Древневосточная философия Индии и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:49, реферат

Краткое описание

Философия является частью национальной и региональной культуры. Первые философские идеи зарождаются в период мифологии – первой формы общественного сознания. Для мифологии свойственно то, что человек не способен отделить себя от окружающей среды, его мировоззрение складывается из ощущений. Но уже тогда ставится ряд философских вопросов: как возник мир, что такое жизнь и смерть и другие.

Содержание

Введение….………………………………………………………….…3
1 Основные направления и школы древнеиндийской философии……….…4
2 Основные направления и школы древнекитайской философии…….…10
3 Противоречия между школами и направлениями в развитии Восточной философии………………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………...15
Библиографический список………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Философия К.Раб..doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

             Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

                    Контрольная работа № __1__

                   по курсу  Философия___

на тему: Древневосточная философия Индии и Китая.

вариант № ____

Работу выполнил (ф. и. о. студента) 

 Хохлова Екатерина  Владимировна___

 

студент __2__ курса заочного отделения 

психолого-педагогического и специального образования

факультета СГУ

группа № __274 город Красноармейск)

 

 

  дата сдачи работы в учебную часть " 18" марта_ 2014 г.

 

Работу проверил (ф.и.о. преподавателя)

Ломако Ольга Михайловна______

 

оценка ______________ подпись_______________ дата проверки _____

Содержание  
                                                                                                                                              Введение ….……………………………………………………………………….…3                                                                                                                               1 Основные направления и школы древнеиндийской философии……….…4 
2 Основные направления и школы древнекитайской  философии…….…10 
3 Противоречия между школами и направлениями в развитии Восточной философии…………………………………………………………………………..14 
Заключение………………………………………………………………………...15 
Библиографический список………………………………………………………16 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение 
                                                                                                                                     ….Философия является частью национальной и региональной культуры. Первые философские идеи зарождаются в период мифологии – первой формы общественного сознания. Для мифологии свойственно то, что человек не способен отделить себя от окружающей среды, его мировоззрение складывается из ощущений. Но уже тогда ставится ряд философских вопросов: как возник мир, что такое жизнь и смерть и другие.  
Зарождение собственно философии произошло к середине первого тысячелетия до н.э., с возникновением классового общества и государства. В трех центрах древнего мира: Греции, Индии и Китае около 6 в. до н.э. появились первые крупнейшие философы и сложились философские школы. Зарождение философии в этих центрах рассматривается как независимое друг от друга, потому что они находились на огромном расстоянии и практически  не взаимодействовали. Восточная философия развивалась в тесном взаимодействии с религией. Например, брахманизм, буддизм, конфуцианство, являются и направлениями философии, и религиями. Как писал немецкий философ Карл Ясперс: «Новое, возникшее в ту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек сознает бытие в целом, самого себя и свои границы… В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, были заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих..жизнь..людей».[2]………………..………………….…………………Философию древнего мира интересовали проблемы добра и зла; дружбы, любви и ненависти; прекрасного и безобразного; наслаждения и страдания; справедливости и несправедливости и другие. Но первоочередность и раскрытие этих проблем в индийском, китайском и греческом типах философии различна. Цель данной работы раскрыть основные направления древневосточной философии  Индии и Китая.……………………………………. 
                                                                                                                                                ………………………………………………………………………………………..3

