Техноидная форма жизни или закономерный этап эволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:53, творческая работа

Краткое описание

Рассматриваются варианты определения виртуальной реальности, сравниваются эволюционная и революционная версии ее возникновения.

Вложенные файлы: 1 файл

Техноидная форма жизни или закономерный этап эволюции.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

 

Техноидная  форма жизни или закономерный этап эволюции

Рассматриваются варианты определения виртуальной  реальности, сравниваются эволюционная и революционная версии ее возникновения.

Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуализация общества, wiredbody, реальная виртуальность.

Активное исследование виртуальной реальности началось лишь в последнее десятилетие. Тем  не менее, определенная группа ученых, назовем их сторонниками эволюционного  подхода,  считает, что "виртуальный  мир" появился задолго до появления высоких технологий. В частности, В.И. Игнатьев, Т.В. Владимирова и А.Н. Степанова в коллективной монографии выдвигают следующую теорию: "В истории человечества было много виртуальных времен. В античности - это были мифы, в средневековье - мир религии, в эпоху Просвещения - мир науки, в XIX веке - идеология"1[189].

Антагонистами этой теории выступают канадские исследователи  А. Кронер и М. Вейнстейн. Они создали  термин "wiredbody"2 , или "подключенное к сети тело". Крокер и Вейнстейн утверждают, что "подключенное тело суть техноидная форма жизни, которая, наконец, "пробила" мертвую скорлупу человеческой культуры"3[1]. Wiredbody, по этой теории, обладает лишь биологической формой жизни и телематической4 нервной системой.

Таким образом, мы имеем два  подхода к восприятию виртуальной реальности: 1) продукт эволюционного развития и 2) достижение компьютерных технологий. Первый не выделяет современное состояние виртуалистики5 как нечто самобытное и непредсказуемое. Второй же подход выделяет новый качественный скачок в истории человечества, при котором плоть, соединенная с машиной, порождает некий объект, получеловека-полуробота, сочетающего в себе преимущества обоих частей. 

В то же время, если обратиться к ещё одному утверждению Кроенра  и Вейнстейна, мы не увидим принципиального расхождения между этими подходами. Виртуальность - это всего лишь новый тип отчуждения: "отчуждение человека через плоть определяет существование виртуальной реальности"6[66].  Тем самым, исходя из первого подхода, можно утверждать, что прежде существование виртуальной реальности обусловливалось отчуждения плоти человека от окружающего мира.

Так, следую отечественному подходу, мы можем установить, что  во времена античности люди "уходили" в мир фантазии, в средневековье в религию, ведя аскетический образ жизни, ограничивая плоть с целью возвыситься духом. В эпоху Просвещения люди отдавались науке, жили во имя нее. XIX век оставил нам немало примеров фанатичного следования идеям.

В наше время наблюдается  подобное течение, с той лишь разницей, что оно обращено в русло технических достижений. Но не только технических.

Н.А. Носов, родоначальник  виртуальной психологии, считает  виртуальную реальность особым психическим  состояние человека. По Носову, виртуальную  реальность способен породить любой образ, даже если он предельно прост, "он будет переживаться как полноценная реальность"7[56].

При том, что существует такое  утверждение, в большинстве научно-исследовательских  работ мы все же встречаем соотнесение  виртуального мира именно с кибернетическим пространством. Приведем несколько теорий западных ученых.

Джарон Ланье, введя термин "виртуальная реальность" в 1984 году, делал упор на ее техническую  природу, т.е. определял виртуальную  реальность как иллюзорную, порожденную  компьютерными технологиями.

Немец Ахим Бюль видит виртуальную  реальность, как параллельную реальность, возникшую в результате синтеза  компьютерных технологий с глобальной сетью.

Из числа наших соотечественников  такой же позиции придерживается А.И. Воронов. "Виртуальная реальность - это кибернетическое пространство, в котором техническими средствами предпринята полная изоляция оператора от внешнего мира, т.е. перекрыты все каналы любой связи с внешним миром"8 [7].

В противовес концепции технической  основы виртуальной реальности существует концепция ее существования в качестве фундаментальной основы бытия. Так Е.В. Ковалевская под виртуальностью понимает такие процессы повседневной жизни, как сон, изменение состояния сознания, фантазии, символические и симулированные реальности.

