Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, “пустившие корни” в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.

Содержание

Введение
1Общая характеристика эпохи Возрождения
2Основные черты философии Возрождения
2.1Гуманизм — возвышение человека
2.2 Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования
2.3 Секуляризация — освобождение от церковного влияния
2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии
2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.
3. Проблема человеческой индивидуальности.
3.1Глобальные проблемы человечества.
3.2Классификация глобальных проблем.
3.3Интерсоциональные проблемы.
3.4.Глобальные проблемы в системе «общество-природа» .
3.5.Глобальные проблемы в системе «индивид-общество».
4. Социально-политические идеалы эпохи возрождения.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа № 1

по философии

Тема: «Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии    Возрождения.»

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1Общая характеристика эпохи Возрождения

5

2Основные черты философии Возрождения

6

2.1Гуманизм — возвышение человека

6

2.2 Антропоцентризм  — человек, а не Бог в  центре исследования

8

2.3 Секуляризация  — освобождение от церковного  влияния

9

2.4 Пантеизм - становление опытных наук и  формирование научно-материалистического  понимания, свободного от теологии

9

2.5 Высокий  интерес к социальным проблемам,  обществу и государству и развитие  идей социального равенства.

14

3. Проблема человеческой индивидуальности.

17

3.1Глобальные проблемы человечества.

17

3.2Классификация глобальных проблем.

18

3.3Интерсоциональные проблемы.

18

3.4.Глобальные проблемы в системе «общество-природа» .

19

3.5.Глобальные проблемы в системе «индивид-общество».

20

4. Социально-политические идеалы эпохи возрождения.

21

Заключение.

25


 

Введение.

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, “пустившие корни” в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.

Однако широкая  практика использования идеи гуманизма  иногда приводит к досадным результатам. Происходит девальвация, искажение  в общественном сознании гуманистической  идеи, превращение её в фикцию. В этой связи есть необходимость выявить содержание гуманизма.

В 1990 году Жан-Люк  Нанси в своей лекции “Сегодня”  показал кризис таких простых  и общеупотребимых понятий как  существование, свобода, смысл, сама философия. Эти слова просты, но вместе с тем они являются вместилищем ключевых понятий для человека в качестве наследия всей нашей традиции. А это наследие мы получаем от гуманизма, который наделил когда-то своими идеалами весь мир, идеалами, которые действуют до сих пор. Но Нанси говорит, что в данное время мы переживаем кризис этих понятий, потому что уже не очевидно, что мы живем этими значениями и смыслами. Соответственно, мы переживаем кризис гуманизма, потому что уже не очевидно, что такое быть человеком. Мы уже не можем определить человека через какую-то сущность, ему принадлежащую, потому что она “исчезла”. То есть, такой ответ, как “человек – то-то и то-то и должен быть таким-то и таким-то”,  ответ, претендующий быть неким гуманизмом, устарел. “Нет больше точного  и беспрекословного определения гуманизма, чтобы ответить на вопрос о гуманизме, ведь задавая вопрос о человеке, мы будем разыскивать гуманизм”1. То есть гуманизм представляет собой поиск человеческой сущности. Следовательно, он заранее считает, что у человека есть сущность, что она может быть найдена и помыслена. Сущность человека гуманизм превращает в идеал, единый для всех. И наконец, сущность провозглашается гуманистами ценностью. Нанси и современная философия считали, что сущности у человека нет – в этом и состоит кризис гуманизма.

 На основании  вышесказанного я считаю, что  моя попытка определить такое  явление, как гуманизм, является  актуальной для данного времени.  Чтобы понять в чем кризис  гуманизма нужно понять что  есть гуманизм, а следовательно  – условия его зарождения.

Ренессанс как  эпоха предельно разнообразен и  богат. Это также смещает хронологические  рамки и создает трудности  при обозначении собственно антропологической  темы данного ареала культуры.

С течением времени  понятие “гуманизм” приобретает  новые характеристики, однако стержень этого понятия остается неизменным. Идейный стержень гуманизма, образованный в эпоху Возрождения, выступает в роли традиции, которая реализует принцип преемственности поколений, ценностей духовной культуры. Получая значение общественного идеала, общечеловеческого начала, противостоящего групповому, классовому, национальному, гуманизм доказывает свою жизненную стойкость.

В данной работе я попытаюсь  дать определение  гуманизму как явлению, обращаясь  к конкретному культурно-историческому контексту, к истокам, к эпохе Возрождения.

