Философия Шеллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

Натурфилософия. Философское развитие Шеллинга характеризуется, с одной стороны, четко выраженными этапами, смена которых означала отказ от одних идей и замещение их другими. Но, с другой стороны, для его философского творчества свойственно единство основного замысла - познать абсолютное, безусловное, первое начало всякого бытия и мышления. Шеллинг критически пересматривает субъективный идеализм Фихте. Природа не может быть зашифрована лишь формулой не-Я, считает Шеллинг, но она не есть и единственная субстанция, как это полагает Спиноза.

Содержание

Философия Шеллинга
Философия позднего Шеллинга
Романтизм - новое в философии
Под влиянием романтизма
Основные философские труды Шеллинга
Философия искусства
Принцип историзма
Искусство и мифология
Идеальный и реальный ряды в искусстве
Музыка и живопись
Архитектура и скульптура
Поэзия: лирика, эпос и драма
Роман
Трагедия
Комедия

Вложенные файлы: 1 файл

дз философия.docx

— 60.18 Кб (Скачать файл)

Философия Шеллинга

Содержание

  • Философия Шеллинга
  • Философия позднего Шеллинга
  • Романтизм - новое в философии
  • Под влиянием романтизма
  • Основные философские труды Шеллинга
  • Философия искусства
  • Принцип историзма
  • Искусство и мифология
  • Идеальный и реальный ряды в искусстве
  • Музыка и живопись
  • Архитектура и скульптура
  • Поэзия: лирика, эпос и драма
  • Роман
  • Трагедия
  • Комедия
  • Завоевание высот, двойственность Шеллинга
  • 1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.
  • Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
  • натурфилософию;
  • практическую философию;
  • иррационализм.
  • 2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:
  • прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);
  • природа есть "абсолютное" - первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;
  • природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
  • материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
  • природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
  • движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т.д.).
  • 3. Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории. Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" - правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность - насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).
  • Философ приходит к следующим выводам:
  • ход истории случаен, в истории царит произвол;
  • и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
  • теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;
  • в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.

философия шеллинг немецкая классическая

В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.

Философия Шеллинга

Натурфилософия. Философское развитие Шеллинга характеризуется, с одной стороны, четко выраженными  этапами, смена которых означала отказ от одних идей и замещение  их другими. Но, с другой стороны, для  его философского творчества свойственно  единство основного замысла - познать  абсолютное, безусловное, первое начало всякого бытия и мышления. Шеллинг  критически пересматривает субъективный идеализм Фихте. Природа не может  быть зашифрована лишь формулой не-Я, считает Шеллинг, но она не есть и  единственная субстанция, как это  полагает Спиноза.

Природа, по Шеллингу, представляет собой абсолютное, а не индивидуальное Я. Она есть вечный разум, абсолютное тождество субъективного и объективного, их качественная одинаковая духовная сущность [1].

Таким образом, от деятельностного  субъективного идеализма Фихте  Шеллинг переходит к созерцательному  объективному идеализму. Центр философских  исследований Шеллинг переносит  с общества на природу.

Шеллинг выдвигает идею тождества идеального и материального:

Материя - это свободное  состояние абсолютного духа, разума. Дух и материю противопоставлять  недопустимо; они тождественны, так  как представляют лишь различные  состояния одного и того же абсолютного  разума.

Натурфилософия Шеллинга возникла как ответ на потребность  в философском обобщении новых  естественно-научных результатов, которые были получены к концу XVIII в. и вызывали широкий общественный интерес. Это исследования электрических явлений итальянским ученым Гальвани в их связи с процессами, протекающими в организмах (представления о "животном электричестве"), и итальянским ученым Вольта в связи с химическими процессами; исследования о воздействии магнетизма на живые организмы; теории формообразования живой природы, ее восхождения от низших форм к высшим и др.

Шеллинг предпринял попытку  найти единое основание всем этим открытиям: он выдвинул идею идеальной  сущности природы, нематериального  характера ее активности.

