Диалектический метод Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Философская система Гегеля, бесспорно, принадлежит к числу величайших достижений мировой философской мысли. Представляя собой высшую точку в развитии немецкой классической философии, гегельянство по своей научной значимости может быть сравнимо лишь с грандиозными системами античности - неоплатонизмом, системой Аристотеля. Гегель не отбрасывает, а развивает и обобщает - «снимает» - наработки всех предшествующих античных и европейских мыслителей от ионийских натурфилософов до Канта, и таким образом подводит черту под двумя тысячами лет истории философии. Он претендует на абсолютность своей системы, на последнее слово в истории, и нужно сказать, что эти претензии совсем не беспочвенны. С Гегелем можно спорить, но игнорировать его нельзя.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
филосовская система Гегеля………………………….4
Диалектический метод Гегеля………………………..12
2.1. Принципы развития диалектического метода……………...12
Заключение………………………………………………………14
Литература………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Гегеля.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Принципы развития диалектического метода.

 

Высшей  ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (177О-1831), который  был великим представителем объективного идеализма.

Особенное значение в диалектическом методе Гегеля  имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.

Выступая  против метафизиков, рассматривавших  понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.

Система Гегеля возобладала над его методом, однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектикоматериалистической философии.

Таким образом, историческая роль философских  учений немецких философов конца XVIII - начала XIX вв., в особенности Гегеля, состояла в развитии этими выдающимися мыслителями диалектического метода.

 

 

Заключение

 

Вывод категорий в  диалектике Гегеля сделан настолько  мастерски и безукоризненно, что  большей частью не вызывает никаких  сомнений в человеке, умеющем оперировать  при помощи диалектического метода. Однако всякому ясно, что под этой гегелевской диалектикой лежит очень определенное намерение понимать диалектику и всю философию лишь как учение о понятиях, т.е. лишь как логическое учение... Она же сама [диалектика] ведь постулирует равнозначность алогического с логическим. Следовательно, она обязана в качестве одного из своих движущих принципов положить и алогическое.

Мы видим, что гегельянство занимает важнейшее место в обоих  актуальных на сегодняшний день русских  идеологических построениях - марксизме  и лосевской интерпретации православия. Таким образом, значимость гегелевской философии для нынешнего момента, не говоря уже о ее общенаучной ценности, не подлежит сомнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1975
  2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. 4.1, 2. М., 1989.
  3. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  4. Хрестоматия по философии. Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М.1999.

Информация о работе Диалектический метод Гегеля