            1 Основные направления и школы древнеиндийской философии……… 
                                                                                                                                                                  …Индия является самой древней страной, где начала формироваться философская мысль. Происходило это приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. Философия этой страны представлена множеством традиций, школ и концепций. В них прослеживается как различие и расхождения во взглядах, так и единство идеи. Древнеиндийская философия отличается слабой связью с научным, опытным знанием и приверженностью к традициям, к однажды изобретенным правилам. ………………………………………………. 
….В истории древнеиндийской философии выделяют следующие этапы: ведический, эпический и этап сутр. …………………………………………. …Ведический этап (XIV-VI вв. до н.э.) берет свое начало с момента формирования корпуса священных книг индийской религии – Вед. Само слово «веда», в переводе с санскрита означает ведать, знание. Веды являются памятником литературы. Их содержание представляет собой своеобразные гимны, молитвы, заклинания и т.п.  Веды не содержали философии как таковой, в них лишь делаются попытки философствования, то есть толкования окружающего мира. К самым ранним Ведам, составляющим основу, относятся четыре самхита (сборника): ригведы (сборник гимнов, мифологического содержания); самаведы (собрание священных мелодий); яджурведы (описание ритуалов и правил жертвоприношения); атхарваведы (свод магических заклинаний и формул). Далее следуют так называемые брахманы – ритуальные тексты жрецов, содержащие комментарии к Ведам. Араньяки (лесные книги) повествуют о жертвоприношениях, книги для размышлений лесных отшельников. Заключительную часть Вед представляют Упанишады, что буквально означает сидеть у ног учителя и получать наставления. Упанишады писались вплоть до 19 в.н.э. Одна из важнейших проблем в Упанишадах – исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм

                                                                                                                                                                      ………………………………………………………………………………………..4

поведения. Упанишады сложились в ходе преподавания брахманистской религии. Брахманизм – религиозное учение брахманов (жрецов, священников), которое развивается в период становления рабовладельческого общества.  
Суть данного учения состоит в следующем. Первоосновой бытия, высшей реальностью является бог – Брахман, душа мира, его духовное начало. Также вводится понятие «пуруша», которое означает чистое сознание человека. Между Брахманом и Пурушей существует завеса – Майя, мираж, который человек воспринимает как бытие, реальность. Познать истину можно только отбросив эту завесу. Это становится возможно благодаря тому, что между Брахманом и Пурушей существует единство. Пуруша, есть особое начало – Атман – дух, родственное Брахману. Брахман есть Атман. Человек – это живое существо, наделенное атманом (душой), он рано или поздно умирает. Но разрушается только оболочка (манас). Атман – это дух, который остается невредим, так как дух вечен. Атман переселяется в новую телесную оболочку. Таким образом, осуществляется непрерывная смена жизней (сансара). Сансара означает, что все живые существа объединены единством душ, так как во всех них присутствует Атман. В какую следующую оболочку перейдет Атман  зависит от самого человека, от его деяний. По закону Кармы, если человек вел благопристойный образ жизни, то он может быть вознагражден в следующей жизни и наоборот. Основной задачей человека по учению брахманизма становится достижение состояния свободы от мирских страстей (Мокша), для чего ему нужно познать истину, после чего завершится переселение Атмана. 
    Эпический период (VI в. до н.э. – II в.н.э.) в древнеиндийской философии начинается с развития аграрного и ремесленного производства, увеличением социальной  деформации, увеличением власти монархии. Философия на данном этапе превращается в специальную науку. К основным трудам этого периода относятся: эпическая поэма Махабхарата, поэма «Рамаяна» и свод законов Ману. Начинают формироваться первые философские школы, которые

