Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:16, реферат
Невозможно представить современный научный труд, связанный с изучением ритуала или его символики, — будь то практическое исследование или теоретические изыскания, — который бы не опирался как на классику на работы Виктора Тернера. Тернер заставил не просто интересоваться ритуалом, но и профессионально заниматься им не только тех ученых, в чьем ведении ритуал традиционно находился, — религиоведов, этнографов, антропологов, но и тех, для кого это была периферия, — социологов, фольклористов, историков, психологов.
Ритуал — это стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы или существа в интересах и целях исполнителей. Ритуалы могут быть сезонными, посвященными культурно отмеченному моменту перемен климатического цикла или началу такого рода деятельности, как посев, жатва или передвижение с зимних пастбищ на летние; ритуалы могут быть также зависящими от обстоятельств, вызванных критическими периодами в жизни отдельного человека или коллектива.
Ритуалы по случаю могут быть, в свою очередь, разделены на церемонии жизненных переломов, исполняемые при рождении, совершеннолетии, браке, смерти и т. п. для обозначения перехода от одной фазы индивидуального жизненного цикла к другой, и ритуалы-бедствия, которые исполняются для умиротворения либо изгнания сверхъестественных существ или сил, навлекающих, по поверьям, на жителей деревни болезни, неудачи, гинекологические недомогания, серьезные телесные повреждения и т. п. Другие виды ритуалов включают ритуалы гадания; церемонии, исполняемые политическими властями для обеспечения здоровья и плодородия людей, животных и злаков на их территории; посвящение в жреческую службу определенным божествам, в религиозные ассоциации или тайные общества, а также ритуалы, сопровождающие ежедневные приношения еды и питья божествам или духам предков либо тем и другим.
Любое сельское общество в Африке обладает определенным числом отличительных ритуалов, включающих все или часть перечисленных выше типов. В различные интервалы— от года до нескольких десятилетий — исполняются все ритуалы общества; реже других исполняются самые важные (например, символический переход политической власти от одного поколения к другому. Поскольку общества — это не застывшие структуры, а процессы, отзывающиеся на перемены, то в них возникают или заимствуются новые ритуалы, а старые хиреют и исчезают.
Семантическая структура символа
Ритуальный символ —
это «мельчайшая единица
Ритуальные символы отличаются от других способов тематического выражения, в особенности от тех неформализованных способов, которые возникают в спонтанном поведении и допускают индивидуальный выбор в выражении.
Ритуалы стремятся
Выбор данной темы из совокупности тем символа — функция расстановки, т. е. способа, посредством которого объект или деятельность определенной символической ценности располагаются или размещаются по отношению к сходным объектам или деятельности. Один из общих приемов расстановки — это бинарная оппозиция, установление отношений двух символических средств, чьи явные противоположные качества или количества предполагают, в понятиях ассоциативных правил культуры, семантическую оппозицию.
Так, когда сооружают травяную хижину
для изоляции неофита на несколько
месяцев во время церемонии
Символика мукулы искусно применяется в разных ритуалах для выражения различных аспектов человеческого опыта, как его переживают ндембу. Например, в ритуале нкула, исполняемом для умилостивления духа покойной родственницы, который навлек на пациентку менструальные расстройства, явившиеся причиной бесплодия, мукула и другие красные символы контекстуально связаны с символами, присущими мужским охотничьим культам, для передачи той идеи, что пациентка ведет себя, подобно мужчине, проливающему кровь, а не подобно женщине, сберегающей кровь, как ей следовало бы. Считается, что соединение реек из древесины мукулы и мудьи символизирует половой и воспроизводящий союз молодой пары.
Символ появляется во многих ритуалах, а его значения высвечиваются порознь во многих эпизодах. Поскольку обстоятельства, при которых темы представлены ритуально, могут быть различными и поскольку темы составляют различные комбинации в каждой из ситуаций, представители культуры, вовлеченные в полный ритуальный цикл, постепенно узнают посредством повторения, вариации и контраста символов и тем, каковы ценности, законы, образцы поведения и познавательные постулаты их культуры. И что еще более важно — они узнают, в каких областях культуры и с какой интенсивностью в каждой из областей следует применять темы.
