Глобальные проблемы современности, чувственное и рациональное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Человечество не стоит на месте, оно постоянно развивается, совершенствуется. По ходу развития перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы, многие из которых имеют глобальный, общепланетарный характер, которые затрагивают интересы всех стран и народов. Человечество пережило трагедию двух самых разрушительных и кровопролитных мировых войн. Покончено с колониальными империями и колониализмом; крушение тоталитарных режимов открывает перспективу цивилизационного единства мира; научно-техническая революция и

Содержание

Введение 3стр
Глава 1. Глобальные проблемы современности 5стр
1.1. Глобализация мирового хозяйства 5стр
1.2. Последствия глобализации 5стр
1.2.1. Экологические проблемы 9стр
1.2.2. Проблемы войны и мира 10стр
1.2.3. Проблема «Север — Юг» 11стр
1.3. Решение глобальных проблем 13стр
Глава 2. Чувственное и рациональное познание 21стр
2.1.Познание как деятельность 21стр
2.1.1. Чувственное познание 21стр
2.1.2. Сущность и формы рационального познания 25стр
2.2. Что важнее — чувственное или рациональное познание? 26стр
Заключение 28стр
Список литературы и Интернет-ресурсов 30стр

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ (7).doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом представлении о конкретном, единичном объекте.

Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания, ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

В заключение отметим, что роль чувственного отражения  действительности в обеспечении  всего человеческого познания весьма значительна:

— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром;

— без органов  чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;

— потеря части  органов чувств затрудняет, осложняет  познание, но не перекрывает его  возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

— рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств;

—регулирование  предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств;

— органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать  объекты, чтобы развивать научное  знание.

2.1.2 Сущность  и формы рационального познания

Рациональное  познание (от лат. ratio — разум) — это  мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

Формами рационального  познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое накопило человечество.

Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений». Понятие в своем логическом содержании воспроизводит  закономерность познания, связь единичного, особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т. п.

Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой, образуя суждения — мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие какого-либо положения дел. В свою очередь, определенная связь высказываний (суждений) приводит нас к умозаключениям. Из некоторых суждений (посылок) путем преобразования содержащейся в них информации мы делаем вывод. Например, мы утверждаем: зубы млекопитающих имеют корни. В этом суждении связаны несколько понятий различной степени общности: зубные корни, зубы, млекопитающие (здесь это наиболее широкое понятие). Добавим к первому суждению второе: собака — млекопитающее. Логическим выводом, связывающим два суждения, будет умозаключение: зубы собаки имеют корни.

Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое, холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие понятия, как движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы.

2.2 Что  важнее — чувственное или рациональное  познание?

Что важнее в  познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума , без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.

Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести Иванова, Петрова, Сидорова под понятие "человек". И не только потому, что это наши люди, но и в принципе, по существу. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления, "оплотнения". Конечно, воображение выполняет не только эту функцию - моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д.

Своеобразной  формой сопряжения чувственного и рационального  является также интуиция - способность  непосредственного или прямого (в  виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.

 

Заключение

Особенностью  современного этапа развития человечества является, в частности, чрезвычайное обострение глобальных проблем. Обострение глобальных проблем создало принципиально новые условия для развития человечества, условия постоянной, реальной угрозы жизни на Земле.

В объективной  реальности мы имеем дело не с совокупностью, а с системой глобальных проблем. Характерной ее особенностью является то, что она обладает чрезвычайной сложностью и многофакторностью. И проявляется это, прежде всего в том, что сущностной основой системы глобальных противоречий являются социальные взаимосвязи, определяемые фундаментальными закономерностями общественного развития. Чисто социальных и чисто природных глобальных проблем нет. Все они выражают те или иные стороны единого процесса социоприродного развития. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более, чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

Центральным звеном стратегии решения глобальных проблем  является развитие всеобъемлющего международного сотрудничества, объединение разнообразных усилий всего человечества. Итак, у мирового сообщества существует объективная возможность сохранить себя и жизнь на планете. Проблема в том - сумеет ли оно воспользоваться этой возможностью?

Что касается познавательной деятельности человека, в заключение еще раз подчеркну неразрывную  связь отдельных форм чувственного и рационального познания, а также  этих двух видов познания между собой. Я уже отмечала, что такие формы  чувственного познания, как восприятие и представление, содержат элементы, присущие мышлению. Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют большие умственные и физические возможности, чем их сверстники. Ученые обнаружили также, что, когда ребенок засовывает в рот какие-то предметы, он, используя наиболее чувственные органы осязания — язык и губы, не просто хочет ощутить их вкус. Пытаясь при помощи осязания выяснить форму или твердость предмета, ребенок одновременно развивает другие органы чувств, например зрение.

В общем, познает  всегда целостный человек, человек  в полноте всех его жизненных  проявлений и сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Обществознание: Учебник / Под ред. Боголюбова  Л. Н. - М.: Просвещение, 2008. - 416 с.

2. Человек и  общество. Обществознание: Учебник  / Под ред. Боголюбова Л. Н. - М.: Просвещение, 2009 — 281 с.

3. Чувственное и рациональное познание [Электронный ресурс] / Сайт «Философия». - 2011. - Режим доступа : http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=3&id=1350

 

 

 

 

 


Информация о работе Глобальные проблемы современности, чувственное и рациональное познание