Диалектика как учение и метод философского исследования. Исторические формы диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:12, реферат

Краткое описание

Философия создает предельно общую картину мира, включающую представления об определенном миропорядке, т.е. о системе социальных и природных связей, центр которой человек, его социальная деятельность. Формируя картину мира она разрабатывает общую методологию познания действительности, которая представляет собой совокупность требований мыслящему субъекту. Существуют два противоположных способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический. Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в ее основе лежит диалектический подход.

Вложенные файлы: 1 файл

Диалектика РГР философия.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Российской Федерации 

 

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет 

 

 

 

Кафедра авиационного приборостроения  

 

 

  

 

 

  

 

 

   

 

 

  

 

 

  

Реферат 

 

по специальности "Электромеханик" 

 

на тему: 

 

"Диалектика как учение и метод философского исследования. Исторические формы диалектики" 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Выполнил: Хаматов И. 

 

Руководитель: Столь А.Б. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Уфа 2014

http://allrefs.net/c34/3ztct/p9/

http://prog10.narod.ru/glava2_4.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%E0%EB%E5%EA%F2%E8%EA%E0

http://studfilosed.ru/otvety-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-filosofii/110-filosofskie-i-nefilosofskie-teorii-razvitiya-dialektika-kak.html

 

Введение

 

 Философия создает предельно общую картину мира, включающую представления об определенном миропорядке, т.е. о системе социальных и природных связей, центр которой человек, его социальная деятельность. Формируя картину мира она разрабатывает общую методологию познания действительности, которая представляет собой совокупность требований мыслящему субъекту. Существуют два противоположных способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический. Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в ее основе лежит диалектический подход.       

 Этимологически диалектика (греч. dialektika – разговор, беседа, обмен  мнениями, обсуждение) означает умение и искусство защищать или опровергать то или иное утверждение. Однако диалектика – нечто большее, чем техника искусной игры в понятия. Со времен античности до настоящего времени диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию к конструированию  научно-теоретического способа мышления,  методологии философского познания.      

 Развитие античной философии  и науки расширило сферу применения  диалектики. Как инструмент решения  политико-правовых и этических  вопросов она превратилась в  метод поиска истины (Сократ), в метод анализа и синтеза понятий (Платон). Еще более радикальное понимание диалектики было характерно для Гераклита. Согласно основным понятиям его натурфилософии, диалектика характеризует не только общественную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и мир в целом. Космос для него не тайна, а самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно разумное мироустройство.       

 Диалектика никогда не была  чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступая в различных исторических формах. Философия никогда всецело не разлучалась с диалектикой, но в качестве привилегированных принято выделять античную диалектику, диалектику немецкого классического идеализма и материалистическую диалектику. По своему влиянию на развитие философской и научной мысли они были наиболее плодотворными.

 

 

 

 

 

1.Диалектика как учение  и метод философского исследования.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через социологию.

Его специфика состоит в том, что мысль философа отслеживает взаимосвязи исследуемого объекта во всём их многообразии, поскольку именно через взаимосвязи раскрываются свойства познаваемого объекта, а осмысление этих свойств позволяет выйти на понимание его сущности.

Первые подходы к пониманию сущности диалектического метода разработал Сократ, древнегреческий философ, который жил в Афинах (ок. 470-399г.г. до н.э.). По словам Аристотеля, Сократ впервые стал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения (индукция – это движение мысли от отдельных свойств объекта через мысленное обобщение их к пониманию сущности изучаемого объекта). Причем средством (методом) нахождения истины и выработки понятия для обозначения сущности объекта были у Сократа диалогические беседы.

1.1 Метод исследования Сократа включает пять этапов:

1) Сомнение как форма философско-этической рефлексии. «Я знаю то, что я ничего не знаю, - говорил он, обращаясь к собеседнику, или собеседникам, но вы не знаете даже этого». Тем самым он подчеркивал неполноту или ограниченность того знания, которое люди осваивают в процессе повседневного опыта. Исходные противоречия процесса познания определяются:

-противоречием между внутренними и внешними свойствами объекта;

-противоречием между содержанием и формой объекта;

-противоречием между сущностью и свойствами объекта.

