Древнегреческая натурфилософия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир – живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетиями до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные.

Содержание

Введение______________________________________________________3-5
Предпосылки и истоки древнегреческой философии. Космоцентризм – основополагающие принципы античной филофии ______________________________________________________6-11
Досократовский этап древнегреческой философии____________________________________________________ 12-13
-Милетская школа______________________________________________13-16
-Школа Пифагора_______________________________________________16-20
- Школа Гераклита Эффеского____________________________________20-22
- Элейская школа_______________________________________________22-25
Атомистический материализм: Левкиппа и Демокрита_______________26-29
Заключение___________________________________________________30-31
Список использованной литературы_______________________________32

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

— 57.24 Кб (Скачать файл)
   

Марийский Государственный Технический Университет 
 
 
 
 

Реферат на тему:

         «Древнегреческая  натурфилософия» 
     
     
     

Выполнила:

ст. гр. СР-11 Копрова  Наталья

Проверила:

Крысова Елена  Витальевна. 
 
 
 

Йошкар-Ола

2012 г.

Содержание: 

Введение______________________________________________________3-5

Предпосылки и  истоки древнегреческой  философии. Космоцентризм  – основополагающие принципы античной филофии ______________________________________________________6-11

Досократовский  этап древнегреческой  философии____________________________________________________ 12-13

-Милетская  школа______________________________________________13-16

-Школа Пифагора_______________________________________________16-20

- Школа Гераклита Эффеского____________________________________20-22

- Элейская школа_______________________________________________22-25

Атомистический  материализм: Левкиппа и Демокрита_______________26-29

Заключение___________________________________________________30-31

Список  использованной литературы_______________________________32

 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Первые  попытки человека осмыслить окружающий его мир – живую и неживую  природу, космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести  к тому периоду человеческого  существования (предположительно, его  можно датировать пятым-четвертым  тысячелетиями до нашей эры), когда  человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло. Известные нам наиболее древнейшие сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции.

     Как правило, это были литературные памятники, в которых в мифологической форме  высказывались наивные идеи об окружающем человека мире и делались робкие попытки  его осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных  связей и не оказывали взаимного  влияния, что предполагает их изолированность  друг от друга, а, следовательно, в философском  плане они развивались вполне самостоятельно. Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала в последующем преобладающее воздействие на развитие человеческого общества. В немалой степени этому способствовали дошедшие до нас в немалом количестве сочинения древнегреческих мыслителей, поставленные в них проблемы, и высокий уровень их философского анализа.

     Понятие философия в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Оно возникло в Древней Греции много десятилетий  спустя после появления философствующих  людей. Кстати, подобное характерно для  любой формы человеческой деятельности. Сначала зарождается явление, какое-то время уходит на его развитие и  становление и лишь затем для его обозначения находится адекватное понятие. Традиционно принято считать, по крайней мере, в отечественной историко-философской литературе, что понятие философия впервые использовал Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит Гераклиту. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека. Большие трудности представляет вопрос об определении предмета философии. Эта проблема, возникнув на заре существования философии, вызывает споры и в настоящее время. Одни авторы рассматривали философию как любовь к мудрости, как науку о мудрости, другие же как "стремление к постижению многих вещей" (Гераклит).

     Исторически предмет философии изменялся, что  обусловливалось общественными  преобразованиями, духовной жизнью, уровнем  научных, в том числе философских  знаний. В настоящее время философия  – это учение об универсальных  принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Предпосылки и  истоки древнегреческой  философии. Космоцентризм  – основополагающие принципы античной филофии 

С VI в. до н. э. начинается особый период в  истории науки и культуры Древней  Греции. Как известно, это был  период, когда древнегреческая цивилизация  обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь. Среди них выделялся Милет ? главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в истории античной культуры. По мере роста производительных сил древнегреческого общества возрастало и значение товарообмена. Появилось и получило развитие денежное обращение. Деньги начали функционировать как всеобщий эквивалент при обмене товаров. Было понятно, что различные по качеству товары можно, сопоставляя друг с другом, привести к общему денежному знаменателю. Эта чисто экономическая идея была затем распространена на природу.     

Одной из важнейших особенностей древнегреческой  культуры была ее ориентация не столько  на религию, как это имело место, например, в Египте и Индии, а на мифологию. Исследователями давно подмечено, что религия захватывает человека основательнее мифологии, переинтерпретировать ее в философском ключе труднее, чем последнюю. Пожалуй, далеко не случайно именно древние греки стали основателями философии, поскольку благодаря отсутствию религиозного фундаментализма они в своем творчестве оказались свободнее, чем древние египтяне и индийцы. Именно в Древней Греции философы, число которых увеличивалось, а деятельность становилась все более профессиональной, могли противостоять политическим и религиозным властям. Становлению философии в греческом мире способствовали достигнутые греками в городах-государствах политические и религиозные свободы. Чем основательнее становилась мифология, тем больше она трансформировалась в философию.      

