Философская концепция сверхчеловека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Философия Ф. Ницше отличается новаторством, нетрадиционностью, неординарностью, резкостью и категоричностью, но в то же время своевременностью и логической обоснованностью. «Бог умер! Мы его убили - вы и я!», - говорит Ницше словами «сумасшедшего» в своей работе «Весёлая наука». На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из «обычных» людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Вопрос 1. Специфика философской концепции Фридриха Ницше: сущность, содержание…………………………………………………………………….…..5
Вопрос 2. Особенности концепции сверхчеловека Фридриха Ницше………..……………………………………………………………….......10
Вопрос 3. Восприятие концепции Ницше в России: основные этапы, тенденции,значение...............................................................................................16
Заключение……………………………………………………………….……....34
Список литературы ………………………………………...……………….......36

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Концепция сверхчеловека Ф.Ницше.docx

— 82.32 Кб (Скачать файл)

План.

 

Введение……………………………………………………………………….......3

Вопрос 1. Специфика философской концепции Фридриха Ницше: сущность, содержание…………………………………………………………………….…..5

Вопрос 2. Особенности концепции сверхчеловека Фридриха Ницше………..……………………………………………………………….......10

Вопрос 3. Восприятие концепции Ницше в России: основные этапы, тенденции,значение...............................................................................................16

Заключение……………………………………………………………….……....34

Список  литературы ………………………………………...……………….......36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Ницше, несомненно, один из самых  грандиозных философов XIX века. Его идея сверхчеловека, поставленная в противоположность общей «человеческой» направленности философии предшествующих поколений, поставила его в положение изгоя современной ему философии.

Однако дальнейшее развитие философской мысли, особенно XX века, показало, что идея сверхчеловека  вовсе не чужда развивающемуся капиталистическому обществу. Не случайно такие крупные  мыслители, как Хайдеггер и Шпенглер в своих трудах во многом базировались на разработках Ницше.

Философия Ф. Ницше отличается  новаторством, нетрадиционностью, неординарностью,  резкостью и категоричностью, но в то же время своевременностью и логической обоснованностью. «Бог умер! Мы его убили - вы и я!», - говорит Ницше словами «сумасшедшего» в своей работе «Весёлая наука». На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из «обычных» людей.

Актуальность «философии жизни» как одного из ответвлений  более широкого направления - иррационализма1 - была исторически обусловлена. Появление иррационалистических взглядов в философии явилось как бы ответом на кризис в научных методах познания, естествознания. В основе рационалистического миропонимания лежало понятие «материи» как первоосновы всех вещей, и все процессы, происходящие в природе, объяснялись по законам перемещения атомов.

 

Материализм, выступая от лица науки, претендовал на роль окончательного «научного мировоззрения». И хотя на его основе возник также и «диалектический  материализм», старательно не замеченный буржуазными критиками рационализма XIX в., но «кризис в физике» в  этот период, хотя и давший последнему новые подтверждения, роковым образом  сказался на некоторых сторонах гносеологии  естественноисторического материализма этого времени.

В борьбе с материализмом  «философы жизни» попытались использовать несводимость биологических явлений  к законам классической механики. Понятие материи было заменено понятием «жизнь», »живая материя», которая в  философском истолковании имеет  значение психики, переживания. Рациональные субъектно-объектные отношения заменяются субъектно-субъектными, человек начинает рассматриваться как субъект  общения. Таким образом, «философия жизни», как и иррационализм вообще, противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический, в основе которого лежат установки антропологизма.

Оригинальные воззрения  Ницше во всех областях философского знания обуславливают актуальность данной темы, особенный интерес представляет его концепция о «сверхчеловеке», повлиявшая на развитие различных течений и идеологий ХХ века.

Целью данной работы является исследование концепции Фридриха Ницше  о сверхчеловеке, как и ее восприятие в России.

Конечно, Ницше сделал прорыв в философии. Но стал ли этот прорыв подобным прорыву Фрейда в психологии, или же остался локальным явлением своего времени?

 

 

 

 

Вопрос 1.Концепция сверхчеловека у Фридриха Ницше: сущность, содержание.

