Диалектика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 06:59, доклад

Краткое описание

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
• законы диалектики;
• категории;
• принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Вложенные файлы: 1 файл

Диалектика.docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

Диалектика  — признанная в современной философии  теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика  теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;

• категории;

• принципы.

 

Главная проблема диалектики — что такое  развитие?

 

Развитие  — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а  изменение как саморазвитие, результатом  которого является переход на более  высокую ступень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение  также является внутренним свойством  материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного  места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в  определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в  материальном мире.

Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов  — основополагающими являются законы диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие  от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы  диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей  всеобщностью и универсальностью, поскольку  они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи  старого и нового.

Выделяются  три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все  сущее состоит из противоположных  начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и  противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость  и старость и т. д.).

Единство  и борьба противоположных начал  — внутренний источник движения и  развития всего сущего.

Особый  взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия  — "тождество" и "различие" и  показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По  Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен  самому себе, то есть данный предмет  есть именно этот данный предмет. В  то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится  выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к  изменению (самоизменению) предмета —  движению. Примеры: существует идея, тождественная  самой себе, в то же время в  ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки  идеи; результат их борьбы — изменение  идеи (например, превращение идеи в  материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное  самому себе, но в нем есть силы, которым  тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где  каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую  качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно  одерживает верх над другой, но побежденная  сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона  переходит на более высокую ступень  развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо  борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны  оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны  не оказывают друг другу прямого  содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные  интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны  должны действовать только вместе и  не могут действовать автономно  друг от друга).

 

Вторым  законом диалектики является закон  перехода количественных изменений  в качественные.

Качество  — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик  и связей предмета.

Количество  — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера  — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение  качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в  которой раньше происходило изменение  качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации  сущности предмета. Такие моменты  получили название "узлов", а сам  переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений  в качественные.

Если  нагревать воду последовательно  на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения  привычных структурных связей атомы  начнут двигаться в несколько  раз быстрее). При достижении же температуры  в 100 градусов произойдет коренное изменение  качества воды — она перейдет в  пар (то есть разрушится прежняя "система  координат" процесса нагревания —  вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход  воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении  при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если  телу придавать все большую и  большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет  ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником  Земли (изменится сама система координат  смены качества — мера, произойдет скачок).

 

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

• резко, одномоментно;

• незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены  выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения  качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие  апории "Куча" и "Лысый": "При  добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения  качества может быть и неуловимой.

 

Закон отрицания отрицания заключается  в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в  старое и отрицается все более  новым.

Примеры:

• смена общественно-экономических  формаций (при формационном подходе  к историческому процессу);

• "эстафета поколений";

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и  механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к  высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой  направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция  все же восходящая.

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему  направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало  новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет  прежние, но на новом, более высоком  уровне. 6.

 

Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

• принцип системности;

• принцип причинности;

• принцип историзма.

Всеобщая  связь означает целостность окружающего  мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов  — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

• непосредственные и опосредованные;

• генетические и функциональные;

• пространственные и временные;

• случайные и закономерные.

Наиболее  распространенный вид связи —  внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма  как биологической системы, внешние  связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи  в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой  они располагаются в иерархическом  порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где  одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает  следствие, а связи в целом  именуются причинно-следственными.

Историзм  подразумевает два аспекта окружающего  мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

 

Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для  раскрытия сути диалектических проблем.

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

 

Диалектика  является не единственной теорией о  развитии всего сущего. Наряду с  ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также  являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся:

• метафизика;

• "негативная" диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

Метафизика  является главной альтернативой  диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;

• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных  диалектике.

 

Можно выделить следующие конкретные отличия  метафизики от диалектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие  связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет  старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний  первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством  и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что  развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис  — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или —  или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение  мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";

• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный  и целенаправленный процесс к  абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью  надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

Информация о работе Диалектика