Основные концепции даосизма в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 13:53, реферат

Краткое описание

Само название Дао дэ цзя - "школа Дао-дэ". Одно из главных направлений древнекитайской философии и национальной религии Китая. Возник во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы, род. в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей (трактат "Лао-цзы" более известен под названим "Дао дэ цзин").

Содержание

1. Введение
2. Основные концепции даосизма в истории философии
3. Даосизм в современном обществе
4. Традиции даосизма
5. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат даосизм.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

В эпоху средневековья наука бессмертия становится самым существенным элементом даосизма. Появляется обширная литература, посвященная способам обретения бессмертия, а также развивается агиография - житийная литература, повествующая о деяниях бессмертных и их чудесных способностях. Даосская традиция выделяет три типа бессмертных: "небесные бессмертные" (тянь сянь), вознесшиеся на небеса в качестве чиновников божественной иерархии, земные бессмертные (ди сянь), живущие на особых "славных горах" (мин шань) или на "счастливых землях" и "островах праведных", и "бессмертные, освободившиеся от трупа" (ши цзе сянь), т.е. святые, не успевшие при жизни обрести бессмертие, но воскресшие после смерти. На основе народных верований в XIII в. формируется культ "восьми бессмертных" - ба сянь (Лань Цайхэ, Люй Дунбинь, Чжунли Цюань, Чжан Голао, Ли Тегуай, Хань Сян, Цао-гоцзю и Хэ Сяньгу), который быстро получил широкое распространение. Образы "восьми бессмертных" становятся наиболее характерным объектом средневековой китайской литературы и живописи (особенно народного лубка) и со временем превращаются в символы счастья и долголетия.Под влиянием буддизма образ бессмертного все более одухотворяется, а само бессмертие начинает рассматриваться в качестве особого, высшего и просветленного состояния сознания наподобие буддийской нирваны.

В XII-XIII вв. завершается формирование и пантеона даосских божеств. Разрабатывается космологическая система, центральное место в которой занимает учение о Сань цин ("Три чистоты") - трех сферах высшего мира: Юйцин ("Нефритовая чистота"), Шанцин ("Верхняя чистота") и Тайцин ("Великая чистота"), в которых обитают "Небесные достопочтенные" (Тянь цзунь) - персонификации аспектов Дао. Сфера Юйцин доступна совершенномудрым (шэн), Шанцин - святым (чжэнь), Тайцин - даосским бессмертным (сянь). Божества этих сфер составляют верховную триаду даосского пантеона. Божество сферы Юйцин - глава верховной триады - именуется Юйхуан шанди ("Верховный владыка нефритовый государь"), либо Юаньши тяньцзунь ("Изначальный небесный владыка") и носит титул Тяньбао ("Небесная драгоценность"). Он обитает в нефритовом дворце с золотыми воротами, который находится на горе Юйшань ("Нефритовая гора"). Ему подчинена вся Вселенная: небеса, земля и подземный мир, а также все божества и духи. Божество сферы Шанцин именуется Паньгу ("Блюдо древности") и носит титулы Линбао тяньцзунь ("Небесный владыка чудесной драгоценности"), Тайши ("Великий первоначальный") и Тайшан Даоцзюань ("Верховный государь Дао"). Паньгу обитает у Северного предела Универсума, совершает измерения времени и делит его на периоды, а также контролирует взаимодействие темных и светлых сил - инь и ян и пяти первоэлементов (у син). Божество сферы Тайцин именуется Тайшан Лаоцзюнь ("Верховный старый государь") и отождествляется с основателем даосизма Лао-цзы; его называют также Шэньбао ("Божественная драгоценность").

К XIII в. религиозный даосизм уже располагал сформировавшимся институтом священнослужителей, готовивших себе смену, детально разработанной системой обрядов, каноническими книгами и пантеоном многочисленных божеств, обладающих различной степенью могущества. При этом единой централизованной структуры, которая могла бы осуществлять верховное руководство всеми общинами, в даосизме так и не возникло. Однако именно структурная рыхлость и организационная слабость религиозного даосизма вне его общин и сект способствовали проникновению даосов и даосизма во все поры китайского общества и превращению этого учения в незаменимую интегральную часть идеологической модели страны. Даосское духовенство подразделялось на две основные категории. К первой из них, высшей, относились даосские монахи. Они жили при больших монастырях (являвшихся, как правило, духовным центром одной из даосских школ или сект, но организационно считавшихся самостоятельными), имели хорошее образование и посвящали свою жизнь медитации и изучению канонических трактатов, создавая большие библиотеки и коллекции рукописей. Они соблюдали строгое безбрачие, как правило, были вегетерианцами и отличались от мирян особой одеждой и прической. Под руководством монахов при монастырях проходили курс обучения проповедники, маги, врачеватели и гадатели, составлявшие вторую, низшую категорию даосского духовенства - его практиков. Получив необходимые знания в монастыре, священнослужители-практики разъезжались по стране и выполняли свои обязанности (гадания,предсказания, врачевание, призвание и изгнание духов и другие обряды) в местных общинах. Они обзаводились семьями и жили так же, как и окружающие их миряне, от которых они не отличались ни одеждой, ни внешним видом, сохраняя свои старые родственные связи. По традиции, перед совершением того или иного обряда даосский священнослужитель должен медитировать, соблюдать половое воздержание, а также не употреблять спиртных напитков и пряной пищи. После нескольких месяцев такой подготовки его тело "заряжается" силой звезд, которую он посредством обрядовых песнопений и телодвижений может передавать на землю. И только получив заряд такой энергии, священнослужитель может изгонять злых духов, лечить болезни и обновлять жизненные силы и плодородие земли в той общине, которая заказывает соответствующий обряд.

