Жизнь и деятельность Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 17:40, реферат

Краткое описание

Платон был первым философом, уделявшим внимание всем основным сторонам философии и объединившим их в единую систему. Личность Платона многогранна. Платона нельзя изучать только с точки зрения литературы или философии. И в той и в другой области он сумел проявить свое мастерство, кроме того, философия и литература неразрывно связаны между собой и органично сочетаются в его произведениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………..3
Жизненный путь…………………………………………………………….……………..3
Литературное творчество………………………………………………………………..7
Философские учения……………………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Жизнь и деятельность Платона.docx

— 49.70 Кб (Скачать файл)

Учение об идеях

Греческое слово «идея»(eidos) означает «вид», «картина» или «образец». Идеи» Платона -- не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие роды бытия». В.Ф. Асмус Античная философия (210с.)

Понятие идеи является ключевым понятием в философии Платона. Идеи, по его словам существуют в их собственном мире, они вечны, не изменяются и неподвижны.  "Идeя" пpoтивoпocтaвляeтcя  y  Плaтoнa  вceм ee чyвcтвeнным aнaлoгaм и oтoбpaжeниям в миpe вeщeй.  Чyвcтвeнныe вeщи измeнчивы и пepexoдящи, в ниx нeт ничeгo пpoчнoгo, ycтoйчивoгo, пocтoяннoгo. «Всякая вещь, чтобы быть чем-то, должна чем-нибудь отличаться от всего другого. Сумма всех отличий данной вещи от всех прочих вещей есть ее идея, или ее смысл». Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона(46 с.)

Согласно учению Платона, материальный мир является лишь копией, тенью мира идеального. Материальный мир находится между миром  идей, понимаемых, как реальное бытие (мир подлинный, который порождает  мир вещей), и небытием (материей как таковой). Сама же область идей не представлялась Платону однородной, она образовывала иерархию. Так, по Платону, существуют идеи высшего порядка - это идеи прекрасного, справедливого. Затем идеи, выражающие физические явления и процессы- идеи огня, движения, цвета, звука. Третий ряд идей - отдельные разряды существ (животные, человек). Далее - идеи предметов. Все количество эйдосов восходит к идее Блага - к единому первоначалу. Эта идея «единого» близка к идее о Боге. «Бог -- не только существо живое, он -- совершенство благ». Асмус В.Ф.Античная философия М., 1976. [Платон «Тимей», 29 Е] (190с.) «Бог и есть само благо. Желая, чтобы все было наилучшим, он создает мир по собственному подобию, т. е. согласно «идее» совершеннейшего живого существа». Там же.

Чтобы пояснить свою теорию идей, Платон создает миф о пещере. В этом мифе говорится следующее: В одной пещере с самого рождения томятся узники. Они сидят спиной к огню и их головы не могут поворачиваться, поэтому они постоянно смотрят  только в одну сторону - на стену  пещеры. Позади них ходят люди, которые  проносят различные предметы. Заключенные  могут видеть лишь тени этих предметов  и людей. И если хотя бы одному узнику удалось бы освободиться и увидеть  людей, огонь и предметы, он бы наверняка  решил, что это воображаемые объекты, т.к. всю жизнь он привык верить, что  реальные вещи - это тени. Кроме того- свет бы ослепил его.

Можно предположить, смысл  этого мифа заключается в том, что познать идеальную реальность довольно сложно. Узники пещеры - это мы. Тени на стене представляют собой образы знакомых нам вещей. Солнце символизирует верховную идею Блага, поэтому так сложно смотреть на него, хотя оно дает жизнь и делает все остальное видимым. Миф повествует о том, что если мы чужды философии, то мы видим только тени, видимость предметов.

Учение Платона об идеях -- «идеализм, так как реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение -- объективный идеализм, так как, по Платону, «идея» существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных одноименных чувственных предметов, существует как общее для всех этих предметов.» В.Ф. Асмус Античная философия (с 210) Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

Учение о душе.

«Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно»Платон «Федр» 244 с Платон здесь создает миф о душе, которая представляется в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: -- благородные, высшие качества души, черный -- страсти, желания и инстинктивное начало. У богов и возничие, и кони имеют благородное происхождение, у остальных - смешанное. Эта колесница (душа) парит в небе, пока не натолкнется на что-нибудь твердое - она вселяется туда и получает земное тело. Душа, по Платону, подобна идее - то есть неделима. Cyщнocть дyши - нe тoлькo в ee eдинcтвe, нo и в ee caмoдвижeнии: вce, движyщee caмo ceбя, coглacнo Плaтoнy, бeccмepтнo, тoгдa кaк вce, чтo пpивoдитcя в движeниe чeм-тo дpyгим - cмepтнo. Платон условно разделяет человеческую душу на две части:  выcшую -  paзyмную,  c пoмoщью кoтopoй чeлoвeк coзepцaeт вeчный миp идeй и кoтopaя cтpeмитcя к блaгy,  и низшую  -  чyвcтвeнную.  Душа может потерять свои крылья, если она вскармливается чем-то дурным и безобразным. Но, равно как и потерять крылья она их может заново обрести - только это будет намного сложнее. В течение 10000 лет душа не может окрылиться, за исключением той, которая действительно будет стремиться к мудрости. Душа может обрести свои крылья, только в том случае, если она приобщится к божественному, прекрасному и мудрому. Пocлe cмepти тeлa дyшa oтдeляeтcя oт тела, чтoбы зaтeм - в зaвиcимocти oт тoгo, нacкoлькo дoбpoдeтeльнyю и пpaвeднyю жизнь oнa вeлa в зeмнoм миpe, - внoвь вceлитьcя в кaкoe-тo дpyгoe тeлo (чeлoвeкa или живoтнoгo).  И тoлькo caмыe coвepшeнныe дyши,  пo Плaтoнy, coвceм ocтaвляют зeмнoй нecoвepшeнный миp и ocтaютcя в цapcтвe идeй.  Teлo,  тaким oбpaзoм, paccмaтpивaeтcя кaк тeмницa дyши, из кoтopoй пocлeдняя дoлжнa ocвoбoдитьcя,  a для этoгo oчиcтитьcя, пoдчинив cвoи чyвcтвeнныe влeчeния выcшeмy cтpeмлeнию к блaгy. A этo дocтигaeтcя пyтeм пoзнaния идeй, кoтopыe coзepцaeт paзyмнaя дyшa.

Этика Платонаю.

Этика- это философское учение о морали, о нравственности, как одной из форм идеологии. «Нравственность - достоинство души, обусловленное ее божественной природой и связью с миром идей. Поэтому этике предпосылается и учение о душе». Богомолов А.С. Античная философия - М: Изд-во Мысль-.(180с.) Основу этики Платона составляет объективный идеализм. Платоновская этика ориентирована на совершенствование общества в целом и отдельной личности в частности, на создание совершенного государства.

У Платона этика построена, исходя из его осознания врожденных добродетелей, характерных для отдельных  общественных сословий. При соблюдении этих добродетелей - в государстве  царит добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного  благополучия. Следовательно этика у Платона социальная - она тесно связана с политической организацией общества. Человек, по Платону, может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. Образец совершенного государства и образец совершенного человека - такова цель этического учения Платона.

Учение Платона о добродетели.

Изначально Платон сводит понятие добродетели к знанию. Однако со временем Платон убеждается, что добродетель зависит не только от разума. Учение о добродетели  опиралось прежде всего на его учение о душе, которая состоит из трех частей: разумной, волевой и чувственной. Разум, по Платону, это основа высшей добродетели- мудрости; воля- основа добродетелимужества; преодоление чувственности лежит в основе добродетели благоразумия. Четвертая добродетель- справедливость - является гармоническим сочетанием первых трех: мудрости, мужества и благоразумия. Эта теория четырех добродетелей Платона стала главенствующей в течение последующих веков.

Учение о любви.

