Глобальные проблемы современности. Роль философии в их разрешении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:46, реферат

Краткое описание

Это совокупность таких острейших жизненных проблем на исходе нашего века, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.
В связи с этим цель нашего исследования: дать краткий философский

Содержание

Введение………………………………………………………...………………..00
Глава 1. Философский взгляд на глобальные проблемы, причины их возникновения и классификация……………………………………………….00
Глава 2. Анализ глобальных проблем современности……………………..…00
Глава 3. Роль философии в решении глобальных проблем………………..…00
Заключение……………………………………………………………………….00
Список использованной литературы………………………………...…………00

Вложенные файлы: 1 файл

55.docx

— 47.44 Кб (Скачать файл)

Не исключена возможность  ломки основного генетического  кода в результате непродуманных  вмешательств в его структуру. Повсеместно  фиксируется резкое ослабление иммунного  аппарата человека под действием  ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.

Есть зримые последствия  этого явления. Леденящее слово  «СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Эта беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия, сеющая смерть, которую пока что никто и ничто не в состоянии  остановить. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый  этап в биологическом существовании  рода людей. Связан он же с необузданным массовым вторжением людей в природные  основы их собственного бытия. СПИД сегодня  – это уже не узкомедицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.

К этому можно прибавить  нарастание процента наследственно  отягощенных уродств, рост женского бесплодия и мужской импотенции.

 

Проблема преступности

 

Помимо выше названных  глобальных проблем современности, существует еще одна, очень актуальная проблема как для процветающих стран, так и для влачащих нищенское  существование – проблема преступности. Многообразие видов деятельности современного человека дало не только много положительных, результатов, но и породило столь  же богатый набор его противоправных действий с различной степенью негативных последствий. Проявляются они в  сфере экономики, финансов, политики, административной деятельности, давно  уже пройдя ту грань, когда преступления совершаются отдельными людьми или  их небольшими группами.

Причины преступного поведения  людей очень многообразны и поэтому  изучаются целым рядом наук, в  частности, криминологией, юридической  психологией. Философский аспект этой проблемы нами уже неоднократно обсуждался, например, при исследовании диалектики соотношения понятий «свобода - необходимость». В качестве же глобальной она стала  восприниматься с тех пор, как  обрела характер организованной и вышла  за пределы отдельных государств. Международные синдикаты и другие объединения преступников, занимающиеся производством и сбытом наркотиков, игорным бизнесом, проституцией, торговлей  трансплантантами и т.д. вовлекли в  сферу своей деятельности миллионы граждан различных государств. Денежный доход от их операций составляет сотни  миллиардов долларов.

Негативные последствия  организованной преступности заключаются:

- в угрозе жизни и  безопасности больших масс людей,

- подрыве экономики государств,

- подрыве здоровья людей  в результате употребления наркотиков  и ведения нездорового образа  жизни,

- в растлении малолетних,

- в образовании криминальных  политических режимов и т.д.

Успешное преодоление  этого зла возможно только при  объединении усилий правительств и  правоохранительных органов всего  мирового сообщества, обязанного осознать, что такое явление как преступность не имеет границ и, в первую очередь, поражает наиболее дееспособную часть  населения, выводит из государственного обращения массу денежных средств  и материальных ресурсов.

В завершении рассмотрения вопроса можно сделать вывод  о том, что с глобальными проблемами современности связывают именно те из их большого ряда, так хорошо известных  каждому из нас в повседневной жизни, которые приняли общечеловеческий характер, стали не только результатом  преобразующей деятельности людей, но и еще не познанных нами космических  процессов.

Название глобальных эти  проблемы получили еще и потому, что требуют всеобщих усилий для  их преодоления. Они же распространяются на сферу политических, экономических, духовных отношений между народами.

Вряд ли следует надеяться  на установление гармонии в таких  сложных системах как: «человек - человек», «человек - природа», а в будущем  и «человек - космос», если на нашей  планете сохранится такое положение, когда в одной ее части царит  изобилие и благополучие, а в другой - дети умирают от голода, когда материальные ресурсы и денежные средства будут  по-прежнему расходоваться на обеспечение  идеологического и военного противостояния между странами, на неосуществимые или опасные своими последствиями  научно-технические иди социальные эксперименты.

Таким образом, чем активнее человечество сконцентрирует свои усилия в направлении успешного разрешения глобальных проблем современности, тем с большим основанием оно  будет иметь возможность с  оптимизмом рассуждать об обозримом  и отдаленном будущем, с большей  степенью вероятности строить прогнозы на них.

 

 

ГЛАВА 3. Роль философии в решении глобальных проблем

 

Факт того, что философия  призвана сыграть решающую роль в  определении путей решения глобальных проблем признан всем международным  научным сообществом.

Известный американский политолог  З. Бжезинский, рассуждая о современных  глобальных противоречиях мира путях  их разрешения, основной акцент делает на вере людей. Он считает, что вера – это "социальный цемент", существенный компонент общественной жизни, ибо  общество, если оно ни во что не верит, это общество распада. почему наличие  общих (значимых) чувств и объединяющей веры, способно во многом стимулировать  решение стоящих перед людьми проблем общественного развития.

С точки зрения З. Бжезинского, таким объединяющим духовным началом  – верой современного человека должен стать рациональный гуманизм. Рациональный гуманизм -это интернационализм, неприемлемость любых форм тоталитаризма, иммунитет  ко всякого рода утопиям, особенно к  тем, где речь идет о немедленном  решении социальных вопросов, опора  на научные подходы. Рациональный гуманизм – это такая форма мировоззрения, которая решение всех вопросов соотносит  с интересами каждого человека в  улучшении жизни и соблюдении его прав.

