Гуманизм философии Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:56, реферат

Краткое описание

В данной работе я попытаюсь дать определение гуманизму как явлению, обращаясь к конкретному культурно-историческому контексту, к истокам, к эпохе Возрождения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Формирование гуманизма……………………………………………..5
2. Теоретический аспект гуманизма……………………………………11
3. Практический аспект гуманизма……………………………………..17
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Гуманизм философии Возрождения.docx

— 45.29 Кб (Скачать файл)

2. Рассмотрим теперь политическую  направленность гуманистов. Возьмем,  к примеру, представителей так  называемого гражданского гуманизма  - Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери, утверждавший идеал активной гражданской жизни и принципы республиканизма. В “Восхвалении города Флоренции”, “Истории флорентийскою народа”, других сочинениях Леонардо Бруни (1370/74—1444) представляет республику на Арно как образец пополанской демократии, хотя и отмечает аристократические тенденции в ее развитии1. Он убежден, что лишь в условиях свободы, равенства и справедливости возможно осуществление идеала гуманистической этики— формирование совершенного гражданина, который служит родной коммуне, гордится ею и обретает счастье в хозяйственном преуспеянии, процветании семьи и личной доблести. Свобода, равенство и справедливость означали здесь свободу от тирании, равенство всех граждан перед законом и соблюдение законности во всех сферах общественной жизни. Бруни придавал особое значение нравственному воспитанию и образованию, видел в моральной философии и педагогике практическую “науку жизни”, необходимую каждому для достижения земного счастья. Леонардо Бруни — гуманист и политический деятель, многие годы бывший канцлером Флорентийской республики, прекрасный знаток латинского и греческого языков, сделавший новый перевод “Никомаховой этики” и “Политики” Аристотеля, блестящий историк, впервые обратившийся к серьезному изучению документов о средневековом прошлом Флоренции,— Бруни, высоко чтимый согражданами, сделал чрезвычайно много для развития ренессансной культуры в первые десятилетия XV в. Под влиянием его идей сформировался гражданский гуманизм, главным центром которого на протяжении всего XV в. оставалась Флоренция.

В трудах младшего современника Бруни — Маттео Пальмиери (1400— 1475), особенно в диалоге “Гражданская жизнь”, идейные принципы этого направления нашли развернутое изложение и дальнейшую разработку. Моральная философия Пальмиери строится на понятии “естественной социальности” человека, отсюда и этическая максима подчинения личных интересов коллективным, “служения общему благу”1. Гуманистическая этика Пальмиери тесно сопрягалась с его социально-политическими идеями.

3.Рассмотрим теперь искусство.

Гуманизм оказал огромное влияние  на всю культуру Возрождения, став ее идейным стержнем. Гуманистический идеал гармоничного, наделенного талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в., в свою очередь обогатившем этот идеал художественными средствами. Живопись, ваяние, зодчество, вступившие уже в первые десятилетия XV в. на путь радикального преобразования, новаторства, творческих открытий, развивались в светском направлении. В архитектуре этого времени формируется новый тип здания — городского жилища (палаццо), загородной резиденции (вилла), совершенствуются различные виды общественных сооружений. Функциональность новой архитектуры гармонически связана с ее эстетически принципами. Использование сложившейся на античной основе ордерной системы подчеркивало величественность зданий и в то же время соразмерность их человеку. В отличие от средневековой архитектуры внешний облик зданий был органически объединен с интерьером. Строгость и торжественная простота фасадов сочетаются с просторными, богато украшенными внутренними помещениями. Ренессансная архитектура, создавая среду обитания человека, не подавляла, а возвышала его, укрепляя веру в себя. В скульптуре переходят от готики к ренессансному стилю Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, братья Росселлино, Бенедетто да Майано, семья Делла Роббиа, Верроккьо. Высокого уровня достигает искусство рельефа, отмеченное гармоничностью пропорций, пластичностью фигур, светской интерпретацией религиозных сюжетов. Важным завоеванием ренессансной скульптуры XV в. было отделение от архитектуры, вынесение свободно стоящей статуи на площадь (памятники кондотьерам в Падуе и Венеции). Быстро развивается искусство скульптурного портрета.

Живопись итальянского Возрождения  складывалась прежде всего во Флоренции. Ее основоположником стал Мазаччо1. В его фресках в капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненной реальности и пластической выразительности (фигуры изгнанных из рая Адама и Евы).

