Добро и Зло как этические категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:38, реферат

Краткое описание

Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это – узловые пункты человеческого познания.
Именно категории добра и зла можно считать наиболее фундаментальными понятиями морального сознания. Добро и зло нередко рассматривают в качестве синонимов понятий нравственной и безнравственное, а саму этику – как учение о добре и зле.

Вложенные файлы: 1 файл

На тему.docx

— 20.22 Кб (Скачать файл)

На тему «Добро и Зло как этические категории»

 

 Выполнила:

 

 Студентка  4 курса

 

 дневной  очной формы обучения

 

 Норбоева А. В.

 

 Проверила:

 

  Тарасова Ю.Н.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

2009 г.

 

 Как и  всякая наука, этика располагает  богатым арсеналом категорий.  Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют  основу содержания любой науки.  Само слово «категория» греческого  происхождения. Им обозначаются  наиболее общие понятия, отражающие  существенные стороны действительности. Это – узловые пункты человеческого  познания.

 

 Именно  категории добра и зла можно  считать наиболее фундаментальными  понятиями морального сознания. Добро и зло нередко рассматривают  в качестве синонимов понятий  нравственной и безнравственное, а саму этику – как учение о добре и зле.

 

 Добро  — категория этики, объединяющая  все, имеющее положительное нравственное  значение, отвечающее требованиям  нравственности, служащее отграничению  нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

 

 Зло —  категория этики, по своему  содержанию противоположная добру,  обобщенно выражающая представление  о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

 

 Понятия  добра и зла, как и другие  нравственные категории, всегда  занимали умы. 

 

 Владимир  Соловьев писал, что для того, чтобы получить «силы для исполнения  добра, необходимо иметь понятие  о добре, иначе его исполнение  будет только механическим действием.  И несправедливо, будто вся  ценность добра – в факте  его исполнения: важен и образ  исполнения». Ложное понимание  добра и зла способно породить  ужасные поступки.

 

 Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы.

 

 Со времен  древности добро и зло истолковывались  как две силы, господствующие  над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Вот о чем спорили образованные молодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во второй главе "Евгения Онегина" А. С. Пушкина).

 

"Меж ними  все рождало споры

 

И к размышлению  влекло:

 

Племен минувших договоры,

 

Плоды наук, добро и зло,

 

И предрассудки вековые,

 

И гроба тайны  роковые,

 

Судьба и  жизнь в свою чреду,

 

Все подвергалось их суду".

 

 Четко  прослеживается тема добра и  зла в книге «Мастер и Маргарита»  М.А. Булгакова: «Я часть той  силы, что вечно хочет зла и  вечно совершает благо». На мой  взгляд, в данном романе нет  четкой границы между добром  и злом.

 

 Эти понятия  вечные и неразделимые. По своему  императивно-ценностному содержанию  добро и зло как бы представляют  собой две стороны одной медали. Они взаимоопределены и в этом они как бы равны.

 

 Добро  и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве.

 

 Уже в  древности была глубоко осмыслена  идея непреодолимой связи добра  и зла.

 

 Старинная  китайская притча рассказывает  о юноше, который обратился  к мудрецу с просьбой взять  его к себе в ученики с  тем, чтобы наставить на путь  истины.

 

 — Умеешь  ли ты лгать? — спросил мудрец.

 

 — Конечно,  нет! — ответил юноша.

 

 — А  воровать?

 

 — Нет.

 

 — А  убивать?

 

 — Нет...

 

 — Так  иди, — воскликнул учитель,  — и познай все это. А  познав, не делай!

 

 Что хотел  сказать мудрец своим странным  советом? Ведь не то, что надо  окунуться во зло и порок,  чтобы обрести истинное понимание  добра и постигнуть мудрость. Наверное, ради обретения мудрости  юноша не должен был научиться  лицемерить, ловчить, убивать. Мысль  мудреца была иная: кто не узнал  и не пережил зла, тот не  может быть по-настоящему, деятельно  добр.

 

 В Эдеме  познание добра и зла было  на одном дереве, то есть добро  невозможно было познать без  зла. 

