Герменевтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:08, реферат

Краткое описание

Герменевтика (греч. hermeneutike — толкование) — направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. В узком смысле — совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания — филологии, юриспруденции, богословии и др. Целью данного реферата является ознакомление с этим философским направлением. Обозначение основоположников герменевтики. И составление целостного представления о ней.

Содержание

Введение ……………………………………………………….................2 стр.

1. Герменевтика…………………………………………………………..3 стр.

1.1 Зарождение герменевтики……………………………………………3 стр.

2. Герменевтика в эпоху Ренессанса до нового времени……………..7 стр.

3. Герменевтика Ф. Шлейермахера……………………………………..9 стр.

4. Г. Гадамер. Основатель философской герменевтики……………...11 стр.

Заключение………………………………………………………...…17 стр.

Список литературы…………………………………………………..18 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

     "Герменевтический  круг" - метафора, описывающая продуктивное  движение мысли. С одной стороны,  представляется очевидным, что  часть понятна из целого, а  целое - из части. С другой  же стороны, в процессе понимания  мы словно движемся в неком  круге, ведь понимание целого возникает не из частей, поскольку они только из уже понятого целого могут интерпретироваться как его части. Другими словами, чтобы отнести некие фрагменты текста или определенные исторические события к какому-нибудь целому, мы должны уже заранее иметь идею именно этого целого, а не другого. Таким образом, мы можем часть фрагментов собрать в одно целое, другую их часть - в другое целое. Разрешение проблемы герменевтического круга можно описать следующим образом: понимать что-либо можно только тогда, когда то, что пытаешься понять, уже заранее понимаешь. Но Шлейермахер еще не дает такого решения проблемы. Понимание для него является принципиально незавершаемой деятельностью, всегда подчиняющейся правилу циркулярности, т. е. движению по расширяющимся кругам. Повторное возвращение от целого к части и от частей к целому меняет и углубляет понимание смысла части, подчиняя целое постоянному развитию.

     Все идеи Шлейрмахера являются попыткой построения универсальной методологии исследования любых текстов. Шлейермахером были выявлены следующие основные принципы и методы герменевтического анализа: принцип единства герменевтической, психологической, объективной и субъективной интерпретацией; принцип диалектического взаимодействия части и целого при понимании текстов; принцип зависимости понимания от знания жизни автора; принцип сотворчества автора и интерпретатора.

 

  1. Г. Гадамер - основатель филосовской герменевтики

     Ганс  Георг Гадамер приобрел всемирную  известность как автор книги, послужившей источником особого  движения современной философской мысли, "Истина и метод". Имя этому движению - герменевтика. Сам автор, правда, на роль властителя дум никогда не претендовал и труд, оказавшийся столь заметным, замышлял лишь с тем, чтобы "оправдать способ своей исследовательской и преподавательской деятельности". Он не притязал на новизну. Но как раз это и оказалось новым. В ситуации, когда все норовят сказать "свое слово" в философии, Гадамер сосредоточился на продумывании слов уже сказанных. Его обращение к герменевтике было поворотом мысли -- от измышления нового к осмыслению заново.

     Стиль историко-философских работ Гадамера - это уникальное сочетание конкретного  анализа с новаторскими концептуальными  обобщениями. Так, "Диалектическая этика  Платона" включает в себя подробный разбор платоновского диалога "Филеб". Гадамер пишет: "Вся платоновская диалектика у самого Платона определенно выражалась через проблематику письменности и что она и внутри происходящего диалога нередко принимала явно герменевтический характер; неважно, чем вводился диалектический диалог -- мифической традицией через жрецов или жриц, поучением Диотимы или только констатацией,-- древние совершенно не заботились о нашем понимании и потому оставили нас беспомощными перед их текстами, как перед сказками. Нужно было бы взвесить и противоположное: в какой степени именно у Платона его собственные мифы относятся к диалектике, насколько они сами имеют характер толкования. Таким образом, конструкция платоновской герменевтики, предложенная Германом Гундертом, могла бы быть здесь в высшей степени поучительной.

     Но  еще важнее Платон как предмет  герменевтического размышления. Ведь форма диалога как произведения искусства в трудах Платона занимает своеобразное место где-то посредине  между подобием драматической поэмы  и аутентичностью учебного сочинения. Последние десятилетия в этом отношении характеризовались высоким герменевтическим сознанием, и даже Страус в своих работах поразил нас некоторыми блестящими опытами расшифровки смысловых отношений, скрытых в платоновских диалогах. Как бы много ни помогали нам формальный анализ и другие методы, но по сути дела герменевтической основой здесь является наше собственное отношение к реальным проблемам, о которых идет речь у Платона. И платоновскую искусную иронию понимает лишь тот (как всякую иронию), кто действительно понимает Платона. Следствием такого положения дел является то, что подобные расшифрованные толкования остаются "сомнительными". Их "истина" не "объективно" обнаруживается, а выступает тем реальным соглашением, которым нас связывает интерпретированный текст".

     Уверенный в том, что центральное для  Платона учение об идеях - через обоснование  всеобщей онтологической идеи добра - ведет к созданию "диалектической этики", Гадамер черпает из анализа "имманентного смыслосодержания" платоновского сочинения тот образ диалектики, который он противопоставляет распространенному объективистско-сциентистскому ее толкованию.

