Философские аспекты буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 10:49, контрольная работа

Краткое описание

Изучение философских начал буддизма чрезвычайно важно в настоящее время потому, что религия играет серьезное значение в современном мире. Религиозные противоречия зачастую приводят к кровавым конфликтам и войнам. В последнее время серьезную роль начинает играть религиозная нетерпимость не лучших последователей ислама, поразивших мир угрозой всеобщего терроризма. Сегодня – ислам, а завтра – буддизм? Вот почему важно знать, не заложена ли в философии буддизма «мина замедленного действия», которая может привезти к серьезным катаклизмам в современной цивилизации, и есть ли в ней вообще что-либо такое, что может вызвать обеспокоенность за воздействие ее на умы миллионов ее последователей?

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
3
2. Основная часть ………………………………………………………………..
5
2.1. Возникновения Буддизма …………………………………………………..
5
2.2. Учения Будды………………………………………………………………..
7
2.3. Основные направления и школы Буддизма……………………………….
10
Заключение……………………………………………………………………….
13
Список используемой литературы ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

 

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

 

 

 

Факультет «Экономики и управления»

Направление бакалавриата: «Менеджмент»

Профиль: «Управление человеческими ресурсами»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Философия

Тема: «Философские аспекты буддизма»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 1 курса,

5-29730/1-1 группы

Мартынова О.А

Проверил:

Яковлев В.Г


 

 

 

 Красноярск 2014 г.

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….                                                                                     

  3

2. Основная часть ………………………………………………………………..                                                     

  5

2.1. Возникновения Буддизма …………………………………………………..                                                       

  5

2.2. Учения Будды………………………………………………………………..                                                                           

7

2.3. Основные направления и школы Буддизма……………………………….                         

10

Заключение……………………………………………………………………….                                                                             

13

Список используемой литературы ……………………………………………                                           

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Для начала, перед тем как раскрыть тему, отмечу, что же такое философия.

Философия – это система знания о фундаментальных взаимосвязях мира и человека о смысле существования человека.

Буддизм – древнейшая из трех мировых религий. Он «старше» ислама на целых двенадцать столетий, а христианство «моложе» его на пять веков. В искусстве и культуре азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Америки и Европы.

Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, японской культуры. Это удивительная способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт, которая выделяет буддизм среди остальных мировых религий, позволила буддизму вобрать в себя большое количество местных культов, идеологий, верований, народных обрядов, культур на всем географическом пространстве, находившимся под его влиянием на протяжении многих веков.

Европейцы, в отличие от азиатов, стали проповедовать буддизм совеем недавно, хотя с этим видом «идолопоклонства» английские, португальские, голландские и прочие колонизаторы встретились с самого начала своего вторжения в страны Востока.

Только в первой четверти 19 века начинаются интенсивные исследования, посвященные буддизму, возрастает интерес к этому учению, появляется многочисленная литература о нем. Благодаря индологам, китаеведам, японистам, искусствоведам, русским востоковедам была создана обширная литература по буддизму, которая, однако, крайне противоречива.

Многих верующих буддизм привлекает именно тем, что не требует коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и от отказа от обрядов, посвященных местным богам; буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую «местную» религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире.

Изучение философских начал буддизма чрезвычайно важно в настоящее время потому, что религия играет серьезное значение в современном мире. Религиозные противоречия зачастую приводят к кровавым конфликтам и войнам. В последнее время серьезную роль начинает играть религиозная нетерпимость не лучших последователей ислама, поразивших мир угрозой всеобщего терроризма. Сегодня – ислам, а завтра – буддизм? Вот почему важно знать, не заложена ли в философии буддизма «мина замедленного действия», которая может привезти к серьезным катаклизмам в современной цивилизации, и есть ли в ней вообще что-либо такое, что может вызвать обеспокоенность за воздействие ее на умы миллионов ее последователей?

Люди обращаются к изучению буддизма, еще и по той причине, что один тот факт, что идеями живет более трети всего человечества, просто обязывает понять моральные устои и нравственные установки этой части человечества, которые проистекают из их буддистского верования и поколения Богу, которым для миллионов представителей Азии является Будда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть

2.1 Возникновение буддизма

Для того чтобы лучше понять сущность философского учения Будды, нужно показать условия возникновения и распространения буддизма, его общественную роль.

На вопрос о возникновении этой религии любой буддист ответит, что более двух тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни («отшельник из племени шакьев»), то есть Будда, что означает «просветленный высшим знанием». Среди буддистов нет единого мнения о годах его жизни. По научной версии время жизни основоположника буддизма – с 566 по 486 гг. до н.э. Если верить наиболее консервативной буддийской школе – Тхеревада – Будда жил с 624 по 544 гг.до н.э.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, традиции и культуры. Существовала такая религия, как ведизм, который уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма. К этим чертам можно отнести почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов.

В ведийской религии отражалось классовое расслоение общества, она освещала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты) установлено высшим божеством Брахмой.

В соответствии с брахманизмом общество делилось на варны:

1. брахманы – высшее сословие духовных наставников и жрецов;

2. кшатрии – воины;

3. вайшьи – торговцы;

4. шудры – обслуживающие все остальные сословия.

Ведизм отражал сохранения значительных элементов племенной раздробленности, неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине. К середине первого тысячелетия до н.э. эти черты приходят в более резко выраженное противоречия с теми сдвигами общественных отношениях, которые и явились главной причиной возникновения буддизма.