В основе произведения "Так  говорил Заратустра" лежат две  основные идеи философии Ницше - идея сверхчеловека и идея вечного  возвращения. Между ними трудно найти  онтологические точки соприкосновения. Однако в аксиологическом смысле эти идеи представляют некое единство. Суть идеи вечного возвращения заключается  в том, что время в своем  бесконечном течении в определенные периоды должно повторять одинаковое положение вещей. Таким образом, всякая надежда на утешение в будущем  должна быть отвергнута, и никакая  небесная жизнь нас не встретит. Мы всего лишь тени слепой однообразно  повторяющейся природы. Идея же сверхчеловека - это идея надежды победы над  трагичностью бытия. Идея сверхчеловека  дополняет и уравновешивает в  ценностном смысле идею вечного возвращения. 

Образ сверхчеловека в  произведении "Так говорил Заратустра" ярко главный герой произведения - Заратустра. Очевидно, не случайно Ницше назвал своего героя в честь реформатора персидской религии - зороастризма, в основе которой лежит дуалистическое противопоставление вечного добра и зла. Наметившийся гностический дуализм в "Рождении трагедии из духа музыки" находит свое окончательное завершение у позднего Ницше, который выносит полное и окончательно осуждение миру традиционной культуры, морали, религии.

Идею сверхчеловека Ницше  раскрывает как идею самоопределения  человека. "Человек есть нечто, что  должно превзойти". На этом пути Ницше  выделяет в каждом человеке дух верблюда, дух льва и дух ребенка. Свою задачу Ницше видит в том, чтобы призвать человека преодолеть в себе повиновение  духа верблюда, с которым ассоциирует  Ницше христианство. По мнению Ницше, христианство превращает человека в  больного, стадного домашнего и слабого.

Преодолеть это можно, по мнению Ницше лишь тогда, когда  человек начнет осознавать, что все  его формирование как человека протекало  ранее без его понимания и  участия.

С ранних лет обычный человек  подчинен системе норм и ценностей, и лишь через осознание собственной  несвободы он стремится пробудить  в себе личную волю - волю-к-власти, волю к жизни, творческой и сознательной. Именно через это в человеке рождается  дух и сила льва.

Провозглашенный Заратустрой  тип высшего человека можно охарактеризовать следующими чертами:

1.Этот тип человека  принадлежит аристократии. Для Ницше  человек толпы никогда не станет  сверхчеловеком.2

2.Его ценностями выступает  то "благородное", которое оказывается по ту сторону добра и зла (а, следовательно, - морали).

3.Для такого человека  жизнь есть постоянная борьба, ибо он в сущности своей  человек войны.

4.В противовес любви  к ближнему утверждается любовь к дальнему.

5.Смысл деятельности не  в бесконечном и бесцельном  труде, а в труде творческом - созидании. При этом созидание  невозможно без разрушения старых  ценностей и добродетелей. Чтобы  стать созидающим придется подвергнуться  страданиям и многим превращениям.

6.В противовес состраданию  утверждение эгоизма. Необходимо  прислушиваться к собственной  самости, чтобы именно она реализовалась  в созидании. Добродетели должны  проистекать только из нее  самой и ни в коей мере  не могут быть внешними, заданными  извне только тогда в них  проявится подлинная воля человека, его желания и инстинкты. Этика  сострадания как этика альтруизма  есть отречение от своих интересов,  от себя, недоверие себе.

7.Высший тип человека  признает такие добродетели, которые  несут страдания и смерть. "Ты  должен любить свои добродетели  - ибо от них ты погибнешь". "Умри вовремя". "Глупец тот, кто остается жить. Необходимо постараться, чтобы жизнь закончилась быстрей". Стремящийся к сверхчеловеку не должен иметь удлиненную жизнь, не должен бесцельно волочить ее.

В идее вечного возвращения  Ницше видит силу, отсеивающую слабых и усиливающую жизнеспособных. "Что падает, то следует подтолкнуть". Колесо вечного возвращения отнимает у слабого человека надежду на то, что он может измениться, преодолеть себя. Если человек позволит себе один раз слабость, то эти состояния слабости будут бесконечно повторяться в колесе вечного возвращения пока человек окончательно не падет.

Для сильного человека идея вечного возвращения благотворна: преодолевая себя, человек все  ближе и ближе будет приближаться к сверхчеловеку.