Каждый символ выражает много тем, а каждая тема выражается многими символами. Культурное полотно ткут символическая основа и тематический уток. Сплетение символов служит богатым хранилищем информации не только о природной среде, как она постигается и оценивается исполнителями ритуала, но и об их этических, эстетических, политических, правовых и лудических (сфера игры, спорта и т. п. в культуре) идеях, идеалах и правилах.
Каждый символ — хранилище информации как для исполнителей, так и для исследователей, однако, для того чтобы точно определить набор тем данного ритуала или ритуального эпизода, следует выяснить отношения между ритуальными символами и их формами, включая вербальное символическое поведение.
У символов есть три особенно значительных параметра: экзегетический, операционный и позиционный. Экзегетический заключается в объяснениях, которые даются исследователю исполнителями в ритуальной системе. Исполнители разного возраста, пола, ритуальной роли, статуса, степени эзотерического знания и т. д. доставляют сведения различной полноты, объяснительной силы и внутренней логичности. Исследователь должен вывести из этой информации заключение о том, как члены данного общества думают о ритуале. Не во всех африканских обществах есть люди, готовые что-либо сказать о ритуале, и процент тех, кто способен предложить истолкования, меняется от группы к группе и внутри групп. Однако, как свидетельствует большинство этнографических трудов, многие африканские общества хорошо обеспечены экзегетами.
В операционном
параметре исследователь
Неэкзегетическая, ритуализованная речь, как, например, формализованные молитвы или заклинания, также относится к этой категории. Здесь вербальные символы сближаются с невербальными. Исследователя интересуют не только социальная структура и организация тех людей, которые оперируют символами на этом уровне, но также и то, какие люди, категории и группы отсутствуют в данной ситуации, поскольку формальное исключение способно проявить социальные ценности и отношения.
В позиционном параметре наблюдатель находит в отношениях между одним символом и другими символами важный источник его значения. Я показал, как бинарная оппозиция может в определенном контексте высветлить один (или более) из множества референтов символа, противопоставляя его одному (или более) из референтов другого символа. Используемый в ритуальном контексте с другими — тремя или более — символами, данный символ обнаруживает новые грани своего полного «значения». Группы символов могут быть выстроены таким образом, чтобы составить сообщение, в котором определенные символы функционируют аналогично частям речи и в котором могут существовать условные правила соединения. Это сообщение — не об особых действиях и обстоятельствах, а о том, каковы в данной культуре основные структуры мышления, этика, эстетика, право и способы осмысления нового опыта.
В некоторых
африканских культурах, в особенности
в Западной Африке, сложная система ритуалов
связана с мифами. Мифы рассказывают о
происхождении богов, космоса, человеческих
типах и группах, а также о ключевых институтах
культуры и общества. Некоторые эпизоды
ритуала заново разыгрывают события первых
времен, пытаясь приспособить присущую
этим событиям силу для достижения сегодняшних
целей членов данной культуры (например,
приспособление к состоянию зрелости
и излечение больного). Ритуальные системы
иногда основываются на мифах. С мифами
и ритуалами могут сосуществовать стандартизованные
схемы толкований, которые по своему значению
могут быть приравнены к теологической
доктрине или дорасти до нее. Однако на
больших территориях Восточной и Центральной
Африки существует малое число мифов,
связанных с ритуалами, и нет религиозной
системы, соотносящей мифы, ритуалы и доктрину.
В виде компенсации же здесь разработан
детальный экзегезис отдельных символов.
