Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:22, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения (ХIV—ХVI вв.), одна из самых ярких страниц в истории человечества. Она ознаменована невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения стихийно-индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий.

Содержание

ВВедение………………………………………………………………………. ……..3
1.ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ….. 4 – 5
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ……………………………..6 – 12
2.1. Гуманизм и антропоцентризм………………………………………………….6 – 7
2.2 Неоплатонизм…………………………………………………………………....7 – 9
2.3 Натурфилософия………………………………………………………………10 – 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………13 – 14
СПИСОК использованных источников…………………………………. 15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Эпоха Возроздения.docx

— 45.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

по дисциплине

«Философия»

 

На тему:

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВедение………………………………………………………………………. ……..3

1.ПРЕДПОСЫЛКИ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ….. 4 – 5

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ……………………………..6 – 12

2.1. Гуманизм и  антропоцентризм………………………………………………….6 – 7

2.2 Неоплатонизм…………………………………………………………………....7 – 9

2.3 Натурфилософия………………………………………………………………10 – 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………13 – 14

СПИСОК использованных источников…………………………………. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Возрождения (ХIV—ХVI вв.), одна из самых ярких страниц  в истории человечества. Она ознаменована невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения стихийно-индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий.

«Эпохой Возрождения» или «Ренесансом» этот период истории называется потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс). Это время возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, становления новых буржуазных общественных отношений, который носил прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.

Целью данной работы является:

- изучение  литературы  по эпохе Возрождения;

- определение предпосылок  возникновения новой философии  – философии Возрождения;

- выявление отличительных  черт философии эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. 

Родиной Возрождения является Италия. В ХІV веке такие крупные города как Флоренция, Венеция, Рим, Милан были хорошо развиты с экономической точки зрения. Там появились первые мануфактуры, зарождалась буржуазия, которая стремилась разбогатеть путем торговли и эксплуатации наемных рабочих.

Именно в этот период происходит зарождение капиталистических отношений, формирование национальных государств.

Возрождение –  это время великих открытий и изобретений, в частности:

  • великие географические открытия, такие как открытие Америки;

  • расширение познаний о космосе (установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника);

  • развитие знаний об окружающей среде и о живом мире (начало систематизации растений, возникновение научной анатомии, положившей начало современной медицине).

Можно предположить, что не последнюю роль в возникновении Возрождения сыграла та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно,  именно Италия послужила центром первоначального Возрождения. Во-первых, чисто внешняя сторона католической жизни служила немалым толчком для возникновения свободомыслия. Знаменитое Авиньонское пленение пап, появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть,  и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией) порождали в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов. 

С другой стороны, и само католическое миросозерцание во многом способствовало отходу от схоластической философии. Именно в католицизме, как известно, философия развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного католического человека было более рассудочным, более направленным на решение онтологических и особенно гносеологических вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека, и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться; позднее они перешли в общее отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение, таким образом, как бы подготовило то явление, которое мы называем Возрождением. 

*Онтология – учение о бытии, гносеология – философское учение о познании.

В эпоху Возрождения появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение».  На первый план культуры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью.

Таким образом, главной предпосылкой формирования философии Возрождения является глубочайшая переоценка всех мировоззренческих и нравственных ценностей средневековой культуры, своего рода ценностная реформа, затронувшая такие радикальные вопросы, как вопрос о положении человека в мире, его назначении, достоинстве, принципах нравственности. Падение авторитета церкви и усиление престижа науки, становление принципиально нового, экспериментального исследования человека и природы — все это было связано с изменением представлений о самом человеке и его месте в мире, формированием стойкого убеждения в необходимости человека нового типа — активного, свободного от каких-либо внешних авторитетов, ответственного и инициативного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ

2.1. Гуманизм и антропоцентризм

Если античная философия раскрывала проблему космоса, средневековая — была целиком посвящена проблеме Бога, то философия Возрождения была сосредоточена на проблеме человека. Возрождение впервые в истории открывает неповторимую индивидуальность свободного человека.

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации (сословии) и он утверждал себя через максимально деятельное включение в эту социальную группу.

В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

Открытие Ренессансом человека, как главного субъекта истории и культуры, привело к появлению гуманизма. Этот термин был впервые употреблен в XV веке итальянским писателем и ученым Леонардо Бруни. Понятие «гуманизм» означает человеческий, человечный, образованный, т. е. качество свободного гражданина, необходимое для активного участия в жизни общества.

Главным центром гуманистического движения во всех его аспектах стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. Здесь родился и провел многие годы своей жизни великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321), известный как автор знаменитой «Божественной комедии». Ему принадлежат глубокие философские обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Человек, по Данте, есть результат соединения природного и божественного начал, существо, принадлежащее двум мирам: тленному миру земли противостоит вечный мир небес.  Поэтому им руководят две цели, два предназначения: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью. 

Если Данте — вдохновитель множества гуманистов, то общепризнанный родоначальник гуманистического движения — Франческо Петрарка (1304-1374). Обращаясь к проблемам человечского бытия, Петрарка заявляет: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое». Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый *Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. 

стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании. В результате предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Формируется и новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него.

Другой важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является антропоцентризм. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире. Центральной фигурой всего мира  становится  не Бог — начало всех вещей, а человек. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все.

Один из гуманистов XV века в «Речи о достоинстве человека» писал: «Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь».

Таким образом, человек здесь — не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой.

2.2 Неоплатонизм

 

Неоплатонизм – идеалистическое  направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учений Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие.

Оживлению платонизма в Италии способствовала деятельность Георгия Плифона (1360-1452), который в своем труде «Законы» делает попытку преодолеть разрыв божественного и природного, ищет обоснование идеи вечности и несотворенности мира, сохраняя Бога, как первопричину. То есть мир - это не результат отчуждения Бога, а открытый познанию сам образ Бога, т.е. мир - это и есть Бог.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико дела Мирандола.

Родоначальником ренессансного платонизма был Николай Кузанский (настоящая фамилия Кребс) (1401-1464) - мыслитель, выдающийся немецкий философ, теолог, крупный ученый в области математики, астрономии, географии и других науках. Учился в Гейдельбергском, Падуанском, Кёльнском университетах. В 1430 году стал священнослужителем, вел активную политическую деятельность в качестве кардинала католической церкви и приближенного Папы. Написал большое количество теологических и философских сочинений.

Информация о работе Философия эпохи возрождения