Глобальные проблемы современности и будущее человеческого общества как предмет философствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие философских аспектов в изучении глобальных проблем современности на основе анализа изученной литературы.
Для этого предлагается выполнить несколько задач:
- дать понятие глобальных проблем современности, привести их классификацию;
- кратко охарактеризовать основные проблемы, а именно проблему гонки вооружений и угрозы ядерного самоуничтожения человечества; опасность экологической катастрофы; неконтролируемый рост народонаселения и исчерпание жизненно важных сырьевых ресурсов; угрозу человеческой телесности и кризис человеческой духовности;

Содержание

Введение
1.Понятие глобальных проблем, их особенности и классификация.
2.Краткая характеристика глобальных проблем современности
2.1.Проблема гонки вооружений и угроза ядерного самоуничтожения человечества.
2.2.Опасность экологической катастрофы.
2.3Неконтролируемый рост народонаселения и исчерпание жизненно важных сырьевых ресурсов.
2.4.Угроза человеческой телесности: нарастание генетических деформаций и ослабление иммунной системы человека.
2.5.Кризис человеческой духовности
3.Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии1.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природо¬охранительной деятельности: ограничительную, стратегию оптимиза¬ции, стратегию замкнутых циклов.

Ограничительная стратегия в качестве главного средства предот¬вращения экологических катастроф предлагает ограничение разви¬тия производства и соответственно потребления. С этой точки зрения всякий рост производства чреват увеличением нагрузки на природ¬ную среду. Следовательно, сама по себе тенденция к непрерывному экономическому росту неизбежно увеличивает экологическую напря¬женность. Сторонники ограничительной стратегии настаивают ла «ну¬левом росте», требуют немедленного закрытия экологически вред¬ных производств, призывают к добровольному ограничению потреб¬ления и т.д. Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень, разумеется, должен не превышать критического порога за-грязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен обмен ве¬ществ между обществом и природой, не отражающийся отрицатель¬но на состоянии окружающей среды. Наконец, стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по цикли¬ческому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Пос¬ледние вновь могут быть использованы для создания полезных чело¬веку продуктов.

Названные три стратегии не являются альтернативными: в зави¬симости от конкретных обстоятельств может быть применена та или другая стратегия. Две последние (оптимизации и замкнутых циклов) сильно зависят от технологического совершенства производственного процесса. Первая же (ограничительная) не всегда возможна там, где уровень производства и потребления и соответственно качество жиз¬ни невысоки. Все три стратегии противостоят безоглядному и хищни¬чески-расточительному отношению к природе. Они'основаны на по¬нимании выживания человечества.

Вторая подгруппа проблем, относящаяся к группе «общество—при-рода» — проблемы ресурсов. Речь идет о таких ресурсах, как воздух и вода, без которых жизнь человека невозможна, а также энергетичес¬кие и сырьевые ресурсы. В частности, проблема водных ресурсов счи-

557

 

Глава  IV

ПОВОРОТ К ЧЕЛОВЕКУ В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИСТИКЕ. ,    ГЛОБАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Большая заслуга в привлечении внимания к теме человека в рамках глобалистики принадлежит Римскому клубу. Вопросам образования был посвящен седьмой доклад Римскому клубу, опубликованный в 1979 г. под названием «Нет пределов обучаемости». Несколько ранее (1977) в докладе «Цели для человечества» обсуждались вопросы духовного развития человека, нравственных ориентиров, адекватных современной эпохе.

Поворот к человеку, к духовным основам бытия, происшедший в глобалистике, был не случаен. По сути он выражал новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Оно явилось преодолением социологизма и технократизма в глобалистике. Главной проблемой и одновременно главным средством решения проблем виделся теперь человек, его ценностные ориен¬тиры и установки. Новый подход противостоял тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы лишь как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека — как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.

Является ли беспредельное потребительство смыслом человеческого бытия? Может ли перед лицом глобальной угрозы в мире, разделенном множеством перегородок, быть сформирована эффективная общечеловеческая мораль, одинаково приемлемая для всех? Если да, то каковы пути ее формирования и распространения? Каковы вообще цели человечества, взятого как единое целое? От ответа на эти и ана-логичные вопросы во многом зависят стратегия и тактика подхода к глобальным проблемам. Конечно, простой ответ на эти вопросы едва ли возможен. Одним из наиболее продуктивных путей на сегодня яв¬ляется предложенный учеными Римского клуба, которые обратились к такому известному и устоявшемуся общественному институту, как система образования.