Изучение обстоятельств возникновения буддизма затрудняется тем, что древнеиндийских хроник с изложением последовательности событий и указанием на точные даты просто не существует. Но многочисленные исследования индологов все же раскрывают перед нами события, происходившие в то время, поэтому общественная обстановка в Индии того периода (середина первого тысячелетия до н. э.) в основных чертах известна. К этому времени оформился сословно-кастовый строй, укрепились рабовладельческие отношения, слабели племенные и родовые связи, менялись прежние взгляды и представления.

В 6 в. до н. э. на территории Индии существовало множество небольших государств. В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 16. По своему общественно-политическому устройству это были или племенные республики, или монархии, которые враждовали между собой, захватывали территории друг друга (уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены государствами Магадха и Кошала). Внутри общества происходил медленный и неуклонный рост производительных сил, вызывавший усиление классовой борьбы.

Один из исследователей буддизма К. К. Жоль точно изучил, описал в своей публикации период, в который возник буддизм: «Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в социально-политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма активно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии…»

Буддизм связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно-философскими системами Древней Индии. Таким образом, появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, и подготовлено идейно.

Ранний буддизм был для индийца дополнением мышления и действия, которые были ему знакомы с древних времен из йоги. Даже сам отход Будды от телесного, заповедь телесного аскетизма остались для многих непонятными, как бы широко ни был распространен в стране аскетизм.

В 3 – 1  вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности, создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи – теологи  разрабатывают логические «обоснования» основных религиозных догм, иногда именуемые «философией буддизма».

Одновременно развивалась и другая, морально – культовая сторона буддизма, т.е. «путь», который может привести каждого к прекращению страданий. Этот «путь» и был тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.

 

2.2. Учение Будды

Все началось вот так. Любимый и избалованный отцом Сиддхартха Гаутама провел беззаботное детство и юность. Он родился в семье северно-индийского выборного царя – раджи Шуддходана из Капилавасту на сегодняшней границе между Индией и Непалом. В 16 лет он женится по желанию отца на своей кузине Яшодхаре, которая через тринадцать лет счастливой жизни ждет от него ребенка. Гаутаме уже 29 лет. И вот три неожиданные встречи вызывают в нем душевный перелом: он последовательно встречает дряхлого беспомощного старика, затем больного – прокаженного и, наконец, вздувшийся, пожираемый червями человеческий труп. Каждый раз, сопровождающий Сиддхатху возничий дает ему соответствующее объяснение, и юноша узнает воочию, что такое старость, болезнь и смерть. Последовавшая затем встреча с нищим, странствующим отшельником, нашедшим успокоение в отречении от всего земного, побуждает его последовать такому примеру. (Этот эпизод проник в средние века на западе в виде легендарно-назидательной повести о «старце Варлааме и Иосафе, царевиче Индийском», которых католическая церковь канонизировала как святых). Узнав о рождении своего сына Рахула, будущий Будда спешит освободиться и от этих новых жизненных уз: «Блажен лишь тот, чье сердце обрело покой; только когда угас огонь наслаждения, греха, заблуждения и гордости, когда угасли все страсти и пороки, только тогда наступает покой. Для меня наступило время покинуть дом и искать нирвану».

Говорить о буддизме вообще нельзя: в зависимости от времени и конкретных условий существования он значительно видоизменялся. Один из наиболее авторитетных представителей русской буддологии О. О. Розенберг писал: «Системы буддизма вообще, помимо отдельных школ, не существует вовсе».

Будда утверждал, что невежество есть величайшее преступление, так как оно является причиной всех человеческих страданий.

Свет, который может рассеять эту тьму и избавить от страдания, был явлен Буддой, как знание «четырех благородных истин».

Первая «благородная истина» гласит: «Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение – страдание ; расстройство здоровья – страдание; болезнь – страдание; смерть – страдание; присутствие того, кого мы ненавидим – страдание, отделение от того, кого мы любим – страдание. Буддизм утверждает, что всякая жизнь – зло, страдание.

Во второй «благородной истине» Будда вскрывает причину новых и новых перерождений – страданий. Причина страданий в помраченности, в жажде самоудовлетворения, в земных присвоениях, влекущих за собой непрекращаемость повторного, несовершенного бытия. Человеческие чувства чреваты опасностью неотвратимых последствий в данной и в будущей жизнях. Силой, которая определяет форму каждого нового перерождения, является карма. Ее действие неотвратимо. Учение о карме – одно из важнейших положений идеологии буддизма. В соответствии с ним карма тесно связана с моралью, с поведением человека, в том числе и животных и других живых существ. В каждом случае человек обладает известной свободой выбора. Правда, эта свобода ограничена рамками его кармы, т.е. итогом поступков и помыслов прежних перерождений.

Итак, причиной страданий является жажда жизни, порожденная «невежеством».

Выход из «невежества» и жажды жизни указывает третья «благородная истина». «Вот, о монахи, благородная истина прекращения страдания: (оно прекращается) полным прекращением этой жажды , прекращением, которое состоит в отсутствии всякого сильного чувства, с полным отказом от этой жажды, с уходом от нее, с освобождением от нее, с уничтожением желания».

Страдание, неизбежно и беспрерывно связанное со всякой жизнью, будет уничтожено лишь тогда, когда будет вырвана с корнем сама жажда бытия. Буддизм исходит из понятия о страдании, как христианство из понятия о грехе; до известной степени «жажда бытия» у Будды и «греховное хотение» в Новом Завете сходятся.

И, наконец, четвертая «благородная истина» указывает путь, идя по которому можно избавиться от страданий. Путь к прекращению страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и в приближении к Великой Истине.

Информация о работе Философские аспекты буддизма