Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной причудливого переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев. Следовательно, не удивительно, что философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков. Нужно отметить что, несмотря на общепринятый термин "индуизм", следует иметь в виду, что философские школы и мистические практики индусов настолько многочисленны, что общее название может быть принято исключительно условно.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Вопрос №1. Периодизация древнеиндийской философии 4
Вопрос № 2. Онтология древнеиндийской философии 6
Вопрос № 3. Гносеология древнеиндийской философии 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Вложенные файлы: 1 файл

1 сем философия древнеиндийская философия.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

     Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной причудливого переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев. Следовательно, не удивительно, что философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков. Нужно отметить что, несмотря на общепринятый термин "индуизм", следует иметь в виду, что философские школы и мистические практики индусов настолько многочисленны, что общее название может быть принято исключительно условно.

     Существенное  влияние на культуру Индии оказали  многочисленные завоеватели этого субконтинента; первыми из них считаются арии, центральноазиатские племена, нашествие которых осуществлялось в срок с 1500 по 1200г. До н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются с представлениями эллинов.

     Есть  свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. до н.э., в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на формирование индуизма судить сложно, потому что свидетельства, дошедшие до наших дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую технику, наводят на мысль о том, что старинный народ привнес свой вклад в развитие более поздних философских и религиозных взглядов.

     С не меньшей степенью вероятности  можно предположить, что ассимиляция  светлокожих арийцев и темнокожих аборигенов породила просторный спектр религиозных и социальных феноменов, включая кастовую общественную структуру, оказавшую существенное влияние на формирование философской мысли.

     Не  следует сбрасывать со счетов и влияние  последовавших за ариями завоевателей. В срок с 600 по 500 г. до н.э. Индостан подвергался нашествию персов, исповедовавших зороастризм. Позднее, в 300-100 гг. до н.э., в страну вторглись греки под предводительством Александра Великого. Уже в нашем тысячелетии (800-1800) Индия подверглась сильному влиянию исламской культуры, а начиная с 19в. И вплоть до 1946г. Попала в прямое подчинение британской короне.

     Таким образом, было бы наивным предполагать наличие единой философской системы, отличающейся монолитностью и последовательностью. Поэтому индуизм можно рассматривать как совокупность общественной мысли, метафизики и религии.

 

Вопрос  №1. Периодизация древнеиндийской  философии

 

     Ретроспективный взгляд на развитие индуизма позволяет  выделить три основных этапа, в течение  которых философская мысль претерпела существенные метаморфозы.

     1. Ведический срок. 15-6 вв.до н.э. 

     Период  написания ранних "Вед", характеризующийся  привнесением концепции Дхармы –  универсального закона, устанавливающего правила общественной и личной жизни  и нацеленного на достижение гармонии и счастья. Веды (дословно знания) – религиозно – философские трактаты, которые создавались пришедшими в

     Индию после 15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед-упанишады (дословно с санскрита-"сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания вед.

     Как правило, веды состояли из нескольких частей. Это "священное писание", религиозные гимны "самхиты". Далее шло описание ритуалов "брахманы", написанные брахманами (жрецами) и используемые ими при отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников ("араньяки") и философские комментарии к ведам ("упанишады").

     В ведах запечатлены все знания Ариев того времени о самих себе и об окружающем мире. Известны четыре веды: Ригведа (веда гимнов),

     Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул) и Атхарведа ( веда магических заклинаний). 

     2. Эпический период. 6-2 вв.до н.э.

     Приземленная  концепция Дхармы трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла перерождений. Прежняя смысловая  нагрузка Дхармы не отбрасывается, но обогащается понятием личного духовного освобождения (мокши), которое становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода являются две поэмы – эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Также это срок становления основных классических школ философии. Философские течения индуистской мысли подразделяются на ортодоксальные – астика (основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные – настика . К последним относятся буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.

     Ортодоксальных  школ шесть, и, как правило они  представлены попарно: ньяя / вайшешика, санкхья / йога и миманса / веданта. 

     3. Эра сутр. 2в. до  н.э. – 7 в.н.э.

     В середине 1-го тысячелетия нашей эры вв дится понятие бхакти - служение и любовь к личному божеству. В тот самый срок основной поставленной задачей становится не столько уход от череды земных воплощений, сколько достижение единения с божеством ещё при жизни.

     Сутра – краткий философский трактат, рассматривающий отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.). Эра  сутр завершает срок древнеиндийской  философии.

     В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18 – 20 вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской).