В искусстве и жизни проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить героических  поэта, художника,-образы, созданные Микеланджело, и самого их творца  скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Таким образом, мы видим, что гуманисты  жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, “проясняя” ситуацию, ибо человек XV века заблудился в  самом себе, выпал из одной системы  верований и пока не утвердился в  другой.

Каждый деятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить  это общество своими силами, организуя  школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы  жизни человека.

Заключение

Итак, мы рассмотрели теоретический  и практический аспекты гуманизма, предварительно обосновав невозможность  определения этого феномена, руководствуясь лишь одним аспектом.

Мы увидели, что провозглашенное  первыми гуманистами духовное раскрепощение  личности было неразрывно связано с  задачей построения новой культуры, переработки и освоения античного  наследия, разработкой гуманитарных знаний, ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность.

Поэтому определить гуманизм только как философскую систему воззрений  невозможно. Теоретический и практический аспекты связаны между собой.

Рассмотрев платонизм, аристотелизм и обозначив другие традиции, мы попытались найти объединяющее всех их положение: все они стремились найти сущность человека. Но видно, что о какой-либо стройной философской системе речь здесь не идет, философия Гуманизма – не цельное явление, а сбор разнородных фрагментов идей античности, к тому же направленный на практический аспект Гуманизма.

В итоге, для философов гуманизма  человек стал неким сплетением телесного  и божественного начал.

При всем при этом, теория гуманизма  не представляла собой нечто радикально новое. Однако, несмотря на то, что теоретический  аспект гуманизма, в принципе, являлся  лишь переработкой идей предшествующих эпох, гуманизм был заявлен как  принципиально новое философское  направление. Но этот факт нисколько  не уменьшает значимости такого явления  как гуманизм. И все потому, что  кроме теоретического аспекта существует еще и практический, благодаря  которому гуманизм становится не просто переработкой умозрений философов  прошлых эпох, а идеологией, воплощением синтеза этих идей в таких сферах жизни как политика, образование, искусство.

Как мы проследили в третьей главе, практически каждый деятель Гуманизма  воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь.

Гуманисты не просто верили в обновленное  счастливое интеллектуальное общество - они хотели и пытались построить  это общество своими руками, используя  такие сферы как искусство, воспитание и политика.

На основании всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что гуманизм не является исключительно системой философских знаний, он намного сложнее. Гуманизм вбирает в себя идеи многих философских традиций, но сам не является только философией. Он направлен  на развитие общественных отношений  на основании философских понятий, поэтому определить Гуманизм как только философию или только мировоззрение нельзя. Это совокупность этих форм мысли. Попытка построить на основе ответа на вопрос о сущности человека идеальное общество - вот как можно охарактеризовать возрожденческий гуманизм. К сожалению, как и прочие идеологии гуманизм, далеко несовершенен. Выявить и обосновать эти изъяны – вот одна из возможных перспектив моего исследования.

Список использованной литературы

1. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. М., 1991. С. 221.

2. Петрарка Ф. Автобиография.  Исповедь. Сонеты. Пер. М. Гершензона  и Вяч. Иванова – М:1915 – С.40-168

3. рагина Л. М. “Становление реннессансной культуры в Италии и ее общеевропейское значение” // История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. Москва "Наука" 1993. С. 455-467.

4. Брагина Л.М. Этические взгляды  Пико делла Мирандола. – “Средние века”, вып. 28. – М: 1965 – С. 16-40

5. Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 1997 – С. 47-447

6. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды/Девятайкина Н.И.-Саратов: Сарат.ун-т, 1988.-49-90с.

7. Бибихин В.В. Новый ренессанс /Бибихин В.В.-М.: Наука, 1998.-496с

8. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма/Хлодовский Р.И.; Ред. А.Д.Михайлов; АН СССР.-М.: Наука, 1974.-С.146

9. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности /Баткин Л.М.; Ред. С.С.Аверинцев-М.: Наука, 1989.-272с

10. Горфункель А.Х. Гуманизм и  натурфилософия итальянского Возрождения  – М: 1977. – С.59

11. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления – М:1976. – С.78-102

12. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм  – М: 1977. – С.95

13. Нанси Ж.-Л. Сегодня // Ад  Маргинэм 93 – М: Маргинэм, 1994 - С.149-169

14. Гуревич П.С. Философия человека  Ч.1– М: РАН, 2000 – С.253

15. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние

 


Информация о работе Гуманизм философии Возрождения