3. Гадание и его символика
Гадание и восстановительный ритуал выступают в процессе социального прогресса как некое единство и появляются в тот момент, когда в обществе происходят заметные перемены, а в особенности «обрывы» в сети существующих социальных отношений. Ритуалы жизненных переломов, обусловленные природными и индивидуальными циклами и, стало быть, не зависящие от социальных сдвигов, не нуждаются в гадании. Что же касается ритуалов бедствия, в первую очередь связанных с общественными коллизиями, то им всегда предшествует обращение к гаданию. Восстановительное или лечебное действие производится в соответствии с вердиктом гадальщика. «Таким образом, гадание становится формой социального анализа, в ходе которого скрытые конфликты проявляются так, что их можно преодолеть посредством традиционных и институционализированных процедур. В свете этой функции гадания как механизма социального восстановления следует рассматривать и символику гадания, и социальную композицию его консультативных собраний, и процедуры его дознаний».
Гадальщик — чрезвычайно важная фигура традиционального общества, поскольку в своих действиях он исходит из системы моральных норм, которые утверждает «в эмоционально нагруженных ситуациях», делая это «поражающим воображение способом». Роль гадальщиков, этих, по словам Тэрнера, «рационально мыслящих личностей», «как хранителей племенной морали и восстановителей нарушенных социальных отношений — как структурных, так и случайных — жизненно необходима для общества, не имеющего централизованных политических институтов»
Необходимо
сопоставить гадание с другим
феноменом, который находится в напряженных
отношениях с гаданием, выступая в одном
ряду с ним. Этот феномен Тэрнер назвал
«проявлением» (revelation), обнаружив его объединенным
с гаданием в одной из важных тем религиозного
ритуала ндембу — ku-solola (делать видимым).
Сделать видимым можно либо посредством
раскрытия того, что прежде было скрыто
(это называется гаданием), либо посредством
манифестации того, что не поддается выражению
в языковых понятиях, доступных ндембу
(и это называется проявлением). Каждому
из этих феноменов в отдельности Тэрнер
посвятил специальную работу. Сравнивая их, ученый пишет:
«Гадание специально занимается
раскрытием скрытых причин болезней, вызванных
безнравственными или корыстными мыслями,
словами или действиями держателей постов
в институционально структурированной
социальной системе. Проявление — это
открытие для обозрения в условиях ритуала
и с помощью символических действий и
средств всего того, что не может быть
словесно выражено и классифицировано.
Таким образом, гадание— это способ анализа
и таксономическая система, а проявление
— это охват опыта в целом. Результаты
действия этих двух процессов открытия
почти противоположны. Гадание происходит
в рамках бинарных оппозиций, продвигаясь
шаг за шагом от классов к элементам. Проявление,
наоборот, начинается с главенствующих
образов или коренных метафор, манифестированных
как ряд связанных символов, и приспособлено
культурой к тому, чтобы придать открываемому
смысл, который Уолт Уитмен мог бы назвать
„кругом, всеобщим сцеплением“. Гадание
— дуалистично, проявление — недуалнстично.
Гадание стремится обнаружить частное
зло, заражающее общественное тело, проявление
же утверждает фундаментальную силу и
здоровье общества и природы, взятых как
единство. Из-за присущего им чувства целого…
ндембу недоверчиво относятся ко всему,
что скрыто от взгляда общества. По мысли
ндембу, религия — это категорически не
то, что делает человек, оставаясь в одиночестве.
И обратно: одинокие люди среди ндембу
— это главные мишени для обвинений в
ведовстве».
Как возникает нечто, которое пытаются скрыть, или почему существует нечто, обладающее способностью быть скрытым? Тэрнер объясняет это следующим образом. По его мнению, все структуры, любые структуры — будь то язык или общество — появляются в результате разделения единого потока на элементы. Эти элементы становятся «частями» системы, когда их пытаются заново соединить, подчиняя реконструкцию законам туземной логики. Что же касается системы, то она, безусловно, отличается, будучи системой абстрактной, от того жизненного потока, из недр которого она родилась.
Информация о работе Технологии символизации в структуре мифологических представлений о бытии