушного  целого” вносит “индивидуальный  вклад, то есть единственное, неповторимое и незаменимое содержание” обеспечивает человеку полноту бытия.

 

 

ГНОСЕОЛО́ГИЯ — филос. учение о познании.


ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) - 

нечто внутреннее, присущее какому-либо предмету, явлению, процессу; противоположность имманентному —Трансцендентный

Трансценде́нтность (трансценденция, прил. трансценде́нтный) (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве потустороннего в отличие от имманентного как посюстороннего[1].


Информация о работе Философские взгляды Николая Лосского