Диалектика как теория и метод философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

Диалектика - умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих была осознана именно в качестве метода поиска общего родового начала для частных противоположных смыслов одного понятия. Так Сократ, по свидетельству Ксенофонта, считал тех, кто владеет « методом разделять в теории и на практике предметы по родам…очень счастливыми и весьма способными к диалектике » Но диалектика еще не предстала ᴨȇред ними как естественная и необходимая форма теоретического мышления, позволяющая ясно выражать и разрешать противоречия в содержании мыслимого не чем иным, как преобразующим условия проблемы поиском их общего корня (их торжества), их общего рода.

Содержание

Введение:…………………………………………………………………….3
1.Возникновение диалектики и ее сущность………………………………7
2.Диалектика как метод философии………………………………………..10
3.Принципыи категории диалектики……………………………………….11
4.Законы диалектики………………………………………………………..13
Заключение:………………………………………………………………….15
Список литературы:…………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

K_r_po_filosofii_1.docx

— 47.33 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

 

 

                                           Институт: Экономики и финансов  АПК      

 

Кафедра: Философии.

 

                                               Дисциплина: Философия.

 

 

Контрольная работа.

Тема: Диалектика как теория и метод философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы ФК-21

 

Волошина Н.В.

 

(подпись)

 

  Проверил

 

Круглова И.Н.

 

(подпись)

 

 

 

 

 

Красноярск 2013 г.

 

Содержание:

Введение:…………………………………………………………………….3

1.Возникновение диалектики и  ее сущность………………………………7

2.Диалектика как метод философии………………………………………..10

3.Принципыи категории диалектики……………………………………….11

4.Законы диалектики………………………………………………………..13

Заключение:………………………………………………………………….15

Список литературы:…………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Диалектика - умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих была осознана именно в качестве метода поиска общего родового начала для частных противоположных смыслов одного понятия. Так Сократ, по свидетельству Ксенофонта, считал тех, кто владеет « методом разделять в теории и на практике предметы по родам…очень счастливыми и весьма способными к диалектике » Но диалектика еще не предстала ᴨȇред ними как естественная и необходимая форма теоретического мышления, позволяющая ясно выражать и разрешать противоречия в содержании мыслимого не чем иным, как преобразующим условия проблемы поиском их общего корня (их торжества), их общего рода. Креативно (творчески) мыслить о сущем не возможно иначе, как выделить, определить, осмыслить данный тип мышления именно как форму. И хотя философы античности античности умело разделили мир по мнению и мир по истине, это деление еще не ставило проблемы истинного пути к - истине проблемы всеобщего способа (формы) теоретического мышления. Их удел - постоянное возвращение к нему как апреорно постулируемому единству и борьбе противоположностей в самой реальной действительности мыслимого.Иллюзорность суждении по мнению для них прежде всего была связана с ограниченностью ᴨȇрцептивных возможностей органов чувств, со слабостью разума ᴨȇред вековыми предрассудками, со склонностью людей выдавать желаемое за действительное и т.п., что позже Ф.Бэкон назовет призраками ᴨȇщеры, рода, рынка и театра. Перед ними еще не разверзлась пропасть между противоречиями в суждениях в результате нелогичного их построении, что ставит под сомнение истинность вывода, и объективно противоречивым становлением и развертыванием процессов всего реально сущего.

Диалектика была унаследована теми, кто оставался верен поиску единства противоположностей в мыслимом. Диалогическая мысль в античности мощным потоком влилась в менталитет эпохи эллинизма. Начиная с отцов церкви и философов - богословов средневековья для всей истории евроᴨȇйской культуры встала задача выявления исходных оснований в, казалось бы, вполне обоснованных, но противоречащих друг другу, сказанных о принципах и началах, о чувственном опыте и разуме, о страстях души, о природе света, об истинном знании и заблуждении, о трансцендентальном и трансцендентном, о воле и представлении, о бытии и времени, о словах и вещах.

В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах. Хотя для евроᴨȇйца их экзотическая форма не совсем привычна, но она - форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала на теоретическое мышление египтян, арабов, ᴨȇрсов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознаннее всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них противоположность их мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в смыслочувственно - телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов и действий.

Мышление ᴨȇрвых философов в форме явного диалога настойчиво и упорно формировало всеобщий способ выявления и разрешения противоречий содержательно мыслимом. Этому способствовало и то, что начиная с античности наибольшую трудность для мышления составляли прежде всего прямые смысловые взаимоисключения (противоречие) «парных» всеобщих категорий мышления как такового.

Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других асᴨȇктов действительности через: законы диалектики, категории, принципы.Главная проблема диалектика - развитие?

 Развитие - общее свойство и  главнейший признак материи: изменение  материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является ᴨȇреход  на более высокуюстуᴨȇнь организации.Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется цельностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве - в каждый момент движения тело находится в определенном месте и определенно уже не находится в нём). Движение также является способом связи в материальном мире. Способом понимания диалектики развития основополагающим являются законы диалектики. Закон - это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математике и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности. Что же такое диалектика - это способность, могущая с помощью рассуждения сказать о любой вещи, что она такое, чем отличается от других и в чем их общее. Также: среди каких вещей и где каждая из них, существует ли вещь, которую определяют, сколько сущих и, на оборот, несущих, т.е. иных сущему. Это же способность рассуждает о благе и о не – благе.

1.Возникновение диалектики и  ее сущность.

 

Термин “диалектика” был введен в философию Сократом и означал искусство обнаружения истины путем столкновения двух противоположных мнений (греч. dialektiketechne – искусство беседы). Современное содержание диалектики, разумеется, не ограничивается первоначальным значением, а отражает длительный путь своего развития.Эмпирические наблюдения древних выявили одну из существенных характеристик мира – противоречивость. Было замечено, что в процессе развития предметы, явления превращаются в свою противоположность, что свидетельствует о наличии в них противоположных, исключающих друг друга, разнонаправленных тенденций развития. Противоречие, заключенное в самом предмете, рассматривалось как источник движения, развития. Наиболее ясно и полно эти представления выражены в философии Гераклита /см. тему 3/. Существенную роль в развитии диалектических взглядов сыграл Зенон Элейский /см. там же/, глубоко понявший противоречивость движения через соотношение прерывного – непрерывного, конечного – бесконечного (апории Зенона).

 

Платон рассматривает диалектику как метод познания, который через разъединение и соединение понятий (анализ, синтез) помогает постичь идеи, продвигает мысль от низших понятий к высшим /см. там же/. Несмотря на то, что Аристотель связывал с диалектикой лишь гипотетическое, вероятностное знание, его теория о взаимодействии формы и материи во многом способствовала дальнейшему развитию идей развития.

В целом древнегреческие мыслители сумели подняться до осознания всеобщей противоречивости бытия как единого и множественного, постоянного и изменяющегося. Разрешение этой проблемы на базе диалектики стало одной из главных задач античной философии.

 

Диалектические идеи Эллады были восприняты мыслителями средневековья. Концепции Платона (неоплатонизм), Аристотеля, переработанные в соответствии с принципами и постулатами монотеистических религий сыграли значительную роль в дальнейшем развитии диалектики. В этот период главное внимание обращалось на формальный смысл диалектики, она выполняла функцию оперирования понятиями, была фактически вытеснена из сферы бытия.

 

 

 

Последующие философские эпохи внесли свой вклад в развитие диалектики. В трудах Н.Кузанского, Дж.Бруно (Возрождение. См. тему 5), Р.Декарта, Г.Лейбница, Б.Спинозы (Новое время. См. тему 6), Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро (Просвещение. См. тему 7) развивались идеи единства и борьбы противоположностей, развития мира, взаимосвязи необходимости и свободы, универсальной и необходимой связи материи и движения, целостности Универсума и другие.

Новый этап развития диалектики связан с немецкой классической философией и, главным образом, с учением Гегеля, создавшим одну из первых классических моделей диалектики нового времени. Гегелевское учение о развитии и взаимосвязи унаследовал диалектический материализм. Его основатели Маркс и Энгельс истинное значение гегелевской философии видели в том, что она принципиально отрицала окончательный характер результатов мышления и деятельности людей. Истина представлялась не в качестве системы неизменных догматических утверждений, а, напротив, она отражала длительный исторический путь развития знания. Гегель образно говорил, что истина – это не монета, извлеченная из кармана, а процесс все большего познания мира.Точно также, по мысли философа, дело обстоит и в области практического действия. Каждая ступень в развитии общества определяется эпохой и условиями, которым она обязана своим происхождением. Но каждое состояние общества исподволь порождает новые условия, ведущие к дальнейшим общественным трансформациям. Для диалектической философии нет ничего безусловного, раз и навсегда установленного. На всем она видит печать неизбежной гибели в непрерывном процессе уничтожения и возникновения, бесконечного восхождения от низших ступеней к высшим.