Ценность натурфилософии Шеллинга состоит в ее диалектике. Размышляя над связями, которые  открывало естествознание. Шеллинг  высказал мысль о сущностном единстве сил, обусловливающих эти связи, и единстве природы как таковой. К тому же он приходит к выводу, что  сущность всякой вещи характеризуется  единством противоположных деятельных сил. которое назвал "полярностью". В качестве примера единства противоположностей приводил магнит, положительные и отрицательные заряды электричества, кислоты и щелочи в химических веществах, возбуждение и торможение в органических процессах, субъективное и объективное в сознании. "Полярность" Шеллинг рассматривал как главный источник активности вещей, ею он характеризовал "подлинную мировую душу" природы [1].

Вся природа - и живая, и  неживая - представляла для философа некий "организм". Он считал, что  мертвая природа является всего  лишь "несозревшей разумностью". "Природа всегда есть жизнь", и  даже мертвые тела не мертвы сами по себе. Шеллинг как бы находится  в русле гилозоистской традиции Бруно, Спинозы, Лейбница; он идет к  панпсихизму, т.е. точке зрения, согласно которой вся природа обладает одушевленностью.

Следствием появления  натурфилософии Шеллинга был подрыв оснований субъективного идеализма  Фихте и поворот классического  немецкого идеализма к объективному идеализму и его диалектике.

Практическая философия. Главной проблемой практической философии Шеллинг считал проблему свободы, от решения которой в  практической деятельности людей зависит  создание "второй природы", под  которой он понимал правовой строй. Шеллинг согласен с Кантом, что  процесс создания правового строя  в каждом государстве должен сопровождаться аналогичными процессами в других государствах и их объединением в федерацию, прекращением войны и установлением мира. Шеллинг  полагал, что достичь таким образом состояния мира между народами не просто, но к этому надо стремиться.

Шеллинг ставит проблему отчуждения в истории. В результате самой  рациональной человеческой деятельности возникают зачастую не просто неожиданные  и случайные, но и нежелательные  результаты, ведущие к подавлению свободы. Стремление реализовать свободу  превращается в порабощение. Реальные результаты французской революции  оказались не соответствующими ее высоким  идеалам, во имя которых она начиналась: вместо свободы, равенства и братства пришло насилие, братоубийственная  война, обогащение одних и разорение  других. Шеллинг приходит к выводам: в истории властвует произвол; теория и история полностью противоположны друг другу: в истории царит слепая необходимость, перед которой индивиды со своими целями бессильны. Шеллинг  близко подходит к открытию природы  исторической закономерности, когда  говорит об объективной исторической необходимости, пробивающей себе дорогу сквозь множество индивидуальных целей  и субъективных устремлений, непосредственно  мотивирующих человеческую деятельность. Но Шеллинг представил эту связь  как беспрерывное и постепенное  осуществление "откровения абсолюта". Так Шеллинг насыщал свою философию  тождества бытия и мышления теософским смыслом, обращением к абсолюту, т.е. к Богу. Приблизительно с 1815 г. вся  философская система Шеллинга приобретает  иррационалистический и мистический  характер, становится, говоря его же словами, "философией мифологии и  откровениях.

Принимая идею Фихте  о взаимополагании субъекта и  объекта, Шеллинг (1775 - 1854) проявляет  интерес в основном к объективному началу. Фихте интересуют дела человеческие, Шеллинга волнует проблема природы, переход ее от неживого состояния  к живому, от объективного к субъективному.

Осмысливая достижения естествознания и техники, Шеллинг  публикует работу "Идеи к философии  природы". Размышляя над загадкой природы, Шеллинг ищет источник ее единства. И в следующей работе "О мировой  душе", опираясь на идею единства противоположностей, он пытается разгадать тайну жизни. Шеллинг высказывает мысль, что  в основании природы лежит  некое активное начало, которое обладает свойствами субъекта. Но таким началом  не может быть индивид Беркли, для  которого мир есть совокупность его  представлений, не может быть и родовой  субъект Фихте, выводящий "не-Я" мира из своего "Я".

По мнению Шеллинга, это  нечто иное, очень динамичное. И  это нечто Шеллинг ищет через  призму последних открытий в области  физики, химии, биологии. Он высказывает  мысль о всеобщей взаимосвязи  природы, которая задает целесообразность всем ее процессам.

