Диалектика и ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:59, реферат

Краткое описание

В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики.

Содержание

1. Введение
2. Концепция развития в диалектической философии и науки
3. Диалектика как наука. Принципы диалектики
3.1 Понятие диалектики
3.2 Основные принципы диалектики
4. Объективная и субъективная диалектика
4.1 Проблема истины как предмет субъективной диалектики
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реф.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

       Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

      Одесская государственная  академия строительства и архитектуры

                               Инженерно-Строительный институт

              Кафедра философии, политологии, психологии и права

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

                              Реферат

                                  по дисциплине «Философия»

                                                   на тему:

        «Диалектика и ее основные принципы»

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                      

                                                                            

 

 

                                                                     Вып.ст. гр. А-282 Лабунец Н. В.

                                         Преп.: кандит. философ. наук Каранфилова Е. В.

 

 

                                                 

                                                  

 

 

                                                    2013 г.

                                                     План

 
1. Введение

2. Концепция развития  в диалектической философии и  науки

3. Диалектика как наука. Принципы диалектики

3.1 Понятие диалектики

3.2 Основные принципы диалектики

4. Объективная и субъективная диалектика

4.1 Проблема истины как предмет субъективной диалектики

5. Заключение

6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

        В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античные мыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляет собой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западной литературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся в основном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии, диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики.

В другом значении диалектика - это учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Она также имеет свои корни в античности. Учению материалистов о неизменности бытия Гераклит противопоставил учение текучести. Это был стихийно диалектический взгляд на мир, и диалектику древних как ее первую историческую форму принято называть стихийной.

Диалектические идеи развивались на протяжении всей истории  философии. Достаточно вспомнить Н. Кузанского, С. Бруно, Д. Дидро и других мыслителей. Однако наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике как антидиалектике. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса - в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса было положено духовное начало - абсолютная идея. Гегелевская диалектика была, таким образом, идеалистической по сути. Она рассматривается как вторая историческая форма диалектики.

Таким образом, целью  данной работы является рассмотрение понятия диалектики и ее основных принципов, развитие в философии  и науки, а так же дать определение понятиям объективная и субъективная диалектика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Концепция развития в диалектической философии и науки

        Категорию развития в учебных пособиях, а иногда и в специальных исследованиях обычно определяют как процесс необратимых изменений системы. Для уточнения часто добавляют, что этот процесс состоит в переходе от низшего уровня организации системы к высшему уровню и от простого к сложному.

Как философская концепция идея развития наиболее развернуто была сформулирована Гегелем, но она, как известно, имела идеалистический характер и относилась к развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо от чьего-либо сознания. Если освободить гегелевскую концепцию от весьма сложных спекулятивно-идеалистических формулировок, то ее рациональный смысл сводится к тому, что по законам диалектики развиваются мысль, система идей или теория. Поскольку же между мышлением и бытием в философии Гегеля постулируется тождество, то тем самым законы диалектики оказываются применимыми и к бытию.

Наиболее конструктивным принципом  гегелевской диалектики считается  знаменитая триада, описывающая общий  ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с определенного  позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез.

Такая форма развития мысли действительно  встречается в познании, в том  числе в познании научном.

В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философии всегда подчеркивался материалистический характер развития, совершающегося в природе и обществе.

       Говоря о недостатках диалектической концепции развития, не следует забывать, что она опиралась хотя и на крупные естественно-научные открытия, но совершенные теперь уже свыше столетия назад. Известно, что такими достижениями считались три великих открытия в естествознании. "Первым, из них, - указывал Ф. Энгельс, - было доказательство превращения энергии... так что данному количеству энергии в одной форме всегда соответствует определенное количество энергии в другой форме". "Вторым - хотя по времени более ранним - открытием является создание Шванном и Шлейденом теории клеточного строения живых организмов. Именно из органических клеток, из их размножения и дифференциации возникают и вырастают все организмы, за исключением низших". На вопрос: откуда возникает бесконечное разнообразие таких организмов, дало ответ "третье великое открытие - теория развития, которая в систематическом виде впервые была разработана и обоснована Дарвином".

