Философия Френсиса Бэкона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:20, реферат

Краткое описание

Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).



Подготовила: Вафа Губадова
Группа: 106
Проверил: Роман Шульман

БАКУ
22.11.2012

Содержание:

Введение………………………………………………………………………. 3
Жизнь и деятельность Ф. БЭКОНА………………………………………... 4
Бэкон как представитель эмпиризма………………………………………. 5
Проблема природы и человека в философии Ф. БЭКОНА……………….. 13
Заключение ……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………. 17


Введение
В эпоху Возрождения Европа достигла многого в развитии науки и философии. Философию этого периода принято называть философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, которые порождают изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении эксперементально-математического естествознания; только его истины считаются достоверными, и именно на пути соединения с наукой философия ищет своего обновления. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Жизнь и деятельность Ф. БЭКОНА………………………………………... 4
Бэкон как представитель эмпиризма………………………………………. 5
Проблема природы и человека в философии Ф. БЭКОНА……………….. 13
Заключение ……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………. 17

Вложенные файлы: 1 файл

Академия Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики.docx

— 45.77 Кб (Скачать файл)
 

Академия Государственного Управления при Президенте Азербайджанской  Республики

Реферат на тему: «Философия Френсиса Бэкона»

 

 

 

 

 

 


 

Подготовила: Вафа Губадова

Группа: 106

Проверил: Роман  Шульман

 

 

 

БАКУ

22.11.2012




 

 

Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………………. 3

 

Жизнь и деятельность Ф. БЭКОНА………………………………………... 4

 

Бэкон как представитель  эмпиризма………………………………………. 5

 

Проблема природы  и человека в философии  Ф. БЭКОНА……………….. 13

 

Заключение ……………………………………………………………………16

 

Список использованной литературы………………………………………. 17

 

 

 

Введение 

В эпоху Возрождения Европа достигла многого в развитии науки и  философии. Философию этого периода принято называть философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, которые порождают изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении эксперементально-математического естествознания; только его истины считаются достоверными, и именно на пути соединения с наукой философия ищет своего обновления. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРЭНСИСА БЭКОНА

 

Родоначальником эмпиризма был  английский философ Френсис Бэкон (1561-1626).

Он был первым философом, поставившим  перед собой задачу создать научный  метод. В его философии впервые  сформулированы главные принципы, характеризующие  философию Нового времени.

Ф. Бэкон был талантливым ученым, выдающимся общественным и политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода. Отец его - Николай Бэкон, - лорд-хранитель печати.

Френсис Бэкон закончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в  парламент. С 1617 года он, барон Верлуамский  и виконт Сент-Олбанский, становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца, затем лордом-канцлером.

Незадолго до конца жизни общество выразило ему осуждение, обвинив  во взяточничестве при ведении судебных дел. Он был приговорен к крупному штрафу (40000 фунтов стерлингов), лишен  парламентских полномочий, уволен из суда. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе.

 Легенды, окружающие имя Бэкона, как любого великого человека, сохранили рассказ о том, что  он даже купил специально остров, для того, чтобы создать на  нем новое общество в соответствии  со своими представлениями об  идеальном государстве, изложенными  позже в неоконченной книге  "Новая Атлантида", однако эта  попытка провалилась (как и  попытка Платона осуществить  свою мечту в Сиракузах), разбившись  об алчность и несовершенство людей, выбранных им в союзники.

Уже в молодости Ф.Бэкон вынашивает грандиозный план " Великого Восстановления наук", к реализации которого стремился  всю жизнь. Первую часть этого  труда составляет совершенно новая, отличная от традиционной для того времени аристотелевской классификации  наук. Она было предложена еще в  труде Бэкона "О преуспевании знания"(1605), но полное развитие получила в главном труде философа "Новый  органон"(1620), который в самом  своем названии указывает на противопоставление авторской позиции догматизированному Аристотелю, почитавшемуся тогда в Европе за непогрешимый авторитет. Бэкону принадлежит заслуга придания философского статуса опытно-экспериментальному естествознанию и "возвращения" философии с небес на землю.