В 1799 г. в работе "Первый набросок системы натурфилософии" Шеллинг делает еще одну попытку  изложить основные принципы философии  природы. Если Кант называл свою философию "критикой", а Фихте - "учение о науке", то Шеллинг обозначает свое учение понятием "натурфилософия".

Основная идея этой работы заключается в том, что природа  не продукт, а продуктивность.

Она выступает как природа  творящая, а не сотворенная. В своем "потенцировании" природа устремлена к своей субъективности. На уровне "механизма и химизма" она  предстает как чистый объект, а  вот на уровне "организма" природа  заявляет о себе как о субъекте в его становлении. Другими словами, природа эволюционирует от мертвого к живому, от материального к идеальному, от объекта к субъекту.

Источник развития природы  в ее способности к раздвоению. Природа сама по себе не материя  и не дух, не объект и не субъект, не бытие и не сознание. Она - то и  другое, вместе взятое.

В 1800 г. Шеллинг публикует "Систему трансцендентального  идеализма", где он поднимает вопрос о дополнении натурфилософии трансцендентальной философией.

Рассматривая природу  как объект, можно проследить ее эволюцию от неорганики к органике и вскрыть тенденцию одухотворения природы, обнаружить становление ее субъективности. Это предмет натурфилософии.

Рассматривая природу  как субъект, можно проследить стремление природы к объективизации себя через  процесс опредмечивания и распредмечивания, через антропогенную деятельность человека, через исследование культуры как второй природы. Это предмет трансцендентальной философии.

На стыке натурфилософии и трансцендентальной философии  появляется возможность не только адекватного  представления объекта-субъекта, но и конструирования субъектно-объектного отношения.

Наше "Я" восходит от мертвой  материи к живой, мыслящей и замыкается на поведение человека. "Я" не просто мыслит, а мыслит категориями - предельно общими понятиями.

Шеллинг выстраивает иерархическую  систему категорий, демонстрирует, как каждая категория распадается  на две противоположные и как  эти противоположности сливаются  в одном, еще более содержательном понятии, приближаясь к практической сфере деятельности человека, где  уже господствует свободная воля. Воля, в свою очередь, проходит ряд  ступеней развития, высшей из которых  является готовность к нравственному  действию. Сознание становится нравственно  практическим.

В трансцендентальном идеализме  Шеллинга философские категории  впервые пришли в движение, и философская  система немецкого мыслителя  заявила о себе как система  развития сознания. Идея самосознания Фихте получила конкретное воплощение. А несколько позже Гегель создаст  еще более внушительную картину  восхождения сознания к своим  более совершенным формам.

Логическим развитием  взглядов Шеллинга явилась его "Философия  тождества". По убеждению мыслителя, ни мышление, ни бытие не следует  рассматривать в качестве первоосновы  сущего. Нужно исходить из тождества  духа и природы, реального и идеального, "нерасчлененности объекта и субъекта". Принцип тождества снимает необходимость  поиска причинной зависимости, поиска приоритетов. В этом единстве природа  выступает как объект (сотворенная) и как субъект (творящая). Природа  творящая имеет свою историю. Она  творит в меру своего сознания.

Обосновывая принцип тождества  природы сотворенной и природы  творящей, Шеллинг сталкивается с  проблемой: как соотнести теоретическое  и практическое, субъективное и объективное, конечное и бесконечное. Средство этого  соединения Шеллинг видит в искусстве, как высшей форме знания, олицетворяющего  объективность, полноту и общезначимость. В конкретной, а стало быть, конечной художественной деятельности и произведениях  искусства возможно достижение бесконечности - идеала, недостижимого ни в теоретическом  познании, ни в нравственном деянии.

Художник творит, как  и природа, разрешая отмеченное выше противоречие. Посему искусство должно быть инструментом философии, ее завершением. Эту идею Шеллинг и воплощает  в работе "Философия искусства".

Каждая работа Шеллинга является своеобразной ступенькой его  философской эволюции.

Информация о работе Философия Шеллинга