 

 Эта идея  проходит через всю историю  философии и конкретизируется  в ряде этических положений.  Во-первых, добро и зло содержательно  диалектически взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое. Это то, что было предложено юноше в китайской притче. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, логично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра. Формальное перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением индивида. «Пробование» зла без строгого, пусть и отвлеченного, понятия добра может гораздо скорее обернуться пороком, нежели действительным познанием добра. Опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.

 

 Во-вторых, без готовности сопротивляться  злу недостаточно понимания зла  и противостояния злу; само  по себе это не приведет  к добру. Недостаточно изучить  дорогу в Ад, чтобы попасть  в Рай, хотя эту дорогу надо  знать обязательно, чтобы не  оказаться на ней в своих  благих намерениях, памятуя известную  поговорку: «Благами намерениями  выложена дорога в Ад». 

 

 Тем более  что, как правило, эта дорога  начинается в собственной душе.

 

 В-третьих, добро и зло не просто взаимоопределены, функционально взаимообусловлены: добро нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла. Иными словами, действительное добро — это деяние добра, т.е. добродетель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. Понятие добра соотносится с понятием добродетели. Добродетель – это устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность.

 

 В Древней  Греции в соответствии с учением  Платона добродетель связывалась  с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера  в эпоху средневековья выдвинула  три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в  Бога, надежду на его милость  и любовь к нему). Сократ, определяя  добродетель как знание, дал некое  средство утверждения добра и  борьбы со злом.

 

 В большинстве  случаев человек скорее интуитивно  чувствует, чем знает, что такое  добро. Идея добра является  внутренним импульсом поиска  действительного содержания нравственного, "подлинно человеческого" не  только для индивидуального, но  и для общественного морального  сознания. В ходе исторического  развития морали эта идея расшифровывается, истолковывается в контексте  реальных общественных отношений,  развивается, углубляется, получает  новые конкретные значения по  мере появления все новых и  новых возможностей ее реализации. Последующие поколения могут  не улавливать произошедших изменений  в содержании, поскольку внешняя  форма выражения смысла - понятие  добра - не изменилась. При этом  нередко то, что считалось злом, по истечении какого-то времени  может оцениваться как добро,  и наоборот. Историческое движение  общества неизбежно связано с  оскорблением каких-то культурных  святынь, в том числе и нравственных. Зло может быть также и средством  утверждения добра, но нередко  обстоятельства не оставляют  никакого иного выбора, кроме  выбора между большим и меньшим  злом. Кроме того, наряду с явлениями нравственной жизни, которые оцениваются как безусловное добро или зло, существуют и такие, которые невозможно оценить столь же однозначно, по поводу которых в общественном сознании существуют противоположные мнения, оценки. Поэтому, если мы исключим из морали нравственно-отрицательное (зло), мы не сможем ни понять исторические изменения морали, ни охватить всю палитру оценок одного и того же явления разными людьми, ни осознать весь драматизм реального морального выбора.

 

 Н.А. Бердяев  размышляет: «Основное положение этики, понявшей парадокс добра и зла, может быть так формулировано: поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому преображению злых».

 

 Нравственность  базируется на высшей ценности  Добра, Блага. Она регулирует  поведение человека и его отношение  именно с позиции добра или  зла. Добро и зло – это  предельные этические понятия,  центр и «нерв» всех этических  проблем. Мне кажется, что сложно  разглядеть, что есть добро, а  что зло. Их еще нужно «обнажить», снять вещную оболочку отношений.  Увидеть их можно с помощью  других, особых глаз: совести. Совесть  – это наше прозрение. То, что  называется добром, есть что-то, чего  мы никогда не знаем и узнаем  какими-то странными путями. Этот  путь называется совестью. Добродетельный  человек – это человек, приговоренный  своей совестью.

 

Список использованной литературы:

 

 

 Кобликов А. С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - К-55 М., Издательская группа НОРМА - ИНФРАoМ, 1999. - 168 с.

 

 

 Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие / В.П. Халиулина. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 164 с.

 

 

 Этика:  Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496 с.

 

 

 Радугин  А.А. Этика: Учебное пособие  / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003. –  224 с.


Информация о работе Добро и Зло как этические категории