                                                                                                                                                       ………………………………………………………………………………………..5

согласно классификации, по принципу отношения к Ведам, делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Первыми возникли шесть ортодоксальных школ, которые исходили из авторитета Вед: миманса, веданта, санкхья, вайшешика, ньяя, йога. Позже сформировались неортодоксальные школы, в которых авторитет Вед ставился под сомнение: чарвака – локаята, джайнизм, буддизм. Неортодоксальные школы индийской философии 
Чарвака – Локаята первая в Индии материалистическая философская школа. Локаята означает «идущее от этого мира». Чарвака означает «материалист» и это более поздняя разновидность локаяты. Приверженцы данного направления считают источником познания только чувственное восприятие. Существование бога, кармы, добра, зла они отрицают, потому что все это нельзя воспринимать с помощью наших органов чувств. Также они отрицают переселение души (сансару). Реальностью является только то, что происходит здесь и сейчас, страдание и наслаждение, испытываемое в настоящей жизни.  Человек должен наслаждаться наибольшим количеством удовольствий в этой жизни. 
Джайнизм – школа, зародившаяся в VI в. до н.э., на основе веры, которая передавалась из поколения в поколение посредством двадцати четырех проповедников (тиртханкары). В качестве источника познания джайнисты допускают как восприятие, так и выводы и свидетельства. Они не верят в бога, вместо него они поклоняются тиртханкарам, в них видят авторитет. Также они полагают, что мир состоит не только из материи, все живые существа обладают индивидуальной душой,  а значит, ко всему живому нужно относиться одинаково почтительно. Целью жизни джайнизм считает достижение состояния  освобождения, безграничной сознательности и счастья, причем это в состоянии сделать любая душа. Для этого необходимы три вещи: вера в учение джайнизма, знание учения и правильное поведение. Буддизм – занимает особое положение среди философских школ Индии. Основателем этого направления был Гуатама (Будда). Согласно приданию, он много лет вел аскетический образ жизни отшельника, пытаясь найти путь избавления от страданий,                                        ………………………………………………………………………………………..6

присутствующих в жизни людей (болезнь, старость, смерть). Во время одной из медитаций ему открылись «четыре благородные истины» и он стал Буддой (просветленным).Истина страдания состоит в том, что все, что есть в мире наполнено скорбью и страданием, и жизнь человека в том числе. 
Истина причины показывает, в чем причина страданий. Так  как все в мире не постоянно, то все наши деяния все время обесцениваются. Следовательно, причина страданий в жажде жизни, наших желаниях и влечениях.  
Истина освобождения-  чтобы освободиться от страданий, необходимо достичь состояния «нирваны», то есть погасить в себе все желания. 
Истина пути, означает, что существует путь избавления от страданий. Его называют «срединным» (избегающим крайности) или «восьмеричным» путем спасения. Чтобы пройти этот путь необходимо следовать восьми правилам: правильная мысль,  правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение и осознание четырех истин. Суть буддизма заключается в том, чтобы следовать этой программе и самосовершенствоваться. Ортодоксальные школы индийской философии Миманса.:юоснователем этой системы считается Джаймини. Последователи мимансы вели размышления на тему: зашиты и оправдания ведийского ритуализма. Они считали, что все, что предписывают Веды правильно. Веды не содержат ошибок, свойственных людям,  так как они не являются произведениями какого-либо лица. Философия мимансы является реалистической. Они верят в реальность физического мира, а также в существование индивидуальной  души, бессмертной и вечной. А существование бога они отрицают.  Веданта (завершение Вед). Философия этой системы основана на Упанишадах, поэтому в ней есть идея существования Брахмана,  как единого божества. По мнению просвещенных людей, обладающих знанием Вед, «мир – это лишь видимость и что не существует ничего, кроме бога»[5,с.27]. Для того, чтобы стать просвещенным, необходимо соблюдать определенное нравственное поведение и усваивать истины веданты. 
                                                                                                                                7

Система ньяйи относится к реалистической философии. В ней говорится о существовании четырех источников познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство. Объектами нашего познания являются: наше «Я» (атман), тело, чувства,  деятельность и т.д. «Я» (атман) – вечная и неразрушимая душа, она отличается от тела и ума. Ум служит инструментом для «Я» в познании. А благодаря правильному познанию действительности индивиды могут достичь состояния освобождения от страданий. Наивысшим авторитетом здесь является бог – творец мира, обладающий мудростью и разумным духом. 
Система вайшешики была основана мудрецом Кадой (его настоящее имя Улука). Как и в системе ньяйи, целью вайшешики является освобождения индивидуального «Я». Способы достижения этой цели по сути такие же, как в ньяйи. Последователи вайшешики создали атомистическую теорию, исходя из которой, весь мир образуется из атомов. Творцом всего является бог. Атомы движутся и взаимодействуют по воле бога. Санкхья была создана мудрецом Капилом. Данное направление является дуалистическим реализмом, так как за первооснову всего они принимают две реальности, независимые друг от друга: пуруша и пракрити.  Пуруша – это наше «Я», которое представляет собой вечное сознание, оно не производит действий, а лишь наблюдает изменения, происходящие в мире. Пракрити же наоборот является неким началом, которое всегда изменяется и служит удовлетворению «Я». Существование бога, как создателя мира, они отрицают, на его месте в данной философии выступает пракрити.  
    Система йоги была основана мудрецом Патанджали. По своей сути она схожа с философией санкхьи. Но последователи йоги, все же, признают существование бога. Бог – существо вечное, всеобъемлющее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков. [5,с.23] Практика в системе йоги носит своеобразный характер и имеет восемь ступеней: яма (воздержание от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеяния и жадности); нияма (воспитание хороших привычек); асана (выработка                                                          ………………………………………………………………………………………..8

