Давид Юм (1711-1776)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:24, реферат

Краткое описание

Давид Юм (1711-1776) является одним из наиболее значительных философов, потому что он развил эмпирическую философию Локка Беркли до ее логического конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной. Взгляды Юма представляют в некотором смысле тупик в развитии философии; в развитии его взглядов дальше идти невозможно. С тех пор как он написал свои Заботы, опровергать его стало любимым занятием метафизиков.

Вложенные файлы: 1 файл

Давид Юм.docx

— 16.71 Кб (Скачать файл)

Давид Юм (1711-1776) является одним  из наиболее значительных философов, потому что он развил эмпирическую философию  Локка Беркли до ее логического конца  и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной. Взгляды  Юма представляют в некотором  смысле тупик в развитии философии; в развитии его взглядов дальше идти невозможно. С тех пор как он написал свои Заботы, опровергать  его стало любимым занятием метафизиков.

«Величайший философ и  друг всего человечества», как называл  Давида Юма П. Гольбах, родился в  Эдинбурге (Шотландия в семье  небогатого дворянина-юриста. Семья готовила Д. Юма к юридической карьеры. Однако своевольная натура парня не принимала любой другой деятельности, кроме философии и литературы. 3а поддержкой родителей, он начал обучение по этим предметам в Эдинбургском университете. Смерть отца заставила парня бросить учебу и заняться коммерцией. Эта попытка завершилась полным провалом: философия и коммерция, очевидно, является процессами не совместимыми. Д. Юм переехал во Францию и три года учился в Ля-Флеш, где в свое время получал образование знаменитой Р. Декарт.

 

 Первой пробой пера  оказался известный, но непонятной: для читающей публики тех времен  «Трактат о человеческой природе» («А treatise of human nature»). Д. Юм возвращается в Англию, где занимает скромную должность библиотекаря при Ассоциации юристов. Эта должность прибыли не приносила, однако ее преимущество заключалось в другом: она позволяла пользоваться богатым книжным фондом. Д. Юм полной мере воспользовался этим преимуществом, в результате чего появилась одобрительно воспринята общественностью восьмитомного «История Англии». Впоследствии книга была переиздана французском. Тираж разошелся довольно быстро. Д. Юм стал человеком не только обеспеченной и богатой, но и довольно известной. Он возвращается в Эдинбург, превращает свой дом в своеобразный философско-литературный салон, намерен сохранить эту философскую ауру до конца жизни. Судьба, между тем, распорядилась иначе: после войны между Англией и Францией в 1763 г. Д. Юм был приглашен на должность секретаря британского посольства в Версале и несколько лет выполнял дипломатические обязанности. Это был триумфальный период жизни Юма. Интеллектуальные круги Франции пленили идеи автора «Истории Англии». Вольтер и Гельвеций видели в нем своего единомышленника и союзника; научная общественность восхищалась критическим высказывания Юма относительно религиозного фанатизма; философ начал переписку с Гельвецием и Монтескье; дружеские отношения складываются у него с Руссо. Юм намеревался остаться во Франции навсегда, однако по совету Адама Смита возвращается в родной город и формирует вокруг себя когорту талантливых философов, литераторов и знатоков искусств. Участники кружка Юма, в который входили профессор моральной философии Адам Фергюсон, экономист Адам Смит, анатом Александр Монро, хирург Уильям Каллен, химик Джозеф Блэк и др.., Создали уникальную интеллектуальную ауру, которая составила славу Шотландии тех лет.

 

 Среди произведений Д. Юма выделяются «Моральные и политические очерки (эссе)», эссе «О самоубийстве», «О бессмертии души», «Эпикуреец», «Стоик», «платоников», «Скептик», очерки по экономической и морально политической проблематики.

 

 Продолжая размышления  Дж. Беркли о существовании лишь  впечатлений (впечатлений-ощущений  и впечатлений-рефлексий), Д. Юм  подхватил и сомнения своего  предшественника по субстанциональных основ бытия, пошел в этом направлении еще дальше. Если Дж. Беркли отрицал позавидчуттеве бытия лишь одного - материальной - субстанции, то Д. Юм подверг сомнению также существование (наличие) субстанции духовной. Вопрос о том, существует ли объективная реальность или нет - Юм считает нерешенным. Философ утверждает, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем, существуют ли они. Неоспоримым, по убеждению философа, является лишь существование впечатлений. О существовании же (не существования) за этими впечатлениями телесной или духовной субстанции ничего определенного сказать нельзя, нет оснований ни для положительных, ни для негативных выводов. В ту или иную субстанцию человек может только верить. Д. Юм, следовательно, разделяет мир на субстанциальный (что достигается верой) и реальный (постигаемое ощущениями), осуществляет попытку преодоления указанного удвоения средствами «причинности», падает в пропасть агностицизма, углубленное впоследствии И. Кантом.

социально-философские взгляды  Д. Юма не совпадали с популярными  в те времена взглядами французских  просветителей и материалистов. Если добавить к этому своеобразное видение Д. Юмом статуса и роли религии в общественной жизни, то можно утверждать, что именно это  и привело к расколу сначала  искренних отношений, которые были у него с К. Гельвецием и Ш. Монтескье, Ж. - Ж. Руссо и П. Гольбахом. Д. Юм не стал «просветителем», хотя и симпатизировал этом направлении развития общественной мысли, особенно на ранних стадиях эволюции своих философских взглядов. Он вошел  в историю социальной философии  как оригинальный и неповторимый мыслитель, который (вместе с Дж. Беркли) прокладывал путь к новому («поза  просветительского») видение социального, дал толчок социально-философским  поискам И. Канта.


Информация о работе Давид Юм (1711-1776)