Изобретение слова «философия» легенда приписывает  Пифагору. В переводе с греческого философия есть любовь к мудрости. Древние греки, подобно всем людям, хотели быть знающими, мудрыми. В результате многие из них стали философами. Далеко не случайно мифология, перегруженная надуманными персонажами и сюжетами, начала постепенно отступать перед философией.     

Вместе  с тем античная философия в  целом - философия рабовладельческого общества, что наложило на нее неизгладимую печать. Попытка мировоззренческого обоснования социального института рабства, духовный аристократизм, все же невысокий уровень дедуктивной науки, отсутствие методов экспериментального исследования, созерцательность и умозрительность подавляющего большинства философских доктрин, отсутствие непосредственной связи с практикой в результате презрения к производственной деятельности - все это ограничивало возможности античной философии.     

И в то же время античная философия - грандиозная попытка построить  рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззрения, при этом в древнезападной философии имелись в зародыше почти все дальнейшие разновидности философских видов мировоззрения, как философского идеализма, так и философского материализма.      

Древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода:     

1) протофилософия - период зарождения  и формирования (VI в. до н.э.);      

2) зрелость и расцвет (V-IV вв. до  н.э.);     

3) закат - греческая философия эпохи  эллинизма и латинская философия  периода Римской республики (III-I вв. до н.э.);     

4) период упадка и гибели в  эпоху Римской империи (I-V н.э.).     

Труды большинства философов второго  периода также целиком до нас  не дошли. Исключение составляют лишь произведения Платона и Аристотеля. Такая же картина наблюдается и в третьем и в четвертом периодах, однако там число философских трудов, дошедших до нас целиком, больше. Например, удивительно, что полностью сохранилась философская поэма античного материалиста Лукреция Кара «О природе вещей». Таким образом, информация, полученная из вторых рук, составляет большую часть нашей информации в случае древнезападной, как, впрочем, и древневосточной философии. Но информация, полученная из поздних источников, кишит противоречиями, ошибками и модернизациями. Такая информация в основном принадлежит так называемым доксографам, т.е. «описывателям мнений», неспособным на сколько-нибудь серьезный анализ. Впрочем, имеются и более надежные источники наших знаний о древнейшей греческой философии.     

Это, прежде всего сочинения Платона и Аристотеля. В «Метафизике» Аристотеля содержится первый очерк истории античной философии, правда, лишь в одном аспекте - в аспекте аристотелевского учения о первопричинах. Мысли Платона и Аристотеля следует скорее относить к логической, чем к эмпирической концепции истории философии. Начало подлинной доксографии можно найти, пожалуй, у Теофраста, ученика Аристотеля, который описывает учения философов по проблемам в своем труде «Мнения физиков», хотя, к сожалению, этот труд дошел до нас в его небольшой части, причем в отличие от Аристотеля, Теофраст не подгонял историко-философский материал к своей концепции.     

Хотя  труд Теофраста не дошел до нас  целиком, он был использован такими поздними античными авторами, как  Псевдо-Плутарх, Арий Дидим, Филодем, Цицерон, Александр Афродисийский, Симпликий, Ипполит, Сотион, Диоген Лаэрций и др. В конце II в. до н.э. неизвестный автор сделал извлечение (эпитомэ) из труда Теофраста. Оно тоже погибло, но прежде успело стать основой для труда другого неизвестного стоика середины I в. до н.э. Этот труд получил условное название «Ветуста плацита» - «Древние изречения». На него опирались Цицерон, Филон, Филопон, Аэций, Макробий, Аммиан, автор «Гомеровских аллегорий», Цельс, Варон, Энесидем, Тертуллиан и др. В свою очередь на Аэция опирались Стобей, Теодорит, Немесий, Псевдо-Плутарх - автор работы «Плацита». А эта работа послужила источником для Евсевия, Псевдо-Галена, Афенагора, Ахилла, Кирилла, аль Харастани.      

Имея  дело с доксографическим материалом, следует учитывать, что смысл  терминов со временем изменялся. Уже Аристотель не всегда правильно понимал некоторые термины более ранних античных философов. 

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале  черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.
Вместе с тем  это принципиально важный этап становления  философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.
Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.
Именно они первыми  нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную  и мыслительную реальности.
Философия Древней  Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.
Космоцентризм интересен  не только своими интеллектуальными  результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

Информация о работе Древнегреческая натурфилософия