Умер в 1626 году, простудившись, когда  набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод обеспечивает сохранение мяса от порчи, и тем самым продемонстрировать силу разрабатываемого им экспериментального научного метода.

 

 

Бэкон как представитель эмпиризма.

С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину "естественной" философии, основывающейся на опытном  познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений философии Возрождения  и включали в себя натуралистическое  миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального  мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной  ему философии.

Бэкон стремился привести "границы  умственного мира" в соответствие со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном  Бэкону обществе XV-XVI веков, когда наибольшее развитие получили естественные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук" (самом большом своем произведении), "Новом Органоне" (его главном произведении) и других работах по "естественной истории", рассматривающих отдельные явления и процессы природы.

Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию  наук, в основу которой он положил  такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия.

 

Высшая задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона" 1, "целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным".

Критерием успеха наук являются те практические результаты, к которым они приводят. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон проводит различение двух видов опыта: плодоносного и светоносного. К первому относятся такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, ко второму - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценными, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий. Однако понятия, как правило, образуются недостаточно обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие понятия – результат опытного знания, полученного исключительно поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знаний, Бэкон считал главным правильно образовывать эти понятия, т.к. если это делается поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что на них построено. Главным шагом в реформе науки, предлагаемым Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создания новой концепции индукции.

 

 

 

 

________________________

1"Дом Соломона" - своего рода исследовательский центр, Академия, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида" [33, II, с. 509]

 

Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании  новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода, по мнению Бэкона, можно открывать новые  истины, а не топтаться на месте.

Не отвергая дедукцию, Бэкон так  определял различие и особенности  этих двух методов познания: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя  от этих оснований и их непоколебимой  истинности, обсуждает и открывает  средние аксиомы. Этим путем и  пользуются ныне. Другой же путь выводит  аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно пока, наконец, не приводит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный».

Хотя проблема индукции ставилась  и раньше предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает  главенствующее значение и выступает  первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через  простое перечисление, распространенное в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые не только на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод Бекона в  качестве необходимых этапов входят сбор фактов и их систематизация. Бэкон  выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней.

Например, если кто-то хочет найти формулу тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует, наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно – движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ.

В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. При этом важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной  области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После этого можно перейти  к решающему эксперименту.

Бэкон выдвинул опытное обобщение  фактов в качестве стержня своего метода, однако он не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирается  на разум при анализе фактов. Бэкон  сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным  умением. Он осуждал грубых эмпиритиков, которые, подобно муравью, собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех  умозрительных догматиков, которые, как паук, ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов).

Предпосылкой реформы науки  должно стать, по замыслу Бэкона, и  очищение разума от заблуждений, которых  он насчитывает четыре вида. Эти  препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади  и театра.

Идолы рода - это ошибки, обусловленные  наследственной природой человека. «Ум человека, — утверждал Бэкон, — уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде»1. Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей несвойственны. Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Последняя отражается в ней как в кривом зеркале.

 

_____________________

1 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1972. С.19.

 

Если в человеческом мире целевые (телеологические) отношения оправдывают  законность наших вопросов: зачем? для  чего? - то те же вопросы, обращенные к  природе, лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все подчинено  только действию причин, и здесь  законен лишь вопрос: почему? Наш  ум следует очистить от того, что  проникает в него не из природы  вещей. Он должен быть открыт Природе  и только Природе.  К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого  ума к необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто  орбиты вращающихся планет считают  некруговыми, что необоснованно.

Идолы пещеры - это ошибки, которые  свойственны отдельному человеку или  некоторым группам людей в  силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят  в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум - не сухой  свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке  желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает…  Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и  портят разум"1. Идолы пещеры - это предрассудки, заполняющие ум из такого источника, как наше индивидуальное (и случайное) положение в мире. Чтобы освободиться от их власти, необходимо достигать согласия в восприятии природы из разных позиций и при различных условиях. В противном случае иллюзии и обманы восприятия затруднят познание.

Информация о работе Философия Френсиса Бэкона