Было обращено внимание на то, что именно система образова¬ния во многом формирует человеческие качества и именно в ней закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жиз¬ни человека. Следовательно, от качества образования зависит, в час¬тности, то, как будут представлять люди свое место в мире, на какие ценности они будут ориентироваться. От образования же зависит фор¬мирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо — ориентация на сиюминутность. Следовательно, в числе п'ро-

559

 

тается одной из наиболее острых в мире. Пресная вода составляет не¬большую часть водного баланса Земли — 2,5-3%. При этом наиболь¬шая ее часть сосредоточена во льдах Арктики и Гренландии, а на долю рек и озер приходится очень небольшая доля. Энергетические ресурсы представлены запасами ископаемого топлива, такими, как нефть, газ, уголь, горючие сланцы. Сырьевые ресурсы — это прежде всего минеральное сырье, содержащее необходимые для промышлен¬ного производства компоненты.

Сегодня нет достаточно точных данных относительно того, на ка¬кой срок человечество может считать себя обеспеченным ископае¬мым топливом и минеральным сырьем. Однако вполне очевидно, что их запасы исчерпаемы и невозобновимы. Поэтому если даже нынеш¬нее поколение может быть уверенным в том, что «на наш век хватит», то возникает вопрос: что мы оставим потомкам? Развитые страны определенным образом решили для себя этрт вопрос. В частности, там отдается предпочтение развитию нематериалоемких производств, та¬ких как электроника и другие, связанных с новейшими достижения¬ми техники. В отноиюнии к энергетическим ресурсам многому научил страны Запада энергетический кризис 70-х гг., когда Ближневосточ¬ные государства резко сократили экспорт нефти. С тех пор были при¬няты и реализованы серьезные меры по значительно более экономно¬му потреблению нефтепродуктов. Одновременно созданы запасы стра¬тегического значения. В США, например, законсервирована добыча нефти на собственной территории, с тем чтобы иметь резерв на слу¬чай непредвиденных обстоятельств.

За время изучения проблем взаимоотношения общества и приро¬ду не только накоплен богатый исследовательский материал, но вы¬работаны разнообразные подходы и принципы их решения. Любопыт¬ным обобщением принципов отношения к природе являются так на¬зываемые «законы» Б. Коммонера. Эти законы, предложенные американским ученым Б. Коммонером, звучат следующим образом. «1. Все взаимосвязано. 2. Все должно куда-нибудь деваться. 3. Все чего-нибудь да стоите. 4. Природа знает лучше нас». Как видим, в них нет ничего, поражающего воображение. Сформулированные столь непри¬тязательно, они, однако, имеют глубокий смысл. В них ярко выражен императив современного мышления о том, что безоглядному акти¬визму по отношению к природе должен быть положен предел.

Третья большая группа проблем непосредственно связана с человеком, с его индивидуальным бытием. Это проблемы «человеческих качеств» — развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной приметой глобалистики начиная со второй половины 70-х гг. Философское и социальное значение этой группы проблем столь велико, что на них следует остановиться специально.

558

 

Пожалуй, первая из них все еще сохраняющаяся — угроза термоядерного пожара. Призрак глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты.

Еще 38 сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила подготовку и развязывание ядерной войны величайшим преступлением перед человечеством. В Декларации ООН 1981 г. о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее ядерное вооружение не прекратилось. Мораторий на подземные ядерные испытания то и дело нарушается. Люди Земли еще не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, прочувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль.6

Джонатан Шелл, автор знаменитой книги «Судьба Земли» с горечью говорил: «Мы сидим за столом, спокойно пьем кофе и читаем газеты, а в следующее мгновенье можем оказаться внутри огненного шара с температурой в десятки тысяч градусов».

Действительно, ряд договоров о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но еще не приобрели статуса действующего закона. Реально пока что уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и бывшего СССР к середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеприпасов. А сколько сегодня, вряд ли кто точно скажет7.

Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных «сверхдержав», но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой "технологической случайности «чернобыльского варианта». Авария на атомной станции «Фукусима» тому подтверждение. Любая техника, как свидетельствует история, когда-нибудь ломается. И абсолютной гарантии от повторения подобных или еще более ужасающих трагедий никто не дает. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций. И их количество умножается».

К тому же идет расползание атомной технологии. Уже производят ядерное оружие Индия, Пакистан, готовы к этому ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

В ядерную эпоху крупные военные столкновения не только недопустимы, но и невозможны. Конечно, в конце 20 века ядерное оружие было серьезным фактором сдерживания и помешало прямому столкновению двух главных военно-стратегических блоков - НАТО и Варшавского договора. Но любая локальная война может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителя. 

2.2.Опасность экологической катастрофы.

Вторая угроза — надвигающаяся близость экологической катастрофы. Отношение человек-природа по своей значимости начинает перекрывать  экономические и политические заботы. 543

Суть экологической проблемы в накоплении загрязнений в воде, воздухе, земле, космосе, ухудшающих условия жизни людей и создающих реальную угрозу их существованию. Согласно современным биологическим представлениям в природе действует «правило 10%» — в экстремальных усло¬виях земная природа способна выдержать 10-кратную на¬грузку по сравнению с обычной ситуацией. Хозяйственная и бытовая деятельность современного человека нарушает это правило — планетарные ресурсы жизнеобеспечения (воздушная среда, почвы, речные системы, грунтовые воды, мировой океан) не выдерживают сверхпредельных на¬грузок, происходит их деградация.

В атмосферу ежегодно выбрасывается более 200 млн т окислов серы и азота, а доля углекислого газа выросла по сравнению с 1900 г. на 25 %. Вокруг Земли образуется слой углекислого газа, покрывающий ее, подобно стеклянному колпаку, и создающий парниковый эффект. В результате за последние сто лет температура поверхности Земли выросла на 0,5—0,6 %. Если человечество будет и дальше развиваться на основе «грязных» технологий, природа и человек не вы¬держат потока загрязнений. Спасение в принципиально новых технологиях и идеях, в их расширенном воспроизводстве и использовании.(Тарасов С. 630)

 

 

Третья угроза — опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под дамокловым мечом находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» природа: наш организм, плоть, человеческая телесность.

Телесное здоровье всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.

И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, генная инженерии – открывает не только горизонты, но и зловещие возможности. Это только первые напоминания о грозящих бедах.

Опасаются выхода из-под контроля «мутантных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека в непредсказуемом направлении; побаиваются массового порождения искусственных мутантов; не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенностъ человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.

Есть зримые последствия этого явления. Ничто пока не может остановить СПИД - первую в истории глобальную пандемию, сеющую смерть. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый этап в биологическом существовании рода людей. Связан он же с необузданным массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытия8. СПИД сегодня — это уже не узкомедицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.

К этому можно прибавить нарастание процента наследственно отягощенных уродств, рост женского бесплодия и мужской импотенции. В развитых странах количество семенной жидкости у мужчин за последние полвека снизилось вдвое9.

Океан химических веществ, в который ныне погружена наша повседневная жизнь, изломы политики и зигзаги экономики — все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов. Налицо признаки физического вырождения в ряде регионов, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.

 

 

 

3.

Причины возникновения глобальных проблем и пути их ре¬шения. Глобальные проблемы порождены не столько колоссально возросшим воздействием человечества на окружающий мир, кото¬рое можно сопоставить с геологическими и другими планетарными естественными процессами, а прежде всего стихийностью, антигу¬манностью, несправедливостью, которые пока неустранимы, а иногда и нарастают в обществе. Неоколониализм, эксплуатация отстаю¬щих в экономическом развитии стран, погоня за текущими прибы¬лями и выгодами, технократический подход в ущерб долговремен¬ным интересам общества в целом — вот действительные причины глобальных проблем.

Путь к решению глобальных проблем лежит прежде всего в со¬знании человека. Чтобы ликвидировать их в самой основе, человек должен проявлять совесть в отношении:

Информация о работе Глобальные проблемы современности и будущее человеческого общества как предмет философствования