устойчивого и удобного положения); пранаяма (регулирование процессов дыхания); пратьяхара (контроль над чувствами); дхарана (сосредоточение внимания на внутриорганических и неорганических объектах); дхьяна (размышление); самадхи(сосредоточенность).…В………………………………. 
    Вывод: При всем разнообразии взглядов в древней индийской философии слабо выражен личностный компонент. Поэтому принято рассматривать прежде всего наиболее известные школы. Их можно разделить на ортодоксальные школы – миманса, веданта, санкхья и йога, и неортодоксальные — буддизм, джайнизм и чарвака-локаята. Их отличие в основном связано с отношением к священному писанию брахманизма, а затем индуизма — Ведам (ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его). Написанные в стихотворной форме Веды содержат вопросы и ответы на них о происхождении мира, космическом порядке, естественных природных процессах, наличии у человека души, вечности мира и смертности отдельного человека. Индийская философская традиция сформировала ряд основных философско-этических понятий, которые позволяют составить общее представление о древнеиндийских философских учениях. Прежде всего это понятие кармы — закона, определяющего судьбу человека. Карма тесно связана с учением о сансаре (цепи перерождений существ в мире). Освобождением или выходом из сансары является мокша. Именно пути выхода из мокши и отличают взгляды разных философских школ (это могли быть жертвоприношения, аскеза, практика йогов и др.) Стремящийся к освобождению должен следовать установленным нормам и драхме (определенному образу жизни, жизненному пути).

 

                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                               9                                                                                                                                                   

         2 Основные направления и школы древнекитайской философии……… 
                                                                                                                                                     ….Китай – одна из древнейших цивилизаций в мире. Философия в Древнем Китае начала формироваться в первом тысячелетии до нашей эры во время правления династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.). Первоначально в Китае для обозначения понятия «философское учение» использовалось слово «цзя» («дом», «семья»). В дальнейшем за этим словом закрепилось значение «философская школа/течение». Всю китайскую духовную культуру объединяет и пронизывает такое понятие как Дао – путь. Дао является предельной философской категорией, на основе которой строятся все школы и направления китайской философии. Философия Китая имеет ряд националистических особенностей. Во-первых, у нее свой, особый способ мышления, основанный на понятиях-образах. Он сформировался на основе иероглифической письменности. Во-вторых, данная философия носит традиционалистический характер, то есть традиции здесь служили не только связующим звеном между поколениями, но и духовной основой, в которой новые идеи были лишь комментариями к уже сложившемуся мышлению. Также можно подчеркнуть гуманистический и рационалистический характер китайской философии, так как в центре размышлений китайских философов всегда находился человек .  
     Рассмотрим направления и школы, которые имели наибольшее значение для китайской философии – конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа сторонников Инь и Ян. Конфуцианство является древнейшей философской системой, которая сформировалась как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н.э.. Большую часть времени конфуцианство носило статус официальной государственной доктрины, однако ее духовную ценность представляет именно философское содержание.  Основателем конфуцианства считается Конфуций, который принадлежал к сословию «ученых – интеллектуалов». Он создал нормативную основу конфуцианства и всей последующей китайской философии. …………………………………………..                                                                              ……………………………………………………………………………………….10

Информация о работе Древневосточная философия Индии и Китая