Это учение представляет собой  не только стержень всей этики Платона - оно отражало его идеалистический  взгляд на мир. Как бытие, так и  благо Платон разделил на два мира: идеальный и реальный. Идеальные  блага он поставил несравненно выше реальных. Однако Платон признает реальные блага необходимыми для достижения благ идеальных. Связь учения о благе с учением о любви заключается в том, что любовь- присущее душе стремление к обретению и вечному постижению добра Через реальные цели можно достигнуть идеальных, абсолютных и вечных целей -- в этом смысл учения о любви Платона. По Платону, если предметы прекрасны, то потому, что они содержат в себе прекрасное, которое общее для всех, и любовь проявляется не к тому или иному прекрасному предмету, а к прекрасному всех предметов.

 

Учение о благе.

 Учение о благе занимает  главенствующую позицию во всей  философии Платона. По Платону,  все люди по природе стремятся  к благу. Во всех вещах от  природы присутствует стремление  к совершенствованию. Если обратиться  к мифу «о пещере», то там  идея блага представляется у  Платона в виде солнца. Это  солнце (Благо) и есть основа  всего, она обуславливает существование  всех других идей. Идея блага  с одной стороны является основой,  из которой возник мир, с  другой стороны - конечной целью,  к которой мир стремится.

Учение об «идеальном государстве».

На основе теории государства  развиваются основные положения  этики Платона, так как конкретные желания человека  проявляются во всей полноте, по Платону, не в личной, а в общественной жизни. Это теория общества, построенного в соответствии  с идеями блага и справедливости. Платон считал, что вся государственная власть должна находиться в руках рабовладельческой аристократии, чтобы она могла силой держать народ в повиновении. В этом учении Платон выступал против демократии вообще. Таким образом, общество в «идеальном государстве» разделилось на три сословия:

џ Первое - философы, они же правители. Они понимают идеальный  мир, а значит и истину, яснее остальных, поэтому именно они должны управлять. Кроме того философы бескорыстны  и будут стремиться к всеобщему  благу.

џ Второе - стражи (воины). Все, чего они хотят - это защищать государство  от внешней агрессии и внутренних конфликтов.

џ Третье - земледельцы и  ремесленники (торговцы). Они главным  образом основываются на своих мирских  желаниях, на обладании материальной собственностью.

«Идеальным государством»  Платон считал рабовладельческую аристократическую  республику или монархию.

Нравственная жизнь в  ее высших проявлениях (мудрость и мужество), по мнению Платона, свойственна лишь немногим избранным - аристократам- рабовладельцам; народ не способен к нравственности, лишь только к подчинению.

Платон также выделял  четыре государственные формы правления, которые считал наихудшими:

    • тимократию (правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ),
    • олигархию (правление в государстве небольшой группы эксплуататоров аристократов или богачей)
    • демократию (власть принадлежит народу)
    • тиранию (единоличное правление, установленное в результате насильственного захвата власти)

 «Идеальное государство» Платона- это схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому контролю.

Заключение.

Платон - основоположник объективного идеализма, его виднейший представитель. Наследник Сократа и досократиков, основатель Академии и учитель Аристотеля, Платон стоит в центре философской мысли. На протяжении нескольких веков происходило тщательное изучение его философии, которая явила собой фундамент для последующего развития всей европейской философии. Известно, что при создании своих философских концепций, Платон обращался к трудам своих предшественников, но это нисколько не отдалило его назад, наоборот - позволило поднять античную философию на более высокую ступень. Конечно, в разное время, к Платону относились по-разному : так например, в античности Платона называли «божественным учителем», в средние века Платон - предтеча христианского мировоззрения, а в эпоху Возрождения - политический утопист.

«В своих трудах великий  мыслитель как бы подвел итог всему  предшествующему научно-философскому развитию в Древней Греции. В них затронут огромный круг вопросов, которые изучаются в настоящее время астрономией, механикой, физикой, биологией, зоологией, психологией, политической экономией, эстетикой, этикой, социологией». Антология мировой философии (42 с.)

В его учениях не было четкой системы, по всей видимости именно благодаря этому факту, благодаря подвижности, мыслей философа, наследие Платона актуально на протяжении нескольких веков.

 

 

Список литературы.

  1. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона - М.: Мысль, 1988.
  2. http://wordweb.ru/sto/40.htm
  3. http://www.krugosvet.ru/node/41777?page=0,0
  4. http://www.chemistry.narod.ru/persones/Platon.html

 


Информация о работе Жизнь и деятельность Платона