Диалектика и ее антиподы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:34, доклад

Краткое описание

Диалектика рассматривает предметы и явления не изолировано один от другого, а в их взаимной связи, во взаимодействии, и противоречивости. Таким образом, если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее антиподами является метафизика и "отрицательная" диалектика. Если рассматривать диалектику как логику, то ее альтернативами являются софистика и эклектика. Если же как теорию познания, то ее альтернативами выступают догматизм и релятивизм. В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 20.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Довольно часто в связи  с непониманием сущности диалектики можно встретиться с искажением понятий и представлений людей. Поэтому для определения диалектики необходимо разобраться со многими  вопросами, в первую очередь с  историей её возникновения, положениями  и антиподами.

Диалектика (греч. — искусство спорить, вести рассуждение) — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник, который видится в единстве и борьбе противоположностей. Изначально понимание диалектики сводилось к диалогу, который, в переводе с греческого означает беседу или разговор между людьми, движение слов, движущуюся мысль, движение мысли к пониманию познаваемого. Пониманий диалектики очень много, часто даже противоречащих друг другу.

Диалектика рассматривает  предметы и явления не изолировано  один от другого, а в их взаимной связи, во взаимодействии, и противоречивости. Таким образом, если рассматривать  диалектику как теорию развития, то ее антиподами является метафизика и "отрицательная" диалектика. Если рассматривать диалектику как логику, то ее альтернативами являются софистика и эклектика. Если же как  теорию познания, то ее альтернативами выступают догматизм и релятивизм. В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления.

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ.

Многие, в силу диалогов Платона, диалектику, как умение вести беседу и находить смысл и истину, приписывают Сократу, кто-то – самому Платону. Зенон Элейский защищал аргументы Парменида путем нахождения противоречий в доводах собеседников, и его Аристотель назвал родо-начальником диалектики. 

Зарождение диалектики следует связывать с Сократом. Термин "диалектика" впервые был употреблен им для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений через вопросы и ответы. Первоначально этим термином обозначались:1) способность вести спор посредством вопросов и ответов;2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Но первая диалектика – это диалектика Платона. Диалектика Платона определяется уже точно и однозначно – как знание о различении по родам, предназначенное для достижения сущности каждой вещи. Диалектику Платон представлял как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Платон определяет диалектику в ряде своих диалогов, как искусство сочетания родов и как очищенную от образов мысль. 

Аристотель же рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. 

Диалектические моменты  воззрений были в исследованиях  Коперника, Декарта, Лейбница, Спинозы, Дидро, Руссо и других мыслителей Нового времени, и сводились, в основном, к признанию движения и изменения 

материи и единства некоторых  противоположностей. В философии Канта диалектика относится уже не объектам и к предметам, а к познанию.

Развернутую систему диалектики создал Гегель. С философии Гегеля начинается диалектическая философия. Он определил самоконструирующий себя путь познания, указал на универсальные связи мира, познания и мышления, определил категории мышления, создал систему понятий диалектики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ДИАЛЕКТИКА И  МЕТАФИЗИКА.

В диалектике взаимосвязь  и гибкость понятий обусловливаются  противоречивостью процесса материального  мира и его единства. Мыслить диалектически - значит воспроизводить в сознании действительность в динамической совокупности и целостности существенных моментов.

Если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее антиподом является метафизика. Метафизика - исторически неизбежная философская теория развития и метод познания, занимающие определенное место в развитии философии. Однако с развитием науки метафизика обнаружила свою недостаточность и уступила диалектике, как более современному методу познания, осознание действительности. Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, «которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени». Со времен Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принципиально новый метод философского осмысления действительности.Таким образом, исторически сложились две альтернативные концепции - метафизика и диалектика. Они являются противоположными по ряду важных, фундаментальных начал. Диалектика, с одной стороны, оправдывает существующие порядкидля определенных условий и определенного времени. С другой стороны, диалектика исходит из абсолютной сменности, текучести вещей, состояний, порядков.

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм и этапов познавательного процесса. Ранее некоторые из этих и разновидностей были названы — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и другие.

ГЛАВА 3

АЛЬТЕРНАТИВЫ  ДИАЛЕКТИКИ: СОФИСТИКА, ЭКЛЕКТИКА, РЕЛЯТИВИЗМ, ДОГМАТИЗМ.

Альтернативами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика противопоставляет различные моменты процесса друг другу, абсолютизируя один из них; а эклектика столь же произвольно механически соединяет множество сторон предмета, намеренно не выделяя главные из них. Эклектика представляет собой нечто похожее на платье, сшитое из разноцветных кусков материи. Ведь эклектики выхватывают отдельные и чаще всего случайные моменты, объединяя их в рассогласованную с познавательным объектом поверхностную целостность. Продолжая метафору (образ «платья» использовал Гегель в характеристике эклектики), можно считать, что софистика - нечто похожее на платье голого короля из известной сказки. Там «портные» обошлись вообще без всякой материи, внушив простакам мысль о невозможности восприятия королевского платья «для всякого человека, который сидит не на своем месте или непроходимо глуп». К софистике и эклектике как способам мыслительной деятельности обычно прибегают те, кто заинтересован в искажении истины, в извращенном представлении действительности, в утаивании своих подлинных намерений, а то и просто в нежелании разобраться в существе дела. Диалектически воспринимать действительность означает преодоление эклектики и софистики в любых их проявлениях. Это достигается, как сказано выше, с помощью системы специфических приемов и уловок, основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики. Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, то есть не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, субъективно.

Основное различие софистики и эклектики состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов) и их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей.

Также в философии как  выражение недиалектического (метафизического) мышления выступает релятивизм. Релятивизм—  методологический принцип, состоящий  в метафизической абсолютизации  относительности и условности содержания познания. 
Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий. Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму. 
Релятивизм как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений. 
Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще.

Догматизм - способ мышления, оперирующий неизменными по-нятиями, формулами без учета новым данных практики и науки, конкретные условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины. Возникновение догматизма исторически связано с развитием религиозных представлений, требований веры в догматы религии, утверждаемые в качестве непреложных истин, не подлежащих критике и обязательных для всех верующих. Догмами называют абстрактные, оторванные от жизни положения, которые принимаются за непререкаемую истину и считаются достаточной основой для осуждения и прямого опровержения положений, противоречащих им. Характерная черта догматизма — слепая вера в авторитеты, защита устаревших, а иногда и с самого начала ошибочных, или недоказанных положений.

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, диалектика как общая теория развития дает ключ к пониманию его сущности, отображает реальные процессы в природе, обществе и мышлении такими, которыми они есть в действительности. Она подходит к изучению предметов и явлений с точки зрения их возникновение, движения и развития, а потому ориентирует на конкретное, многостороннее изучение объективных процессов. Диалектика, в отличие от других концепций развития, рассматривает предметы и явления не изолировано один от другого, а в их взаимной связи, а, итак, и во взаимодействии, и противоречивости. 

Диалектика, в отличие  от других концепций развития, рассматривает  предметы и явления не изолировано  один от другого, а в их взаимной связи, а, итак, и во взаимодействии, и противоречивости. Процесс развития можно понять и воссоздать в мышлении только с учетом этого. Поэтому диалектика является альтернативой всех теорий, учений, течений и направлений, которые  отбрасывают, игнорируют или фальсифицируют объективные принципы связи, развития, разногласия, возражение, такие, как  метафизика, софистика, догматизм, релятивизм. Не все философские течения, школы признают диалектику. Это означает, что она требует дальнейшее осмысление и исследование. 


Информация о работе Диалектика и ее антиподы