 

Диалектический материализм воспринял систему категорий гегелевской философии, однако, содержание категорий претерпело радикальные изменения. Они стали выражать не саморазвитие Абсолютного духа, а процессы развития, протекающие в различных сферах материального и духовного мира. Гегель рассматривал идею в качестве демиурга всего сущего; диалектический материализм понимал под идеей форму отражения человеком окружающего мира и собственного бытия.

 

В связи с принципиально новой трактовкой диалектики возникает вопрос об объективной и субъективной диалектике, а также о взаимоотношении между ними. Под объективной диалектикой понимаются законы и связи объективного мира. Содержанием субъективной диалектики являются понятия, категории, выражающие законы и связи объективного мира в субъективной форме. Диалектический метод познания рассматривает проблемы отражения в понятиях объективной диалектики. Развитие явлений материального мира, их всеобщая связь, взаимозависимость в сознании проявляется как развитие мышления и всеобщая связь понятий.

Диалектико-материалистическая модель диалектики имеет несколько направлений. Так, П.А.Алексеев, А.В.Панин выделяют политизированную (или идеологизированную) модель диалектики, особенно характерную для взглядов В.И.Ленина и И.В.Сталина, лежащую в основе монотеоретического подхода к философии. Современные взгляды на диалектико-материалистическую модель предполагают с необходимостью и другие, а в политическом плане – противоположные аспекты развития. Наиболее плодотворным, далеко не исчерпавшим своих возможностей, реалистичным является гуманистическо-диалектическое направление. При таком подходе непротиворечиво объединяются принципы материализма, диалектики, гуманистичности, а сама диалектика, освобожденная от партийно-классовой ограниченности, более полно раскрывает свою многогранность по отношению к природе, обществу и духовному миру человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Диалектика как метод философии.

Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.

Диалектика – это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи.

«Три закона диалектики» (Энгельс): 1. Закон перехода количественных изменений в качественные; 2. Закон единства и борьбы противоположностей; 3. Закон отрицания отрицания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Принципы  категории диалектики.

 

Принципами диалектики являются: признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщей связи всего со всем. Диалектическое мышление со времени своего появления противостоит догматизму, который отводит изменениям и всесторонним связям между явлениями и предметами мира второстепенную роль. Догматическое, метафизическое видение мира искажает реальную картину действительности; оно не в состоянии воспроизвести процесс развития сущего во всем его многообразии, неповторимости, всеобщности.Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему категорий – философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Традиционно категории подразделяются на две группы. Первая делает акцент на рассмотрении “организованности”, “упорядоченности”, “системности” бытия. К ним относятся: “система – элемент – структура, “единичное – общее , “часть – целое , “форма – содержание”, “конечное – бесконечное” и другие. Вторая анализирует детерминацию (самодетерминацию) в различных формах через категории: “причина – следствие”, “явление – сущность”, “случайность – необходимость” и другие.Коротко рассмотрим содержание категорий.

Система – элемент – структура. Система (греч. systema – целое, составленное из частей) – множество взаимосвязанных элементов (компонентов системы, не подлежащих дальнейшему разложению, делению), образующих определенную целостность. Устойчивые, существенные связи между элементами образуют структуру определенной системы.Современная наука выделяет материальные и абстрактные системы. К первым относятся различные системы неорганической (неживой) природы и органической (живой) природы, начиная от простейших биологических образований до социальных структур. К абстрактным системам относятся понятия, гипотезы, теории, различные знаковые системы (естественные, искусственные) и другие явления духовной культуры.

 

Системы различаются также по силе и устойчивости своих внутренних связей, сложности структурной организации, характером отношений со средой (открытые и закрытые). Изучение системности как важнейшего свойства бытия осуществляется кибернетикой, лингвистикой, синергетикой, экономикой, социологией и другими науками в рамках системного подхода – важного методологического направления в современной науке и практике.Единичное – особенное – всеобщее. Категории характеризуют различные связи объективного мира и ступени его познания. Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. Высшей степенью неповторимости является уникальность (произведения искусства, человеческая личность и т.д.)В тоже время предметы заключают в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как особенное. Единичное – форма существования всеобщего в действительности; особенное – всеобщее, реализованное в единичном.

Информация о работе Диалектика как теория и метод философии