Древние религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:51, лекция

Краткое описание

Зороастризм. Распространение зороастризма связывают с учением Зороастра, жившего в Иране. Согласно его взглядам, в мире идет борьба двух сил – Добра и Зла. Человек – порождение сил Добра, но, обладая свободой воли, он может выбрать т путь зла, на который его толкаю Темные силы. Люди, ступившие на путь добра, после смерти попадают в рай.

Вложенные файлы: 1 файл

древние религии.docx

— 20.88 Кб (Скачать файл)

Зороастризм. Распространение  зороастризма связывают с учением  Зороастра, жившего в Иране. Согласно его взглядам, в мире идет борьба двух сил – Добра и Зла. Человек  – порождение сил Добра, но, обладая  свободой воли, он может выбрать  т путь зла, на который его толкаю Темные силы. Люди, ступившие на путь добра, после смерти попадают в рай. Те же, кто предались злу, обрекают себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил добра и утверждение на земле идеального царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в 3 – 7 вв.

Буддизм. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Согласно его учению, после смерти человека ждет череда рождений, форма которых определяется законом кармы за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях. Грешник может возродиться в тело животного или насекомого, праведник – в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване – прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в 1-2 вв. широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

 

Конфуцианство – это не столько религия, сколько система  морально-этических норм, разработанных  китайским мыслителем Конфуцием. Эти  норма он считал обязательными для  соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали строгое соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Государство трактовалось Конфуцием  как большая семья, в которой  старшие, т.е. власти, должны проявлять  заботу о народе, управлять им без  принуждения, на основе добродетели. Многие последователи Конфуция полагали, что  народ имеет право на восстание  против власти, если она ущемляет его  права, прибегает к произволу.

Даосизм. Основателем даосизма считается древнекитайский мыслитель Лаоцзы. Согласно его учению, Дао – это путь размышлений и созерцаний, который должен привести человека к гармонии с самим собой и окружающим миром, приблизить его к высшим силам, постичь тайны бытия и овладеть секретом бессмертия.

Иудаизм. Иудаизм утвердился в древнееврейском государстве Палестине в 10-7 вв. до н.э. Он основан на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах. Согласно Ветхому Завету, Страшный суд ждет всех живых и мертвых и только праведники обретут вечную жизнь.

 

БУДДИЗМ, одна из трех (наряду с христианством  и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.

 

 

Высказывания Конфуция:

  • «Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником»
  • «Учитесь так, как будто вы не в состоянии достичь знаний, словно вы боитесь их потерять»
  • «Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его — уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг».
  • «Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям?»
  • «Служи своим родителям, мягко увещевай их. Если видишь, что они проявляют несогласие, снова прояви почтительность и не иди против их воли. Устав, не обижайся на них»

 

Даосизм

Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором - в отличие от Конфуция - в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера, Лао-цзы считается современными исследователями фигурой легендарной. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его, "Старый ребенок", хотя тот же знак цзы означал одновременно и понятие "философ", так что имя его можно переводить как "Старый философ") и о его уходе из Китая. Идя на запад, Лао-цзы любезно согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ цзин.

В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже .великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Трудно отделаться от впечатления, что концепция Дао во многом, вплоть до второстепенных деталей, напоминает многократно зафиксированную в  упанишадах индо-арийскую концепцию великого Брахмана, безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью древнеиндийских философов, брахманов, отшельников и аскетов. Если прибавить к этому, что и высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности, что именно среди даосов были первые в древнем Китае отшельники-аскеты, о чьем подвижничестве с уважением отзывался и сам Конфуций, то сходство покажется еще более очевидным и загадочным. Чем объяснить его? На этот вопрос ответить нелегко. О прямом заимствовании говорить трудно, ибо, для этого нет документальных оснований, кроме разве что легерды о путешествии Лао-цзы на запад. Но и эта легенда не объясняет, а лишь запутывает проблему:

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за полтысячелетия до его рождения. Можно лишь предположить, что сам факт путешествий показывает, что и в то отдаленное время они не были невозможными и что, следовательно, не только из Китая на запад, но и с запада (в том числе и из Индии) в Китай могли перемещаться люди и их идеи.

В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае, однако, мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм  одолевал любую мистику, заставляя  ее уходить в сторону, забиваться в углы, где она только и могла  сохраняться. Так случилось, и с  даосизмом. Хотя в даосском трактате "Чжуан-цзы" (IV-III вв. до н. э.) и говорилось о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, акцент явно был сделан на жизнь, на том, как ее следует организовать. Мистические же уклоны в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и даже бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный.

Иудаизм.

Возникновение иудаизма. Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Другое название иудаизма - иудейская религия. Последователи  иудаизма называют себя иудеями. Иудей  это не национальность, а принадлежность к национальной религии. Все иудеи  считаются евреями, но не все евреи  являются иудеями.

На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической.

Историки считают, что  монотеистические представления у  евреев сформировались в религию  только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Богословы считают, что иудаизм  исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма. При этом следует принять во внимание, что тот год, который мы называем 2000-м, по иудейскому календарю, является 5760-м от сотворения мира .

По мнению историков, этого  единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо  если люди того далёкого времени знали  имя Бога, то сегодняшнее поколение  людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

Почему религию стали  называть словом “иудаизм”? Здесь  у историков есть две гипотезы. Первая выводит название религии  из названия одного из еврейских племён. Еврейский народ в те далёкие  времена делился на племена. И  каждое племя имело свой вариант  древнееврейской религии. Главным  и наиболее многочисленным было племя, которое называло себя именем одного из своих вождей: племенем Иуды (Иуда в переводе с древнееврейского означает “Хвалите Господа”). Древнееврейская  религия в том виде, в каком  она существовала у этого племени  и стала главным идейным истоком  иудаизма. От названия племени и  произошло название религии - иудаизм.

Вторая гипотеза выводит  название религии из названия государства, в котором возникла монотеистическая религия. Государством, которым правил царь Иосия, называлось Иудейским царством или кратко - Иудеей. Отсюда и религия этого царства стала называться иудаизмом.


Информация о работе Древние религии