2) Ирония - выявление противоречия, присутствующего в знании на уровне всеобщей закономерности и частного случая её проявления.

3) Майевтика - преодоление противоречия на основе снятия покровов повседневного опыта с сущности вещей.

4) Индукция – движение мысли на основе логических размышлений от частного случая к выявлению общих закономерностей на основе осмысления эмпирического материала.

5) Дефиниция - окончательное определение сущности исследуемого явления и закрепление за ним соответствующего понятия.

Для Сократа истинной добродетелью является знание, которое способно сделать поведение человека нравственно ответственным и достойным. Он не допускал того, что человек может владеть знанием истинно достойного поведения и в то же время вести себя недостойно.

Таким образом диалектика - это искусство вести спор с целью выяснения истины. Диалектический метод позволяет глубоко и полно исследовать сущность вещи, потому что его применение позволяет рассматривает вещь следующим образом:

-на основе внутренне присущих ей противоречий

-во взаимосвязи с другими явлениями;

-в динамике, развитии своих возможностей;

-в единстве бытия и небытия, существования и несуществования.

1.2 Энгельс выделяет три исторические формы диалектики:

-Античная диалектика, которая сложилась, во-первых, на основе стихийного материализма древних философов, таких как Гераклит, Демокрит, Эпикур, Аристотель и во вторых на основе идеализма Сократа и Платона.

-Диалектика немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель)

-Материалистическая диалектика, выстроенная в философии марксизма на основе применения принципов материализма и диалектики к анализу общественной жизни. (Материалистическое понимание истории).

Наиболее яркие диалектические идеи были выдвинуты в эту историческую эпоху И.Кантом и Г.В.Ф. Гегелем. Так, Кант выдвинул идею развития природы как процесса и применил её при разработке концепции возникновения солнечной системы из раскаленных газовых масс. Гегель, в рамках концепции объективного идеализма, «представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». Но у Гегеля «диалектика стояла на голове» (Энгельс). Нужно было её переосмыслить с материалистических позиций и, в первую очередь, применительно к истории, что и сделал Маркс.

Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическая диалектика. Ее можно определить как философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитии. Такая диалектика есть философская концепция, метод и методология научного познания и творчества вообще. Материалистическая диалектика составляет существенное содержание научного мировоззрения. Ее собственное содержание раскрывается, осмысливается с помощью системы принципов, законов и категорий. В материалистической диалектике различают объективную диалектику, т. е. связи и общие закономерности вещей и явлений мира, и субъективную диалектику, т. е. диалектику мышления и познания. Диалектическая традиция является весьма древней и важной в философии.Диалектический взгляд на мир и диалектический метод складывались в течение длительного развития философии. Элементы диалектики можно обнаружить в учениях философов Древней Индии, Китая, Греции, Рима.

 

2.Исторические формы  диалектики

 

Обычно выделяют такие основные исторические формы диалектики: стихийную диалектику древних философов, идеалистическую диалектику немецкой классической философии, марксистскую материалистическую диалектику и диалектику современности.

2.1 Стихийная диалектика древних философов в наиболее ясной и полной форме выражена в древне- греческой философии. Считается, что термин «диалектика» впервые употребил Сократ для обозначения искусства диалога, направленного на достижение истины путем столкновения различных мнений. Однако диалектические идеи достаточно определенно проявились уже в философии Гераклита из Эфеса. На основе житейского опыта и эмпирии он постулировал всеобщность изменения. Известные выражения: «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» — приписываются именно ему. Мир есть сплошной поток возникновения и распада. Образ огня у него есть выражение (символ) диалектики и неукротимости мира. Гераклит провозгласил тождество и взаимопревращение противоположностей. «Вечное и преходящее», «солома и золото», «жизнь и смерть», по его мнению, тождественны и взаимопревращаемы. Источником изменения, по Гераклиту, является борьба («война») противоположностей. Таким образом, Гераклиту удалось выйти за пределы натурфилософских построений и сделать попытку определить единую абстрактно-всеобщую картину мира.

