Философские взгляды Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 07:24, реферат

Краткое описание

Ныне, вряд ли кто-то будет оспаривать, что произведения философов удаленной от нас исторической эпохи воспроизвести в полном объеме таковым, какими они были созданы невозможно. Часть трудов просто исчезла в глубине времени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Но любой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно не только его поколению, но и все последующим.

Содержание

1. Введение 2

2. Система и метод философии Гегеля 3

3. Тождественность бытия и мышления 17

4. Социально-философские взгляды Гегеля 20

5. Заключение 22

6. Список литературы. 23

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЬ.docx

— 55.79 Кб (Скачать файл)

    Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии.

 

 

  1. Тождественность бытия и мышления

    Гегель  отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество  субъективного и объективного, исключающее  какое бы то ни было различие между  ними. Тождество и различие диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

      Первоначальное тождество, образующее  субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления  и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие  между объективным и субъективным, но само это различие существует  лишь в мышлении.

    Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая  от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего  существующего.

    Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая  есть "инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая  особенность человека, а первооснова  мира, из чего следует, что мир в  основе своей логичен, существует и  развивается по законам, внутренне  присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются  Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится  не вне мира, а в нем самом, как  его внутреннее содержание, проявляющееся  во всем многообразии явлений действительности.

    Стремясь  последовательно провести принцип  тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к  другой, более высокой. В силу этого  абсолютная идея не только начало, но и  развивающееся содержание всего  мирового процесса. В этом смысл  известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего  существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет "абсолютный дух" - человечество, человеческая история.

    Мышление  по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму  познания внешнего мира. Мы не можем  чувственно воспринимать то, чего уже  нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно  связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает  явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности  теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без  него невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого  диалектического единства рационального  и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно  не получено извне, а порождено мышлением.

    Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение  того, что существует вне нас, вне  мышления; это - обнаружение, осознание  содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают  свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что  человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное , необходимое  совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской  философии: все действительное разумно, все разумное действительно.

    Мышление  отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде  на мир. Но Гегель отождествляет отражение  действительности (разум) и то, что  отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового разума с  многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им "абсолютной идеей", с одной стороны, наполняется  совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.

 

    Основной  формой мышления является понятие. Поскольку  Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно  обожествляет и понятие. Оно, по его  учению, "есть начало всякой жизни" и представляет собой "бесконечную  творческую форму, которая заключает  внутри себя всю полноту всякого  содержания и служит вместе с тем  его источником". Выступая против материалистического учения о понятии  как высшей форме отражения объективной  действительности, Гегель ставит с  ног на голову действительное отношение  между мышлением и бытием: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие  представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи.

 

    Итак, исходный пункт гегелевской философской  системы - идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов  к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой  действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством  Бога и тем самым самого себя.

 

  1. Социально-философские взгляды Гегеля

   Гражданское общество понимается как сфера активности людей, которая "помещается" между  семьей и государственной деятельностью. В сфере гражданского общества обеспечиваются две главные функции жизнедеятельности  человеческого общества и отдельных  индивидов. Во-первых, здесь индивиды заявляют о своих потребностях, удовлетворяют  и регулируют их. Экономическое удовлетворение важнейших жизненных потребностей — функция гражданского общества. Гражданское общество должно образовывать особые структуры, чтобы государству  не приходилось заниматься регулированием всех тех отношений, которые должны быть самонастраивающимися, саморегулирующимися.

   Во-вторых, в гражданском обществе должны складываться такие отношения, через которые  любые группы и объединения, большие  и малые, выражают свои интересы. Возникают "корпорации" негосударственного характера, не принадлежащие непосредственно  к сфере государственной бюрократии. Но эти формы и объединения  в развитом правовом государстве  должны иметь возможность выразить интересы и цели добровольно вошедших в них людей. И все же выше этих структур Гегель ставит государство (за что его и обвиняли в этатизме).