Как мы убедились, в философском и техническом понимании виртуальной реальности существует множество противоречий. За время, прошедшее с начала исследований в этой области, ученые еще не выработали единого определения виртуальности и общих методов ее изучения. Тем не менее, уже сейчас можно выделить несколько ведущих направлений, в основу которых положены следующие определения виртуальной реальности:

1) Фундаментальное свойство  бытия (В.В. Афанасьева, С.С. Хоружий)

2) Реальность, опосредованная  развитием компьютерных технологий, существующая альтернатива сложившегося, устойчивого социального мира (А.  Бюль, А.И. Воронов, М. Вейнстейн,  А. Крокер)

3) Субъективная  реальность, создаваемая индивидом  с позиций присущей ему логики (И.Г. Корсунцев, П. Тиллих)

4) Часть психологической  реальности человека (Н.А. Носов,  В.С. Бабенко)

5) Особая форма  социального, результат производства  обществом виртуальных форм коммуникации (М. Кастельс, Н. Луман, М. Паэтау, Е.Е. Таратута)

6) Реальность, созданная на основе замещения ценностных и институциональных элементов общества симуляторами (Ж. Бодрийяр, Д.В. Иванов)

Такое количество подходов свидетельствует о высоком  интересе к данной категории современной  действительности. Обилие взглядов позволяет рассматривать объект изучения многопланово, исследовать конкретные свойства и качества виртуальности.

В заключении хотелось бы провести параллель: виртуальная  реальность - реальное общество. М. Кастельс называет процесс, возникший в результате технического развития человечества, реальной виртуальностью. Ее возникновение он описывает так: "под мощным воздействием новой коммуникационной системы, опосредованным социальными интересами, политикой правительств и стратегиями бизнеса, рождается новая культура: культура реальной виртуальности". Сам Кастельс придерживается той точки зрения, что формирование виртуальности связано с социальными изменениями, а не с развитием компьютерных технологий. Т.е. его можно отнести к сторонникам первого, эволюционного, подхода, о котором говорилось выше.

Сторонники  обоих позиций сходятся в еще  одном утверждении. Реальная виртуальность  хоть и протекает вне наших  фантазий, подвержена такому же легкому  программированию и управлению, как  виртуальный мир. Кастельс утверждает, что индивиды в условиях виртуального общества не только потребляют информацию, но и творят новые смыслы, ценности, модели поведения, которые впоследствии воплощаются в реальной жизни.

В свою очередь, Кронер и Вейнстейн объединяют виртуальное  общество, т.е. часть общества, находящуюся в тесном контакте с компьютерами, в так называемый виртуальный класс. Этот класс обладает виртуальной культурой и волей к виртуальности, что является подспорьем для власти, влияния масс-медиа и контроля над жизнью общества.

Из этих двух утверждений следует, что новый  класс подлежит легкому контролю в силу того, что под влиянием единых стандартов его представители  утратили индивидуальность и их модели поведения запрограммированы.

Кастельс описал свою теорию в 2000 году. С поправкой на настоящий момент в нее можно было бы внести небольшую поправку: индивиды, живущие в реальной виртуальности, не столько потребляют информацию, сколько преобразуют ее визуальный ряд в модели своего поведения в социуме. Именно отсюда исходит вторая проблема виртуализации - девиантное поведение, вызванное столкновением виртуального (субъективного) мира с объективной действительностью. (Первая проблема, как говорилось выше, - возможность легкого контроля представителей виртуального класса).

Каждая из этих проблем отчетливо выявляется на всех этапах своего развития как в единичных случаях, так и в массовых проявлениях. В следующем номере мы подробно исследуем выгоды, предоставляемые нам виртуальным пространством, а также проблемы, вставшие перед человечеством в связи с неправильным освоением этого пространства.

 

1 В.И. Игнатьев, Т.В. Владимирова, А.Н. Степанова. Социальная система как информационное взаимодействие: коллективная монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. - 308 с.

2 wire (engl.) - электрический провод, т.е. тело, подключенное к машине.

3 Kroker A. Datatrash. The theory of the virtual klass/Kroker A., Weinstein M. - Montreal: New world perspectives, 1994. - 176 p.

4 телематика — область информатики, охватывающая сферу телекоммуникаций.

5 направление в философии, посвященное изучению вопросов виртуальной реальности.

6 Kroker A. Datatrash. The theory of the virtual klass/Kroker A., Weinstein M. - Montreal: New world perspectives, 1994. - 176 p.

7 Н.А. Носов. Виртуальная психология. - М.:ГУ ВШЕ, 2000. - 432 с.

8 А.И. Воронов. Философский анализ понятия "Виртуальная реальность". Автореф. канд. филос. наук. - СПб, 1999. - 22 с.


Информация о работе Техноидная форма жизни или закономерный этап эволюции