На протяжении своей истории даосизм то подвергался гонениям, то пользовался популярностью у правителей, например, у Цинь Шихуанди (246-210 гг. до н.э.), Цзин-ди (156-141 до н. э.), Гао-цзуна (650-683 гг.), Сюань-цзуна (712-756 гг.). После Х в. даосизм постепенно утратил поддержку государственной власти и продолжал сохраняться как синкретическая народная религия, впитавшая в себя многие элементы конфуцианства и буддизма. В КНР в 1951-1953 гг. была развернута широкая кампания по борьбе против тайных даосских сект.

В настоящее время в КНР существует Ассоциация последователей даосизма, которую с 1980 г. возглавляет священнослужитель школы Цюань чжэнь цзяо Ли Юньхан. Даосизм весьма популярен на Тайване и Сянгане (Гонконге), а также среди многочисленных китайских общин, проживающих в эмиграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Даосизм в современном обществе.

Функционирование даосизма в современном обществе КНР можно с определенной долей условности разделить на три уровня: доинституциональный, институциональный и внеинституциональный.

Говоря о первом, имеется в виду распространение даосизма среди населения КНР. В связи с этим необходимо остановиться на важнейшей особенности китайской религиозности — религиозном синкретизме. Он базируется на общей для всех китайцев «картине мира» и гносеологических подходах, связанных с представлением о единотелесности бытия. Синкретизм характерен для всех трех уровней даосизма, однако наиболее ярко он проявляется на низовом, доинституциональном уровне, что делает весьма затруднительным, а порой и невозможным точное определение принадлежности верующего к определенной конфессии. Этот факт широко известен в мировой синологии и создает значительные трудности при изучении распространения и роли каждой конкретной конфессии в современном обществе Китая

Исходя из анализа опроса китайских граждан  учеными выяснилось, что 36% респондентов, определивших своим вероисповеданием буддизм, регулярно посещают даосские храмы. То же отмечают 5% опрошенных христиан, 5% неверующих и даже 5% убежденных атеистов. Периодически посещают даосские храмы 11% неверующих и 5% атеистов, буддийские — 28% неверующих и 22% атеистов. К тому же отношение к даосизму как к отживающей религии выразили только 5% респондентов. Результаты опроса еще раз подтвердили факт существования религиозного синкретизма среди широких слоев населения. Выбор конкретного религиозного института или священнослужителя в Китае зависит в большей степени от их авторитета среди населения, от повода обращения и от местных религиозно-культурных традиций.

Наиболее последовательные приверженцы даосизма в современном Китае — цзюйши. Эти верующие не являются служителями культа или насельниками обителей. Они проживают в миру, постоянно совершенствуются в освоении даосского учения и принимают участие в религиозной деятельности монастырей, к которым «приписаны». В каждом монастырском уставе определены свои правила для цзюйши. Число их сравнительно невелико и неодинаково при разных обителях. Например, при женском монастыре Цзяньфугун гор Цинчэншань пров. Сычуань в 1997 г. была одна женщина — цзюйши; в г. Чжанъе пров. Ганьсу зарегистрировано 17 цзюйши Во всей пров. Ганьсу к 1995 г. сертификат цзюйши получили около 5 тыс. человек

Даосизм функционирует в селективных и снятых формах. Селективная религиозность — это исповедание отдельных элементов той или иной религиозной системы, при котором верующий зачастую не идентифицирует с ними свои религиозные взгляды и конфессиональную принадлежность. В случаях, когда даосизм не осознается индивидом как религиозная доктрина, но присутствует в его сознании как тип ментальности, система этических норм или практик самосовершенствования, можно говорить о функционировании даосизма в снятых формах.Вследствие своей архаичности и автохтонности даосизм в сравнении с другими вероисповеданиями имеет преимущественное представительство и бытование в вышеназванных формах среди населения Китая, что оказывает влияние на все стороны жизни общества КНР. При таком подходе становится оправданной характеристика даосизма как важнейшего верования китайцев, реальное влияние которого далеко превосходит буддизм, а любого китайца — как наследника даосизма.

