Диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы – стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Часть 1. Диалектика и метафизика……………………………….……………...4
Часть 2. Историческое развитие диалектики как метода познания.…………...6
Часть 3. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля….. ….….....8
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

философия контр.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

В основе же философских  воззрений Гегеля весь мир – грандиозный  исторический процесс развертывания  и реализации возможностей некоего  мирового разума, духа. Мировой дух  есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой  и субъектом развития, творцом  мира в целом. Общая схема этого  безличного идеального начала носит  у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие  и результат ее активности.

Если в материалистической диалектике материальный мир – первичен, то в диалектике Гегеля природа и  человек выступают внешней оболочкой  идеи.

Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип  всеобщей связи.

Диалектика рассматривает  мир в постоянном изменении и  развитии, в движении. В этом нас  убеждают и повседневный опыт, и  достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной  — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

В материалистической диалектике сам процесс развития рассматривается  как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты —  революции. Причем, это движение совершается  не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной  от руки. Каждый виток этой спирали  глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам  и явлениям.

Философия Гегеля также утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, то есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся  материальных образований, но и из взаимосвязанных  предметов, явлений, процессов. Современная  наука располагает многочисленными  данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений  и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь  атомов, дает молекулы, молекулы образуют макротела и так до галактик и  метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь  и взаимообусловленность предметов  и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны  и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место  во всех областях материального и  духовного мира. Отражая эти связи  в своем сознании, человек открывает  законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих  законов составляет непременное  условие практической преобразующей  деятельности, творчества.

К принципам диалектики относятся  еще и принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности  явлений, принцип объективности  рассмотрения, конкретности истины и  другие.

Принципы диалектики могут  быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории  и законы.

Впервые принципы диалектической логики в систематизированном виде разработал Г.Гегель, развив учение о законах и категориях диалектики. Гегель, усматривая в жизни природы и человека силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

Оригинальность гегелевской  мысли заключается в том, что  категории мышления не просто выстроились  в определенном системном порядке, но и пришли в движение, стали  взаиморефлексирующими, порождающими и обуславливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, то есть силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д.

Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон  отрицания отрицания.

Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов  действительности выражается с помощью  категорий. К ним относятся: единичное  и общее, явление и сущность, часть  и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность  и действительность.

Логика же Гегеля начинается с категории «чистого бытия» - самой  бедной содержательно, предельно абстрактной  и неопределенной категории. Ведь о  «чистом бытии» в принципе ничего нельзя сказать, кроме того, что оно  есть, существует. Неопределенность и  бессодержательность этой категории  позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории  – «ничто». «Ничто» отрицает «чистое  бытие вообще». Постоянный же переход  чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и  «ничто». Внутри «становления» уже  заложено противоречие, поскольку оно  может быть как разрушительным (переход  от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому  «становление» разделяется на категории  «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают  категорию «наличное бытие». Это  уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем  дело с категорией «качества», «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно  тянет за собой «количество», а  их противоречивое единство дает категорию  «мера» (то есть некоторые пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).

Таким образом строится гегелевская  система категорий диалектики, которые, по его мнению, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.

 

Заключение

Диалектика Гегеля послужила  теоретическими предпосылками  марксистской философии, сохранившей и развившей диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.

В отличие от диалектики Гегеля, где материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика истолковывает человеческие понятия как отражения реальных вещей, их многообразных связей и  отношений.

Материалистическая диалектика, признавая первичной материю  и вторичным сознание, рассматривает  их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу  и общественное бытие людей в  процессе их предметно-практической деятельности.

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, то есть признает дух первичным. Идеалистическое  учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Спиркин А.Г. Философия:  Монография. – М.: Гардарики, 2001.

2. Философия: Учебник для  вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, ъ

  проф. В.П.Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.

3. Философия: Энциклопедический  словарь. – М.: Гардарики, 2004.

4. http://www.philosophy.ru.

 

 


Информация о работе Диалектика и метафизика