 

Вопрос  № 2. Онтология древнеиндийской  философии

 

     В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации  Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы - Бога-творца.

     Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Как и человек, Космос-Брахма проживает свою жизнь, которая равна 100 космическим годам или 8.640.000.000 земных лет, после чего он умирает и в течение последующих 100 космических лет длится Вечность Небытия (Маха Пралайя). Потом рождается новый Брахма и вновь 100 космических лет длится Вечность Бытия (Маха Манвантара). При этом каждый раз появляется все более совершенная человеческая раса.

     В своем развитии каждая человеческая раса неизбежно проходит четыре эпохи (юга), двигаясь по нисходящей от Золотого века до Железного, теряя при этом Красоту, Истину и Добро, постепенно погружаясь во Зло, Ложь и Безобразие. Мы с вами живем в последнюю из четырех юг - Кали-Югу, начавшуюся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. Завершится Кали-юга, как бывало уже много-много раз, уничтожением всего живого в огне и воде. Однако отчаиваться не стоит: до завершения нашей Кали-юга осталось более 425.000 земных лет!

     Каждая  новая Вселенная образует более  высокую ступень совершенства и  является лишь этапом в эволюционном развитии мироздания.

     Космизм индийской онтологии (учение о бытии и небытии) проявляется в признании существования направленной эволюции всего и вся от природы к духу, проходящей через ряд промежуточных стадий. Этот закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную - к духовному, нравственному совершенству. Весь мир, природа и человечество оказываются в равной степени подчинены закону космической эволюции и порядка - Рита. Применительно к отдельному человеку это выражается в требовании постоянного духовного самосовершенствования. Совершенствуя себя, человек увеличивает степень совершенства Мироздания. Совершая зло, человек не только наносит вред себе, своему эволюционному развитию, но и тормозит развитие общества, природы, Космоса. Безнравственными могут быть не только явное, конкретное деяние человека - поступок, но и злое слово, и скверная мысль. Человеческое Деяние, Слово и Мысль приобретают по закону Риты космический масштаб.

 

Вопрос  № 3. Гносеология древнеиндийской философии

 

     Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов  и явлений (что характерно для  европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания : «пракрити» - материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди) и «майя» - сознание сновидения, мираж. Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения.

     Первоначально мир представляет собой нерасчлененное материальное состояние – «пракрити». Пракрити состоит из трех энергий – «гунн».

  1. Гунна саттва - легкость, покой, святость, возвышенность, свет.
  2. Гунна раджас - деятельность, борьба, сила.
  3. Гунна тамас - пассивность, массовидность, тучность, ленность, мрак.

     В каждом явлении, в каждом предмете происходит борьба этих гун, которая вызывает вещи и явления из непроявленного, нерасчлененного состояния предбытия и переводит их в проявленное, расчлененное состояние бытия.

     Пракрити  противопоставляется «пуруша» - чистое сознание. В Ригведе Пуруша - это первочеловек, принесенный в жертву богами, из тела которого была создана Вселенная и люди. В Упанишадах мифологический смысл этого понятия был заменен философским, и «пуруша» стало означать индивидуализированное духовное начало. Главная задача и предназначение пуруши состоит в том, чтобы осознать свою специфику, несводимость к пракрити.

     Истинное  “лицо” практрити проявляется в  том, чтобы заслонить от пуруши высшую реальность - Брахму. Пракрити пытается уверить пурушу, что мир и есть таков, каким он кажется, является пуруше, что за ней, пракрити-материей, больше ничего не скрыто. На самом же деле природа бытия всего лишь... сновидение, мираж, «майя». 

     Так впервые в истории философской  мысли (задолго до И. Канта) была поставлена великая гносеологическая проблема: различение сущности и иллюзорности, подлинного и неподлинного бытия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Древнеиндийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бонгард-Левин, Г.М. Религия/Г.М. Бонгард-Левин. − М.: Наука, 1980. − 329с.
  2. Гринцер, П.А Древнеиндийский Эпос/П.А. Гринцер. −М.: Наука, 1974. − 422 с.
  3. Ригведа. Мандалы 1-4/ Издание подготовила Т.Я Елизарникова − М.: Наука, 1989. − 767 c.
  4. Томпсон, М.Восточная философия/пер.с англ.Ю.Бондарева. − М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. − 384с.
  5. Эрман, В.Г. Очерк истории ведийской литературы/В.Г Эрман. − М.: Наука, 1980. − 230 с.

Информация о работе Древнеиндийская философия