Однако религиозный синкретизм китайцев не следует абсолютизировать. Межконфессиональные и внутриконфессиональные противоречия, непонимание и отчуждение — тоже реалии духовной жизни Китая. Не случайно в народе бытует пословица: «Одна семья не ведает другую, буддист не ведает даоса». Именно на ступени социального института наиболее ярко проявляются различия между течениями и ветвями даосизма. Остановимся на ортодоксальном даосизме. В современном Китае, как уже отмечалось, существует два его направления: школа Правильного единства (Чжэнъи) и школа Совершенной истины (Цюаньчжэнь) Истоком первой является школа Небесных наставников (Тяньши дао), положившая начало институциализации даосизма и связанная с именем ее полулегендарного основателя Чжан Даолина (I–II в. н.э.). В настоящее время даосизм школы Правильного единства преобладает на юге Китая, в провинции . Фуцзянь, Юньнань, Цзянси, Чжэцзян, Гуйчжоу, Хунань и в Шанхае Так, в провинции. Фуцзянь насчитывается более 4 тыс. даосов школы Правильного единства, а школы Совершенной истины — лишь около 170 чел. Направление Совершенной истины появляется в период бурного зарождения «новых школ», на пике идеологической активности даосизма Его деятельность связана с формированием института монашества под влиянием укоренившегося в Китае буддизма. В силу исторических традиций и доктринальных особенностей школа Совершенной истины функционирует в основном на монастырском уровне, а школа Правильного единства — на внемонастырском. Центрами учения Правильного единства в КНР являются даосские комплексы «Трех гор магических заклинаний»: Лунхушань, Маошань, Гэцзаошань.

Основной доход даосы школы Правильного единства получают от ритуальной деятельности. Даосские службы в миру проводят обычно три, пять или семь служителей культа, обязанности между которыми четко распределены Большое распространение имеют различные виды гадания и традиционных практик этого направления даосизма ритуал шаманского типа «выплясывание духа» (тяошэнь), изгнание бесов (ганьгуй), занятие китайской геомантией и другие. Несмотря на их официальное запрещение, зафиксированное как государственным законодательством, так и нормативными актами Ассоциаций последователей даосизма (АПД)16, они до сих пор имеют большое количество приверженцев как в даосской среде, так и в разных слоях населения, включая партийных и руководящих работников КНР. Многие виды вышеперечисленных практик широко распространены и в стенах монастырей. Так, летом 2000 г. авторы были свидетелями гаданий на бирках в монастыре Чинянгун г. Чэнду, где располагается АПД пров. Сычуань. Много людей разного возраста обращались к монаху за толкованием выпавших предначертаний на бамбуковых пластинках, причем размер оплаты зависел от благоприятности прогнозов.

Проживая преимущественно в сельской местности и в небольших уездных городах, даосы школы Правильного единства широко занимаются сельским хозяйством и ремеслами. Количество насельников монастырей значительно меньше числа даосов, проживающих в миру. Численность братии даже таких крупных даосских монастырей как столичный Байюньгуань или Чинянгун г. Чэнду колеблется в пределах полусотни человек. В горах Цинчэншань 7 Действующих даосских монастырей, общая численность постоянно проживающих в них даосов составляла в 1991 г. 111 чел . К 1990 г в Шанхае было зарегистрировано 6 даосских монастырей, среди которых один женский. В них постоянно проживает 70 чел В то же время даосов школы Чжэнъи Шанхая, проживающих в миру, уже в 1989 г. насчитывалось около тысячи, лишь более ста из них проживали в самом городе, остальные — в уездах Так, в уезде Наньхуй — один даосский монастырь с 17 насельниками, а проживающих в миру даосов — 221 В 1992 г. в пров. Ганьсч насчитывалось около 100 монастырей, где проживало 300 даосов.. Одновременно с этим при регистрации даосов школы Правильного единства, проживающих в миру в 1990–1992 гг., АПД провинции. Ганьсу выдала сертификат более чем 600 даосам, а в 1993 г. эта цифра увеличилась вдвое. Во всей пров. Сычуань в 1992 г. насчитывалось лишь немногим более 300 даосов, служащих в 21 монастыре. В то же время только в пос. Шимяо уезда Цзычжун в те же годы было около 40 даосов, живущих в миру.

Отмечается постоянный рост числа даосских служителей культа после «культурной революции» по всей территории Китая, при этом заметна тенденция их «омоложения». По данным пресс-кабинета Госсовета КНР, общее число даосских священнослужителей в стране в 1997 г. превысило 25 тыс. К тому же эта цифра явно занижена, т. к. отражает численность служителей культа, лишь официально зарегистрированных в отделах по делам религии народных правительств. Это подтверждается расхождениями приведенных показателей с данными ВАПД, полученными при изучении состояния даосизма на местах. Так, по оценкам ВАПД, уже к началу 90-х гг. численность постоянных обитателей открытых монастырей школы Совершенной истины составляла около 10 тыс., наследственных — около 2 тыс.; даосов, рассеянных в миру, насчитывалось около 50 тыс. и «весьма много» молодых, еще не прошедших посвящения в духовный сан. При этом данные ассоциаций неполны. Они зависят от объема исследований на местах, которые пока еще не приобрели всеохватного характера.

Информация о работе Основные концепции даосизма в истории философии