Так, О. Орука отмечает, что  философия может внести огромный вклад в прогресс человечества, обратившись  к решению практических проблем  обеспечения благополучного будущего человечества, выполняя тем самым  свою моральную функцию.

Философия тесно связано  с футурологией и глобалистикой, в которой она выполняет определенные функции .

Как заметил Г. Херц, «философия способна развивать планетарное  сознание, гуманизировать международные  отношения, и решать мировоззренческие, теоретико-познавательные и методологические проблемы исследований в области глобалистики. «Как стратегическое мышление философия может создавать модели экологического общества».

Многие авторитетные международные  общественные Организации, известные  ученые пытаются выделить эти проблемы для современного этапа человеческой истории.

Так, М. Месарович – видный деятель Римского клуба – международной  общественной организации, занимающейся анализом глобальных проблем, – в  одном из своих докладов (Ганновер, 1989 г.) назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:

  • снижение роста численности населения Земли;
  • сокращение использования невозобновляемых ресурсов;
  • уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;
  • уменьшение неравенства;
  • устранение голода и бедности.

При этом в его докладе  отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а  давать ответы, как их решать, какие  средства для этого нужно использовать.

По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как  его заменить.

Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как  являются проблемами, которые касаются каждого ныне живущего человека, всего  сообщества людей, пусть и в разной степени.

Согласно В.В. Миронову, глобальные проблемы современности, требуют глубокого философского осмысления, потому как, во-первых, они касаются всего человечества, во-вторых, необычны темпы развития событий, опережающие возможности их познания и на обыденном уровне, и на уровне научно-теоретического мышления, в-третьих, сегодня решение экологических проблем требует не только создания новых технологий и техники, но и ликвидации видов деятельности связанных со большим потреблением ресурсов.

В то же время, виды деятельности, обеспечивающие жизнедеятельность  общества, должны быть соотнесены с  требованиями экологического и нравственного  императивов. Он подчеркивает необходимость выработки принципиально нового понимания места и роли человека в природе, что потребует значительного преображения самой философии, ее понимания природы и отношения к ней человека.

Потребности же, связаны  с ценностной ориентацией человека, следовательно, роль философии в  исследовании и решении глобальных проблем намного шире и включает в себя и ряд других функций. Формируя мировоззрение, она утверждает в  сознании человека и общества ценности, обладающие моральной основой.

В рамках философии глобальных проблем представляет интерес концепция, выдвинутая одним из величайших социологов XX века П.А. Сорокиным.

П.А. Сорокин считает, что  деморализация и ее губительные  последствия в обществе могут  быть остановлены лишь посредством  увеличения производства и аккумуляции  неэгоистической любви к человеку и человечеству По его мнению главная  историческая миссия человечества состоит  в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты  и Добра в самой природе  человека, в человеческом уме и  поведении, в общественной жизни  и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель), подчеркивает П.А. Сорокин, ставится и достигается самими людьми, и  она является подлинным мерилом  человеческого прогресса. И только такое созидание людьми самих  себя будет способствовать увеличению производства и нейтрализации эгоизма  в обществе.

П.А. Сорокин утверждает, что неэгоистическая творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может  положить конец агрессивности людей  в отношении друг друга, поскольку  любовь порождает любовь Неэгоистическая  и мудрая любовь, которая культивируется в отношениях между людьми в обществе, проявляется как животворная  сила, ибо становится сильнейшим противоядием против тенденций преступности, ненависти, страха.

Преодоление глобальных проблем  В. Зубаков, С.А. Лебедев, Н.Н. Моисеев В.В. Миронов, В.Л. Калашников связывают с разработкой общей теории гармонизации взаимодействия природы и общества – теории ноосферогенеза.

Она призвана определить общие  законы развивающегося процесса взаимодействия природы и общества и перспективы  его развития. В фундамент этой теории закладываются точные, естественные и гуманитарные науки, на основе которых  будут разрабатываться принципы ноосферогенеза, осуществляться поиск  пути в эпоху ноосферы.

Как отмечают С.А. Лебедев, В.Л. Калашников, Н.Н. Дунаева, А.Г. Спиркин сегодня распространен взгляд на философию как на теоретическую форму мировоззрения и как на науку, призванную решать различные мировоззренческие проблемы, делая «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство, как на главные средства их решения.

Именно философия призвана конструировать все возможные рациональные мировоззренческие схемы как  ответы на любые возможные вызовы, ожидающие человечество в будущем.

 

 

 

 

Заключение

Глобальные проблемы современности  порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое  могущество человечества неизмеримо превзошло  достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и  их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет выявить их сущность, структуру и сложный механизм их взаимодействия и взаимозависимости, что содействует определению  причин их появления и развития, а также способов и путей их решения. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения  философия активизирует взаимодействие обширного круга наук, при котором  происходит их междисциплинарное объединение. Философия обеспечивает мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу определения путей  решения глобальных проблем.

Философия играет важную роль в определении путей решения  глобальных проблем, обеспечивая их мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу. При рассмотрении глобальных проблем  и поиске путей их решения она  активизирует взаимодействие разных наук, при котором происходит их междисциплинарное  объединение. Она обретает прикладной характер, решая практические проблемы, рассматривает глобальные проблемы как целостную систему, что позволяет  выявить их суть, структуру и механизм их взаимодействия и взаимозависимости, определить причины их появления  и развития, а также пути их решения.

Информация о работе Глобальные проблемы современности. Роль философии в их разрешении