Философская система Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 02:09, контрольная работа

Краткое описание

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

Содержание

1. Философская система Платона 3
2. Говорят, что человек – самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Как трактуется в философии проблема жизни и смерти? 7
3. Философия о происхождении и сущности человека. Фундаментальные характеристики человека 12
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.33 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

1. Философская система Платона 3

2. Говорят, что человек – самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Как трактуется в философии проблема жизни и смерти? 7

3. Философия о происхождении и сущности человека. Фундаментальные характеристики человека 12

Список литературы 20

 

 

 

  1. Философская система Платона

 

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) –  крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной  философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления  в философии. Платон – первый древнегреческий  философ, оставивший после себя ряд  фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство  произведений Платона написано в  форме диалогов.

Платон является основателем  идеализма. Главными положениями его  идеалистического учения являются следующие:

  • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
  • окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
  • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
  • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
  • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
  • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

 

«Триада»  Платона – «единое», «ум», «душа»

Также Платон выдвигает философское  учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого», «ума», «души».

«Единое»:

  • является основой всякого бытия;
  • не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);
  • есть ничто;
  • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
  • первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»:

  • происходит от «единого»;
  • разделен с «единым»;
  • противоположен «единому»;
  • является сущностью всех вещей;
  • есть обобщение всего живого на земле.

«Душа»:

  • подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
  • также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
  • душа человека (вещи) есть часть мировой души;
  • душа бессмертна;
  • при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
  • постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

 

Гносеология (учение о познании) Платона

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной  им идеалистической картины мира:

  • поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
  • «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
  • высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

 

Проблема  государства в философии Платона

Особую роль в своей  философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита  и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением  явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в  котором отпадает необходимость  в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

  • монархия – справедливая власть одного человека;
  • тирания – несправедливая власть одного человека;
  • аристократия – справедливая власть меньшинства;
  • олигархия – несправедливая власть меньшинства;
  • демократия – справедливая власть большинства;
  • тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия  и тимократия являются несправедливыми  формами государства, а демократия – власть большинства – редко  бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию  или тимократию, двумя стабильными  и оптимальными формами государства  могут быть только аристократия и  монархия.

 

Платоновский  проект государства

Также Платон выдвигает собственный  план государственного устройства, согласно данному плану:

  • все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
  • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
  • воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
  • философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
  • философы и воины не должны иметь частной собственности;
  • жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
  • не существует брака, все жены и дети общие;
  • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел  некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность  и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного  плана были сохранены.

 

Значение  философии Платона

Историческое значение философии Платона в том, что впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

  • положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);
  • впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
  • были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
  • была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

 

Академия  Платона

Академия Платона –  религиозно-философская школа, созданная  Платоном в 387 г. в природе Афин и  просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную  философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник  язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской  философии.

 

  1. Говорят, что человек – самое несчастное из животных, поскольку заранее знает  о своей будущей смерти. Как  трактуется в философии проблема жизни и смерти?

 

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое  осознает свою смертность и может  делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная  истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные  потрясения, затрагивает самые глубины  его внутреннего мира.

Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Подлинное философствование невозможно без обращения к этим вечным темам. Во всех философских системах так или иначе решался этот вопрос.

Речь идет о триаде: жизнь – смерть – бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, что бы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались  о жизни достаточно негативно. Жизнь  – страдание (Будда, Шопенгауэр и др.); жизнь – сон (Веды, Платон, Паскаль); жизнь – бездна зла (древнеегипетский текст “Разговор человека со своим духом”). «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем, ибо все – суета и томление духа» (Экклезиаст); «Человеческая жизнь жалка» (Сенека); «Жизнь – борьба и странствие по чужбине» (Марк Аврелий); «Жизнь однозвучна, зрелище уныло» (Петрарка); «Жизнь – это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир); «Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия» (Паскаль); «Вся жизнь – лишь цена обманчивых надежд» (Дидро); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше).

Действительно, жизнь каждого  человека драматична и трагична: как  бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна, конец ее неизбежен.  
Смерть и потенциальное бессмертие – самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны так или иначе соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения.

Смерть – пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные н чистые, любимые и нелюбимые. Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: «Мы не знаем, что лучше – жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант». А еще задолго до этого в «Бхагавадгите» сказано: «Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби!»

Итак, можно выделить первое измерение проблемы жизни, смерти и  бессмертия – биологическое, ибо это состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, всходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенного кругооборота.

Осознание единства жизни  человека и человечества со всем живым  на планете, с ее биосферой, равно  как и потенциально возможными формами  жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение. Эта  идея святости жизни, права на жизнь  для любого живого существа уже в  силу самого факта рождения принадлежит  к числу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и  Земля рассматриваются как живые  существа, а вмешательство в еще  плохо познанные законы их жизни  чревато экологическим кризисом. Человек предстает как малая  частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя все богатство  макрокосмоса.

Информация о работе Философская система Платона