Ницше иллюстрирует фазы возвышения к сверхчеловеку образом взбирания в гору. Заратустра живет на горе, которая символизирует тем самым пик наивысшего накопления сил человека. Но дух тяжести давит на плечи всякого человека, кто желает взойти на этот пик, стремясь увлечь его вниз. Под духом тяжести Ницше понимает традиционную мораль, которая своим "долженствованием" сковывает человека, обращая его волю-к-власти обратно, внутрь его самого. Ницше изображает этот дух тяжести в образе карлика - маленького злобного, уродливого человечка. Такой вид принимает человек под давлением традиционной морали. Такой карлик скрывается в каждом из нас, сковывая наши движения, когда мы идем наверх.

Вершиной самоопределения  человека является фаза ребенка. Ребенок  есть символ игры, новых начинаний  и иллюзии. Ведь когда ребенок  играет, он пользуется в игре самообманом  и тем самым свободно создает  иллюзии, в которых отражает подлинную  действительность, а не подражает  ей. Ребенок есть свободное сознание действительности, и то, во что играет ребенок, есть сама действительность.

Заратустра представляет собой сверхчеловека, преодолевшего  все эти три стадии, и сталкивается с пониманием того, что человека и сверхчеловека разделает такая  же пропасть, какая разделяет животного  и человека. "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком", - говорит Заратустра.3

"Мы уже теперь должны  отметить, что во всех своих  сочинениях, вплоть до самых последних,  в которых он берет своим  девизом страшные слова, служившие  в средние века таинственным  паролем одной из магометанских  сект, столкнувшихся в Св. Земле с крестоносцами: "Нет ничего истинного, все дозволено", - во всех своих сочинениях, все время и неизменно Ницше апеллирует какой-то высшей инстанции, называемой им то просто жизнью, то "совокупностью жизни", и не смеет говорить от своего собственного имени".

Проанализировав идею сверхчеловека, мы обнаруживаем, что она воплощает все те черты, которое несет в себе абсурд бытия.

Сверхчеловек, лишен сострадания, неумолим и презирает маленьких людей. К сверхчеловеку, неприменимы нормы морали, добро и зло.4

Абсурд бытия обрекает на бесконечную борьбу, которая является подлинной природой сверхчеловека.

Неумолимость вечного  повторения, лишающая всякой надежды  простого человека, питая тем самым  абсурд бытия и давая силы сверхчеловеку.

Абсурд бытия воспринимается как характеристика внешнего мира, в виде силы подавляющей человека. Именно поэтому Ницше усматривает его источник в Истинно-Сущем и Первоедином, а его подавляющее действие понимает как волю. Подобно этому и сверхчеловек воплощает в себе волю к власти, подавляющую других людей.

Абсурд, как и сверхчеловек, не признает никаких границ для своего произвола: нет ничего истинного  и все дозволено.

Наконец в качестве Первоединого абсурд понимается как источник всех сверх существования человека, в том числе и его мира иллюзий. Подобно этому и сверхчеловек уподобляется ребенку, забавляющемуся своими иллюзиями.

Трагический герой еще  не представляет такой онтологизации, это есть первая устремленность к  этому Первоначалу без слияния  с ним, но вместе с тем, это оказалось  и первым шагом к сверхчеловеку.

На основании всего вышесказанного можно усмотреть логическое развитие уже заявленной ранее позиции. В "Рождении трагедии" Ницше уже сформулировал все основные ценностные ориентиры, такие как любовь к дальнему, эгоизм, творческое созидание и сделал первый шаг. Разочарование этим первым шагом означает не то, что Ницше повернул назад, но то, что он еще более решительно пошел вперед. Трагический герой только лишь обращается к источнику абсурда и ищет эстетическое утешение в этом обращении. Сверхчеловек не удовлетворен этим утешением. Он может довольствоваться не меньшим, нежели как осознанием себя как самого этого источника абсурдности бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2 Особенности концепции сверхчеловека Фридриха Ницше.

"Так говорил Заратустра" - самая великолепная по написанию  из книг Фридриха Ницше: Сам  автор считал ее "самой глубокой  из всех книг, которыми обладает  человечество". Образ Заратустры - человека, идущего по пути становления  сверхчеловека. В сущности, этот  путь намечен автором еще в  "Человеческом...", но здесь он детально проработан и облечен в форму притчи, написанной потрясающим стилем. Форма притчи заимствована из Библии и больше всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о происходящих с ним и его учениками событиях. Конечно же, сравнивать Христа и Заратустру не имеет смысла, хотя весьма вероятно, что именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше, поскольку в своем читателе (если таковой найдется) он видел последователя для своего Заратустры, ибо "кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть".

Информация о работе Философская концепция сверхчеловека