Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 01:04, реферат

Краткое описание

Основными институтами гражданского общества, посредством которых удовлетворяются личные и групповые интересы, выступают политические партии, общественные организации и объединения, средства массовой информации, правовые нормы, регулирующие отношения собственности, свободу распространения информации, участия в выборах, совести, собраний и объединений. Исходя из основных институтов можно определить гражданское общество, как совокупность всех частных отношений между людьми. Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов. Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское общество реферат.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Проблема гражданского общества в последнее десятилетие является одной из самых популярных тем, обсуждаемых в Беларуси на уровне как науки, так и политики. Со становлением этого института связывают надежды на упрочнение демократических основ нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между различными стратами трансформирующегося белорусского общества. Такие понятия, как стабильность, согласие, правовое государство, цивилизованные рыночные отношения, право собственности и права человека, свобода социальных коммуникаций, национальная идея, составляющие сегодня «символ веры» тех, кто продолжает ориентироваться в своих мировоззренческих представлениях и социальной практике на перспективы обновления страны и ее достойное будущее, часто употребляются в контексте тех или иных аспектов становления гражданского общества в Беларуси.

1. Происхождение  и основные трактовки термина  «гражданское общество»

На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества было обусловлено проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского общества.

В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. В средние века в трудах философов уже встречается термин «гражданское общество», тем не менее, он скорее обозначает государство или общественное устройство в целом. В Новое время утвердилось представление о гражданском обществе как правовом обществе, то есть социальной структуре, отношения между элементами которой регламентированы нормами права. В работах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах.

С конца 18 века на первый план выходит проблема «Гражданское общество - государство». Подобный ракурс рассмотрения идеи гражданского общества присутствует в трудах В.Гумбольдта, И.Канта, Г.Гегеля, К.Маркса.

 

 

1.1 Гражданское  общество: идея и реальность

Понятие “гражданское общество” было употреблено в античности, где являлось одним из синонимов государства. С тех пор это понятие развивалось, приобретало новый смысл. Гражданское общество отделялось от государства, приобретало новые формы и функции. Соответственно усложнялись его концепции

Основными институтами гражданского общества, посредством которых удовлетворяются личные и групповые интересы, выступают политические партии, общественные организации и объединения, средства массовой информации, правовые нормы, регулирующие отношения собственности, свободу распространения информации, участия в выборах, совести, собраний и объединений. Исходя из основных институтов можно определить гражданское общество, как совокупность всех частных отношений между людьми. Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов. Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

2. Становление  гражданского общества в Республике  Беларусь

До приобретения суверенитета в советский период права и свободы были существенно ограничены. Государство пользовалось своей монополией на средства массовой информации, распространяя тщательно отобранные, прошедшие цензуру информационные сообщения и пропагандистские лозунги. Попытки выразить взгляды, отличающиеся от официальных, жестко подавлялись. Была серьезно ограничена и свобода объединений.

Фактически все формы частной инициативы не только не поощрялись, но были просто исключены. Обсуждение политических вопросов происходило за закрытыми дверями в рамках ограниченной группы людей, в то время как законодательный орган являлся чисто номинальным институтом.

После провозглашения независимости политическая ситуация в Республике Беларусь существенно изменилась и стала приобретать черты цивилизованного демократического государства. Специфика процессов самоорганизации белорусского общества заключается в том, что главным инициатором преобразований, партнером формирующегося гражданского общества выступает государство.

Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.

В нашей стране все факты нарушений прав и свобод граждан являются предметом тщательного рассмотрения правоохранительных органов и судебного разбирательства, благодаря чему подаются условия для предотвращения злоупотреблений властью и формирования у населения активной гражданской культуры.

В реализации прав и свобод граждан большое значение имеет отказ государства от монополии на средства массовой информации, свободное обращение информационных потоков в различной форме и из различных источников. Созданы и успешно функционируют независимые печатные издания.

Граждане Беларуси получили возможность открыто выражать свои взгляды и идеи, учреждать независимые СМИ, создавать общественные объединения и политические партии, другие демократические институты.

2.1 Институты  народной демократии

Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является использование установленных Конституцией Республики Беларусь с изменениями и дополнениями 1994 г. форм непосредственной демократии, среди которых следует особо отметить: референдум, выборы и Всебелорусские собрания.

А) Референдум

Референдум является наиболее полным выражением непосредственной демократии, способом принятия гражданами посредством народного голосования решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выявление мнений граждан по этим вопросам. Обычно под референдумом понимается принятие того или иного государственного решения, придающего ему окончательный и обязательный характер.

