Диалектика, метафизика, софистика и эклектика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:06, лекция

Краткое описание

В чем сущность софистики и эклектики как форм антидиалектического мышления? В том, что они всесторонность, универсальную гибкость понятий, гибкость. Доходящую до тождества противоположностей, применяют субъективно, произвольно. В диалектике взаимосвязь и гибкость понятий обусловливаются объективной противоречивостью процесса материального мира и его единства. Мыслить диалектически - значит воспроизводить в сознании действительность в динамической совокупности и целостности ее существенных моментов.

Вложенные файлы: 1 файл

9.docx

— 28.66 Кб (Скачать файл)

 

ВИДЫ МЕТАФИЗИКИ могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного  процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.

К ним следует добавить СОФИСТИКУ  и ЭКЛЕКТИКУ, которые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога».

Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектического  способа мышления. Они и сегодня  широко используются для «доказательства» неверных выводов и «обоснования»  неправедных дел, особенно в сфере  политики.

Сущность софистики и эклектики  заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют  не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски. Как правило, их главная цель — сознательное, преднамеренное искажение истины, извращенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается, как показано выше, с помощью системы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.

Основное различие софистики и  эклектики — при всем их сходстве — состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов и т. п.) и их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а  не целостная, развивающаяся система  в единстве всех своих сторон и  связей.

Софистика и эклектика, хотя и признают гибкость, диалектичность понятий (что, несомненно, является их важным рациональным моментом), но вследствие своего произвола  и субъективизма не доходят до реальной диалектики объективной действительности.

====== Категории диалектики.======

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские  категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально  общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

 

В современной диалектике к базовым  категориям относят:

* Сущность - нечто сокровенное,  глубинное, пребывающее в вещах,  их внутренних связях и управляющее  ими, основание всех форм их  внешнего проявления. Сущность всегда  конкретна, не бывает сущности  вообще.

    * Явление - непосредственно  воспринимаемые свойства объекта,  то или иное видение которых  зависит от строения и действия  органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

    * Единичность - категория,  выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

    * Случайность - такой  тип связи, который обусловлен  несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

    * Необходимость - закономерный  тип связи явлений, определяемый  их устойчивой внутренней основой  и совокупностью существенных  условий их возникновения и  развития.

    * Свобода - способность  человека принимать решения и  совершать поступки в соответствии  со своими целями, интересами, идеалами.

    * И др.


Информация о работе Диалектика, метафизика, софистика и эклектика