Зенон из Элеи фактически поставил проблему выражения движения в логике понятий. Однако путем ряда формально-логических аргументов, выраженных в знаменитых «апориях» (парадоксах), он провозгласил движение не действительным, а только кажущимся. По существу Зенон в заостренной, парадоксальной форме указал на противоречия в движении. И недаром Аристотель назвал Зенона «изобретателем диалектики».

Платон, подобно Сократу, развивал диалектику в диалоговой, но письменной форме. Диалектикой он считал логический метод, с помощью которого на основе не только анализа, но и синтеза понятий происходит познание истинно сущего (т. е. идей), происходит движение мысли от низших понятий к высшим. Это происходит путем сведения противоречивых частей в целое и общее. Однако, оценивая Платона как диалектика, нельзя забывать о том, что сущностью вещей он провозглашал объективно существующие идеи. Последние, по его мнению, вечны, неизменны, неподвижны, а это уже метафизический идеализм.

Аристотелемзаканчивается становление античной (стихийной) диалектики. Его заслуга в области диалектики в том, что он поставил проблему изменения как проблему развития самого мира. Аристотель констатировал противоречие прежде всего в самих вещах и явлениях. В плане мышления Аристотель рассматривал диалектику как метод, позволяющий рассуждать о противоречиях, но базирующийся на правдоподобных положениях и ведущий к вероятностным заключениям. Кроме того, он дал развернутую критику софистики как порочного, метафизического метода мышления. Однако в целом Аристотель не смог решить проблему диалектического противоречия как проблему мышления.

 

2.2 Идеалистическая диалектика немецкой классической философии 

Однако второй основной исторической формой диалектики справедливо считается идеалистическая диалектика немецкой классической философии (И. Фихте, Ф. Шеллинг, И. Кант, Г. Гегель). По образному замечанию Ф. Энгельса, «первую брешь в метафизическом способе мышления» пробил И. Кант. В учении об антиномиях он полагает, что попытки разума выйти за пределы чувственного опыта приводят к противоречиям. По мнению Канта, это происходит потому, что высшие понятия разума (Бог, мир, душа и т. д.) не опираются на чувственный опыт и не обосновываются деятельностью рассудка. В теоретических противоречиях, отмеченных Кантом, фактически отразились действительные трудности и противоречия познания, а также недостаточность чисто формальной логики для их разрешения. Это послужило толчком для дальнейшей разработки диалектики и диалектической логики. Вершиной классической идеалистической диалектики явилась диалектика Г.В.Ф. Гегеля. На идеалистической основе он создал развернутую систему диалектики. Гегель обосновал основные законы и категории диалектики и разработал концептуальные модели развития. Он особо выделил роль противоречия как внутреннего источника и движущей силы развития. Гегель сумел впервые в истории философии представить природный, социальный и духовный мир в виде процесса, т. е. закономерной смены форм и состояний. Это основная заслуга Гегеля в истории диалектики и философии вообще. Для этого ему пришлось освоить все знания, накопленные до него. И в диалектике понятий, заключенных в знании, Гегель гениально угадал диалектику вещей (Ленин). Универсальность развития и указание на внутренний источник развития — это, по существу, идея материалистическая. Он развивал, по существу, объективную диалектику.

На основе идеалистического тождества мышления и бытия Гегель фактически поставил проблему единства диалектики, логики и теории познания и необходимости содержательной (т. е. диалектической) логики. Конечно, нельзя забывать, что, по Гегелю, развитие материального мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, мирового разума. Духовное (мышление) для него выступает творцом всей действительности. Поэтому диалектика Гегеля содержит черты субъективизма и мистики.

2.3 Диалектика революционных демократов

 

Диалектика революционных демократов. В тот период, когда Маркс и Энгельс создавали и разрабатывали новую философию - мировоззрение рабочего класса, в России возникала философия революционных демократов - Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и их соратников и последователей. Хотя философия революционных демократов развивалась тогда, когда на Западе уже существовал марксизм, она всё же по своему содержанию, как идеология освободительного движения широких крестьянских масс, исторически должна быть отнесена к домарксистской эпохе.

Информация о работе Диалектика как учение и метод философского исследования. Исторические формы диалектики