Впервые в суверенной Беларуси референдум был проведен 14 мая 1995 года. В голосовании приняло участие 64,7% граждан, внесенных в списки для голосования. Все вопросы, вынесенные на республиканский референдум 14 мая 1995 года, были одобрены большинством голосов.

Второй референдум состоялся 26 ноября 1996 года.

Б) Выборы

Выборы наравне с референдумами выступают одной из форм непосредственной демократии. Посредством выборов народ, являясь носителем верховной власти в государстве, участвует в ее осуществлении. Белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и демократических выборов с тем, чтобы обеспечить приход к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. Только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, являются выразителями воли народа и, следовательно, проводят политику, направленную на повышение уровня благосостояния граждан, реализацию их внутреннего потенциала.

Реальные шаги в этом направлении уже сделаны. В Республике Беларусь - одной из немногих стран мира - действует Избирательный кодекс, в котором детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. Он является необходимой правовой базой для полной реализации волеизъявления белорусских граждан.

В) Парламентаризм

Свой вклад в формирование гражданского общества вносит представительный орган нашей страны - Национальное собрание Республики Беларусь, обе палаты которого сформированы в соответствии с Конституцией. Благодаря высокому профессионализму депутатов в республике создана законодательная база для становления правового государства и развития гражданского общества.

Главная задача парламента на современном этапе заключается в повышении активности депутатов в решении конкретных законодательных проблем, принятии законов, открывающих простор для экономического роста и благосостояния наших граждан.

2.2 Система  местного самоуправления

Одной из важнейших форм, характеризующих развитие гражданского общества, является наличие системы местного самоуправления, т.е. локальной демократии, посредством которой члены сообщества решают задачи по удовлетворению определенных потребностей на местном уровне.

Характерной особенностью местной представительной демократии в нашей республике является то, что после распада Советского Союза, в отличие от многих бывших союзных республик, в Республике Беларусь сохранилась и действует в полном объеме система Советов депутатов всех уровней - сельских, поселковых, районных, городских, областных.

В Республике Беларусь в силу объективных причин не приобрели самостоятельность и независимость институты местного самоуправления. Большинство существующих полномочий по управлению административно-территориальными единицами сконцентрировалось в исполкомах, которые являются органами местного управления.

2.3 Предпринимательство

Фундаментом любого общества являются экономические отношения, в первую очередь - отношения собственности. Экономической основой гражданского общества выступает многообразие форм собственности - тот каркас, на который настраивается все здание современной экономики и политической системы. Монопольное положение одних форм собственности в ущерб другим означает доминирование интересов определенной социальной группы, противостоящих интересам всех остальных групп, и в конечном счете, интересам всего общества.

Развитие малого и среднего бизнеса  способствует выходу республики на новый виток экономического развития.

2.4 «Третий  сектор»

В Беларуси успешно развивается так называемый «третий сектор» - добровольные ассоциации (организации), объединяющие граждан и выражающие их разнообразные интересы. «Третий сектор» способствует самореализации и самодеятельности граждан, их коллективному участию в политическом процессе, в опосредовании отношений граждан с государственными структурами.

В соответствии с действующим законодательством в стране зарегистрировано и функционирует свыше 1000 общественных объединений с республиканским статусом, в том числе 39 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 19 женских организаций. Они действуют в соответствии со своими уставами и формально охватывают практически весь социальный, экономический и мировоззренческий спектр белорусского общества.

Кроме того, функционируют и другие институты гражданского общества - негосударственные экономические субъекты, издаются и распространяются средства массовой информации, принадлежащие политическим партиям, общественным организациям, гражданам. В Республике Беларусь осуществляют свою деятельность свыше 2,5 тысяч религиозных общин, относящихся к 26 конфессиям.

2.5 Профсоюзы

Особое место в структуре гражданского общества занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением прав и условий труда наемных работников, а также защищать их права. Профсоюзы являются самой массовой общественной организацией в Беларуси. Их официальная численность составляет около 54% всего населения республики в возрасте старше 14 лет, объединенных в 32 отраслевых профсоюза, 6 областных объединений профсоюзов. Несмотря на то, что Федерация профсоюзов Белорусская насчитывает свыше 4,4 миллиона работников, следует отметить, что членство в профсоюзах во многом номинально, а взносы до недавнего времени автоматически высчитывались из заработной платы.

Гражданское общество в Республике Беларусь находится в незавершившейся стадии образования в силу объективных причин: отсутствие прочного участия граждан в политических процессах, а также политической сознательности и культуры.

Информация о работе Гражданское общество