Что же такое  гуманизм? Течение, исторически сложившийся  комплекс идей, миф или просто особый тип филологии? Ответить на этот вопрос я попытаюсь на основе анализа  трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки, Пико делла Мирандола и других, а также на анализе критической литературы по данному вопросу. Хотя в сочинениях гуманистов используются различные подходы к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, прослеживается приверженность разным философским традициям античности и раннего средневековья, в целом гуманистов объединяет внимание к теме человека.

     Итак, эпоху Гуманизма отличает направленность  на человека, формирование его  моральных и духовных качеств.  Достижению этой цели, по мнению философов той эпохи, способствует обращение к прошлому – классической философии Древней Греции.

     В  этом я и вижу проблему гуманизма  как мифа – заявленный, как  принципиально новое философское  направление,  он представлял  собой сбор более-менее увязываемых между собой идей из предыдущих направлений. Более подробно проанализировать и понять, действительно ли  данный тезис является истинным, – вот еще одна из задач моей работы.

Пытаясь ответить на поставленные вопросы, я рассмотрел в первой главе своей курсовой, которая называется “Возникновение  гуманизма”,  те условия, которые сопровождали такое явление как гуманизм. Здесь я обосновывал невозможность определения гуманизма только лишь через философию. Затем я рассматривал, теоретическую или философскую сторону гуманизма: затрагивались такие явления как платонизм, неоплатонизм, аристотелизм, эпикуреизм и так далее. В третьей части своей курсовой я показал: как теории и взгляды гуманистов воплощались ими в жизнь.  В результате проделанной работы я надеюсь ответить на вопрос о смысловой сущности такого непростого явления как гуманизм.

 

 

  1. Общая характеристика эпохи Возрождения

 

Философия эпохи  Возрождения, или Ренессанса, явилась  важным этапом развития философской  мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Вот как Ф. Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество... только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности» .

В итоге эпоха  Возрождения знаменуется развитием  промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального производства.

В политической области эпоха Возрождения —  это эпоха зарождения капиталистических  отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов.

В естествознании это время великих открытий и изобретений, в частности:

-  великие географические открытия, такие как открытие Америки;

-  расширение познаний о космосе (установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника);

-  развитие знаний об окружающей среде и о живом мире (начало систематизации растений, возникновение научной анатомии, положившей начало современной медицине).

Данные революционные  изменения в политическом строе, промышленности и естествознании требовали  освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и ведущие деятели и мыслители данного времени стремились возродить ценности и идеалы классической древности и античной философии. Отсюда и само название эпохи — Возрождение, когда вызванные к жизни творчеством гуманистов открытия философов Древней Греции и Рима дали мощнейший толчок развитию философской мысли.

Однако в  этом значении термин «Возрождение»  следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск  нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный опыт и культурный потенциал, не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно будет оказывать свое воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление.

Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрождение и противопоставляет  себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода, потому, что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология гуманизма.

 

 

2 Основные  черты философии Возрождения 

 

2.1 Гуманизм  — возвышение человека

Если в средневековом  обществе были очень сильны корпоративные  и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался  тем ценнее как личность, чем более  его поведение соответствовало  нормам, принятым в корпорации и он утверждал себя через максимально деятельное включение с социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок. То в эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

Другими словами, средневековый человек считал себя всецело обязанным традициям, даже если вносил существенный вклад в них, а индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги себе. При этом стремлению стать выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века — святых. Идеалом возрожденческого человека стал разносторонне развитый индивид.

Именно с  этим и связано понятие «гуманизм», ведь еще известный римский оратор Цицерон говорил, что гуманизм — это воспитание и образование человека, способствующие его возвышению. Поэтому в совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).

Рассматривая  «гуманизм», нужно отметить, что  именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Главным центром  гуманистического движения во всех его  аспектах стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. Здесь родился и провел многие годы своей политически весьма активной жизни великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321). первоисточник важнейших идей гуманистического мировоззрения - «Божественная комедия» - исходным документом гуманистической мысли ее делает интерес Данте к человеку, ибо «из всех проявлений божественной мудрости человек - величайшее чудо». Причем этот интерес глубоко социален, ибо судьба «благородного человека» отнюдь не предопределена условностью рождения в том или ином сословном звании и должна складываться не на основе его «животной доли», а на основе неустанного стремления «к доблести и знанию».

Информация о работе Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии Возрождения