С того времени, когда были сделаны  эти открытия, естествознание добилось новых крупнейших достижений не только во всех этих направлениях исследования, но и во многих других, которые коренным образом изменили наши представления о научной картине мира и оказали существенное влияние на философию и научное мировоззрение. Не вдаваясь в подробное их обсуждение, остановимся лишь на тех, которые непосредственно относятся к трем великим открытиям XIX в. и являются прямым их продолжением.

1) Закон сохранения и превращения  энергии, несомненно, имел большое  значение для установления связи  между различными формами движения  материи, но не раскрывал механизма  перехода от одних форм движения  к другим в процессе их организации и усложнения. Это представление сильно упрощает и искажает природу реальных систем, встречающихся в природе и обществе. Подавляющее большинство таких систем являются открытыми, поскольку они взаимодействуют с окружающей средой.

2) От изучения живых организмов на клеточном уровне биология углубилась до их анализа на молекулярном уровне. Это дало ей возможность широко использовать новейшие физико-химические методы и средства исследования, раскрыть тайны наследственности и расшифровать генетический код. Результаты этих исследований не только изменили многие прежние теоретические представления о сущности жизни и ее происхождении, но нашли многочисленные практические применения в борьбе с наследственными болезнями в медицине и генной инженерии по созданию новых видов растений и пород животных для сельского хозяйства.

3) Эволюционная теория Дарвина  также подверглась значительным  изменениям и дополнениям. Это  касается прежде всего пересмотра  прежних взглядов о механизмах  наследственности и особенно роли мутаций в эволюционном процессе. Все это привело к появлению синтетической теории эволюции, в которой было сохранено основное содержание дарвиновской теории, в частности принцип естественного отбора. Было признано, что эволюция начинается не с вида, как считал Дарвин, а с популяции как совокупности организмов, обладающих общим генофондом.

Все эти достижения современного естествознания, бесспорно, приходится учитывать при  обсуждении вопроса о развитии систем, ибо они конкретизируют и уточняют ряд общих положений, относящихся к категории развития. Однако для анализа этой проблемы наибольшее значение приобретают общие понятия и принципы таких междисциплинарных направлений исследования, как парадигма самоорганизации, выдвинутая синергетикой в рамках современной теории систем. Именно они дают возможность, во-первых, выявить направленный характер изменений в системе, во-вторых, рассмотреть механизм возникновения порядка и организации, на которых основаны процессы перехода от одних структур и систем к другим.

 
 

 

 

 

 

3. Диалектика как наука. Принципы диалектики

3.1 Понятие диалектики

Диалектика - учение о  наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово "диалектика" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог.

Диалектика - противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное  приближение к правильному знанию. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии  в объективный мир, она означает наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.

Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики.

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего, т.е. борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в мире: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики.

Диалектика как понятие употребляется  в трёх значениях:

1) совокупность объективных диалектических  закономерностей, процессов, действующих  в мире независимо от сознания  человека. Это диалектика природы,  диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое  мышление. Она представляет собой  отражение объективной диалектики  в сознании.

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической и идеалистической.

Диалектика как категория имеет  ряд характеристик:

1) Диалектика - наука о наиболее общих законах всякого движения.

2) Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина  представляется не в виде собранных  готовых догматических положений,  истина заключается в самом  процессе познания, в длительном  историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой, найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.

 
3.2 Основные принципы диалектики

     

       Принципы - это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.

В основание современной диалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития; детерминизма; системности.

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.

       Существует две разновидности процессов развития:

1)      Процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Например: эволюция звезд.

2)      Процессы перехода из одного вида материи к другому.

Развитие - это необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов, обусловленное противоречиями системы.

Развитие совершается при наличии  всеобщей связи и взаимообусловленности  предметов и явлений, их составляющих элементов. Связь - это такое отношение, в котором изменение одной  из его сторон (признака, элемента и т.д.) является необходимым и достаточным условием изменения другой его стороны. В мире существует бесконечное количество связей между вещами и явлениями.

         Принцип всеобщей связи неотделим  от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и  общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

Информация о работе Диалектика и ее основные принципы