Между тем Гегель подчеркивает, что имеет  в виду роль не всякого государства, не всякой государственной структуры, государственной иерархии. Он ведет  речь об идеальном государстве, государстве "согласно понятию". Другими словами, если бы на земле могло существовать идеальное государство, с идеально организованной структурой, с идеально работающими чиновниками, с управлением, построенным по последнему слову  науки и техники, то такое государство  Гегель готов был бы назвать истинным, даже обожествить. Но поскольку такого государства нет, ни одна конкретная государственная форма и структура  не может быть обожествлена и увековечена. Вместе с тем Гегель выступает  за сильную государственную власть. Гегеля упрекали и в том, что для  него предпочтительна абсолютная монархия, а не демократическая, не республиканская  форма правления. Два исторических обстоятельства объясняют такое  предпочтение Гегеля. Во-первых, Гегель жил в таком постабсолютистском обществе, в котором история свержения  монархической власти и установления немонархических республиканских  форм правления кончилось (во Франции) кровью. Этим-то формам Гегель и предпочитал конституционную монархию, основанную на разуме, согласии монарха и подданных, доброй воле самого монарха. Во-вторых, если Даже уничтожить монархию, изменить форму государственной власти, все равно, предрекает Гегель, во главе государства будет стоять какая-то личность. Такого человека в "Философии права" он именует "государем". Маркс, критикуя "Философию права" Гегеля, его попытку достигнуть равновесия в распределении власти между "государем" и подданными, резко ставит вопрос: власть государя (монарха) или власть народа; третьего не дано. Между тем и в условиях современности вопрос о равновесии, распределении власти между "первым лицом" в государстве и народом остается актуальным.

 

   Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

 

• государство  — форма существования Бога в  мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);

 

• право - наличное бытие (воплощение) свободы;

 

• общие  интересы выше частных, и отдельный  человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

 

• богатство  и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с  которой нужно мириться;

 

• противоречия, конфликты в обществе - не зло, а  благо, двигатель прогресса;

 

• противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса  во всемирно-историческом масштабе;

 

• "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших  философских выводов Гегеля о  бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием

 

  1. Заключение

 В объем понятия «классическая немецкая философия» входят философские системы Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Созданные за сравнительно короткий исторический срок и образуя преемственный ряд, эти системы обладают некоторыми общими признаками. К их числу относится, во первых, развитие диалектики не только как способа критики «чистого разума» (Кант), но и как универсального метода познания и целостной системы логических категорий. Во-вторых, применение; диалектического метода к историческому процессу, попытки сформулировать законы общественного развития, правда, на базе объективного идеализма. В-третьих, вера в исторический прогресс, в плодотворность научного, в том числе философского познания. И, наконец, гуманизм, глубокое уважение к человеку, который выступает как цель, а не средство (Кант) и как универсальный предмет философии (антропологический материализм Фейербаха).

 Классическая  немецкая философия наложила  заметный отпечаток на последующий  ход развития мировой философской  мысли. Она послужила теоретическим  источником формирования философских  взглядов Маркса и Энгельса, Герцена  и Чернышевского. На ее базе  возникли влиятельные философские  школы неокантианства и неогегельянства,  расцвет деятельности которых  падает на последнюю треть  XIX и первую треть XX столетий.

 

  1. Список  литературы.
 
  1. Г. В. Ф. Гегель "Наука логики"/ СПб.: "Наука", 1997.
  2. Г. В. Ф. Гегель "Энциклопедия философских наук"/в3-хт.,М.:"Мысль", 1977.
  3. Г. В. Ф. Гегель "Феноменология духа"/ СПб.: "Наука", 1994.
  4. Г. В. Ф. Гегель "Лекции по истории философии" в 2-х кн./ СПб.:"Наука", 1994.
  5. И. А. Ильин"Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека"/ СПб.: "Наука", 1994.

Информация о работе Философские взгляды Гегеля