Глубинные пласты бессознательного: история взглядов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 21:21, реферат

Краткое описание

Среди философско-гносеологичесих концепций сознания, разработанных в последние два десятилетия в нашей стране, концепция А.Г. Спиркина наиболее адекватно охарактеризовала сущность и структуру сознания. Из отмеченных А.Г. Спиркиным характерных признаков сознания вытекает следующее определение сознания: «Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и констуктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении дейстивий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Я (эго) следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Я - посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями - с другой. К функциям Я относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Оно развивается из Я и в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Я защищает Оно, как кора дерево, но при этом питается энергией Оно.

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Оно предопределено генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью.

Основная цель взаимодействия всех трех систем: Оно, Я, сверх-Я - поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

З. Фрейд нанес серьезный удар по концепциям, сводившим психическое к сознанию; он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным, «снимаемая» с возникновением сознания и затем растворяемая в сознании, всецело определяемая им в своем существовании и функционировании.

В заключение отметим, что сознание являлось в конечном счете главным рычагом терапии, главной опорой доктора Фрейда, имя которого в истории культуры навсегда поглотило понятие о бессознательном.

 

Заключение.

В заключении отметим, что бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта. Сознание, «питая» и значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. И хотя поведение человека, особенно социальное его поведение, определяются сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нем остается место и бессознательному.

В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию.

 

Список используемой литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: Проспект, 1998. - 568 с.
  2. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303 с.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999. - 816 с.
  4. Невлева И.М. Философия: Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - 448 с.
  5. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. научн. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с
  6. http://revolution.allbest.ru/philosophy/00239236_0.html
  7. http://www.bestreferat.ru/referat-67732.html

 

 

 


 



Информация о работе Глубинные пласты бессознательного: история взглядов