Древнеиндийское учение о карме и перевоплощении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Индуизм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — санатана-дхарма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma IAST), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Содержание

Введение. 3
Сансара, учение о перевоплощении. 5
Бхавачакра. 7
Карма. 10
Толкование кармы в разных философских школах индуизма. 12
Конечная цель духовной практики. 14
Список используемой литературы. 15

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 115.69 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

Центросоюза Российской Федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по философии на тему

Древнеиндийское учение о карме и перевоплощении

 

 

 

 

 

студентки 2 курса по направлению

080200.62 Менеджмент 

заочной формы  обучения

Ушакова Т. О.

МБ-ЗС-01-11-021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

Содержание

  1. Введение. 3
  2. Сансара, учение о перевоплощении. 5
    1. Бхавачакра. 7
  3. Карма. 10
    1. Толкование кармы в разных философских школах индуизма. 12
  4. Конечная цель духовной практики. 14
  5. Список используемой литературы. 15
  6. Введение

Индуизм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — санатана-дхарма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma IAST), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Согласно Большой советской энциклопедии, «Конституция Индии включает в индуизм также буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в научной индологической литературе их принято считать самостоятельными религиями».

Индуизм уходит своими корнями в  ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие  от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём  отсутствует единая система верований  и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных  религиозных традиций, философских  систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

Хотя невозможно сформулировать безупречное  определение индуизма и общую  для всех направлений индуизма доктрину, существуют практики и верования, которые занимают в индуизме центральное место, и которые можно признать типичными для индуизма:

  • Дхарма — морально-нравственный долг, этические обязательства.
  • Сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.
  • Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.
  • Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти, сансары.
  • Йога в различных её направлениях.

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и Агамы.

Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.

Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство.

Некоторые аспекты и практики индуизма подвергаются критике. Наибольшее осуждение  вызывают обряд самосожжения вдов и дискриминация, основанная на кастовой принадлежности.

В этой работе мы рассмотрим Сансара (перевоплощение, реинкарнация), Карма (последствия действий человека при жизни, что определяют его дальнейшую судьбу сансара), и Мокша (освобождение от сансара).

  1. Сансара

Сансара или самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra IAST «переход, череда перерождений, жизнь»)— круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. При этом в буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.

В индуизме, причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.

Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в  индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре/Богу , путём медитации (раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (джнана-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (карма-йога).

В монистической адвайта-веданте, которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как безличная и бесконечная реальность (выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты) осознав которую, все временные проявления, такие как сансара, космос, девы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.

В философской школе санкхья — одной из шести ортодоксальных школ в философии индуизма — принимается существование двух тел: грубого материального тела, называемого стхула, и тонкого материального тела, которое не разрушается после смерти грубого и переходит в следующее физическое тело, получаемое индивидом в цикле сансары. Тонкое материальное тело состоит из трёх элементов:

  1. Буддхи («сознание»)
  2. Аханкара («эго»)
  3. Манас («ум как центр чувственного восприятия»)

В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.

Существует несколько вариантов  объяснения работы кармических реакций  в цикле сансары. Согласно некоторым  из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически, это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара) — способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме, примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхарта Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.

 

    1. Бхавачакра

Бхавачакра (санскрит: Bhavacakra; деванагари: भवचक्र; пали: भभचक्क bhavacakka, «колесо взаимозависимого происхождения»). Колесо бытия (тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་ srid pa’i 'khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга (мандалы), буддийское учение о причинности (пратитья-самутпада), которое Будда постиг под древом бодхи. Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия, включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять местопребываний буддийской космологии и другие астрологические или космологические структуры.

На изображениях колесо, символизирующее  бхавачакру, сжимает клыками и лапами бог смерти Яма Дхармараджа в виде черепахи. Это значит, что законы причинности действуют в сфере страстей (кама-дхату). В центре круга изображают свинью, змею и петуха, хватающих друг друга и являющихся символами невежества (авидья), гнева и похоти, источников страдания и, следовательно, перерождений (если особь была захвачена вихрем страстей, её ждёт перерождение). В круге вокруг них изображают добродетельных людей, чей путь устремлён на небеса, и фигуры недобродетельных людей, которых, связанными, демоны тащат в ад. На 5-6 сегментах между спицами изображаются сцены жизни существ сферы кама-дхату: шести миров жителей ада, асуров, голодных духов, людей, животных и богов — как видов перерождения; порядок перерождения передан 12 изображениями на ободе колеса, символизирующих 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения как формулы данного учения, описывающей цикл перерождений, состоящий из трех жизней особи в сансаре.

Закон гласит, что

  1. Изначально особь пребывает в невежестве (символ — слепец)
  2. Карма обусловливает перерождение (символ — горшечник)
  3. Перерождение начинается с пробуждения сознания (виджняны), происходящем ещё на этапе эмбриогенеза, этап различения (символ — обезьяна)
  4. На том же этапе развития возникают основы образного и чувственного (нама-рупа) познания (символ — человек, переправляющийся на лодке)
  5. Соответственно карме закладываются органы чувств и мышление (6 видов познания, шад-аятана; символ — благоустроенный дом)
  6. Особь становится способна к восприятию (этап «контакта»; символ — обнимающиеся мужчина и женщина)
  7. На втором году жизни особь испытывает ведану — чувственные переживания (человек со стрелой в глазу)
  8. По мере развития возникает жажда (тришна) вожделения и т. п. (человек с чашей вина)
  9. Появляется стремление к достижению целей (упадана; человек, собирающий плоды)
  10. Особь всё больше совершает проступков и погружается в заблуждения (мужчина и женщина в собственном доме)
  11. Раз так, то особь вновь ждёт рождение (джати; роженица)
  12. Следовательно — старение и смерть (джара-марана; человек несёт труп к месту кремации)
  1. Карма

Карма, Камма (санскр. कर्म, пали kamma — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.

Понятия реинкарнации и кармы лежат  в основе индуизма и различных  направлений в его философии  и верованиях. В «Бхагавад-гите» утверждается:

«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные».

Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как  положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала. Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.

Понятие кармы уходит своими корнями  к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары. В веданте отводится определённая роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. В общем, последователи буддизма и большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы. Согласно другой точке зрения, гуру, действуя как представитель Бога, может частично освободить ученика от его кармы.

Одно из первых драматических описаний закона кармы можно найти в  «Бхагавад-гите», являющейся частью эпоса «Махабхарата». Один из главных героев эпоса, Арджуна, готовясь к битве осознаёт, что в рядах его противников находятся члены его семьи, его учителя и наставники. Впав в смятение, Арджуна решает не принимать участие в сражении. Кришна, играя роль возницы его колесницы, среди других вещей разъясняет Арджуне понятие «долга» и убеждает его в том, что долгом для него является сражаться в предстоящей битве. Вся «Бхагавад-гита» представляет собой беседу между Кришной и Арджуной о различных аспектах жизни и философских темах. Изначальная концепция кармы в индуизме получила своё дальнейшее развитие в различных традициях и философских школах, таких как веданта и тантра.

Информация о работе Древнеиндийское учение о карме и перевоплощении