     Внимание  предшественников Гадамера было на философском  аспекте герменевтики, Гадамер же сосредоточился на герменевтическом аспекте философии. Речь идет о пронизанности философствования "пониманием", о неустранимости "понимательного" усилия из всякого мышления, стремящегося быть философским.

     Встречая  у Гадамера термин "понимание", нужно помнить об особых коннотациях, приданных ему Мартином Хайдеггером.

     Существо  человека есть «особое место в бытии», говорит Хайдеггер. К бытию как предельной смысловой возможности человек приходит через понимание. Понимание, таким образом, выступает не в качестве одной из черт человеческого познания (наряду, скажем, с объяснением), а в качестве определяющей характеристики самого его существования, не как свойство познавательной активности человека, а как способ его бытия.

     Это положение влечет за собой радикальный  пересмотр основ герменевтической практики. Во-первых, меняются цель и смысл истолкования. Истолкование перестает быть внешней задачей по отношению к истолковывающему, превращаясь в экзистенциальную акцию. Во-вторых, меняется взгляд на основную методологическую трудность интерпретации, известную под названием "герменевтического круга".

     Если  прежняя герменевтика пыталась из этого  круга выйти, то Гадамер настаивает на том, что такой выход не только невозможен, но и не нужен. Попытки  разорвать герменевтический круг проистекают  из характерной для классической европейской гносеологии субъект-объектной дихотомии: понимаемое мыслится ею как "объект", а понимающий -- как "субъект". Интерпретация выступает здесь как предварительный этап и условие понимания, а понимание -- как результат интерпретации. В философской герменевтике положение меняется: поскольку тот, "кто понимает", изначально вовлечен внутрь того, "что понимается", постольку невозможно провести четкую границу между пониманием и интерпретацией. Чтобы нечто понять, его нужно истолковать, но чтобы его истолковывать, нужно уже обладать его пониманием - тем, что Гадамер называет "предпониманием".

     Предпонимание - это определяющаяся традицией предпосылка понимания, поэтому оно должно выступать одним из условий понимания. Совокупность предрассудков и "предсуждений", обусловленных традицией, составляет то, что Гадамер называет "горизонтом понимания". Центральным, обусловливающим все остальные, здесь является понятие предрассудка. Оно понимается Гадамером весьма специфично, не несет только негативную смысловую нагрузку. Определяя его, Гадамер пишет: "Предрассудком называется суждение, которое имеет место до окончательной проверки всех фактически определяющих моментов. Следовательно, "предрассудком" не называют ложное суждение, в его понятии заложено то, что может быть оценено позитивно и негативно". Традицию Гадамер считает одной из форм авторитета. Она связывает историю и современность. В современности живы элементы традиции, которые и были названы Гадамером предрассудками.

     Понятие предрассудка, как уже было отмечено, двойственно. С одной стороны, к ним относят некоторые негативные явления прошлого, которые тормозят ход исторического развития, и с другой - это то, что предшествует процессу рассуждения (пред-суждение). Они суть необходимые, объективно заложенные в языке и в способах мыслительной деятельности людей компоненты, которые влияют на речемыслительную и понимающую деятельность человека и которые в связи с этим обязательно должны учитываться в герменевтических методиках. Поэтому Гадамер считает необходимым заострить внимание на главной проблеме: "Для исторической герменевтики можно сформулировать центральный вопрос, ее основной теоретико-познавательный вопрос: в чем состоит причина законности предрассудков? Что отличает законные предрассудки от всех бесчисленных предрассудков, чье преодоление является задачей критического разума?

     Задумаемся, однако: можно ли задаваться вопросом о гарантиях там, где на карту  поставлено само бытие понимающего? Где та точка, исходя из которой, мы можем раз и навсегда определить, чей способ понимания и самопонимания (соответственно, существования) истинен, а чей -- ложен? Его заботит не создание измерительного устройства, определяющего, где понимания больше, а где -- меньше, а вопрос, как понимание вообще возможно, каковы условия, при которых оно осуществляется (или не осуществляется). Иными словами, философская герменевтика переводит вопрошание из методологического плана в онтологический. Таким образом, Гадамер проделывает работу по отношению к чтению текста. Он последовательно воздерживается от всяких суждений о тексте, отсылающих к какой-либо иной действительности, кроме самого текста (будь то действительность социально-политическая или культурно-историческая). Во-вторых, он налагает запрет на сведение смысла текста к его замыслу, то есть как раз на то, на что в конечном итоге была направлена традиционно-герменевтическая стратегия чтения.

     Гадамер останавливает стихийный читательский порыв истолковывать текст сквозь призму имеющихся у читателя историко-культурных сведений. Не прибегает он и к помощи биографического анализа -- богатейшего инструментария, предоставляемого в распоряжение герменевтикой Дильтея и его школы. Здесь принципиальный пункт расхождения философской герменевтики с герменевтикой предшествующей. Нельзя не отметить той решительности, с которой Гадамер отмежевывается от реконструктивно-эмпатической традиции истолкования, обнаруживая, что в основании этой традиции лежит иллюзия.

     Иллюзия эта состоит в допущении прозрачности той сферы, которую принято называть сферой души или сферой духа. Именно это допущение лежало в основе такой процедуры прежней герменевтики, как "перемещение". Основной целью герменевтики было поэтому эмпатическое проникновение интерпретатора текста в мир его творца. Задача заключалась, таким образом, в преодолении барьера, отделяющего одну культурную ситуацию от другой, в устранении дистанции между ними. Гадамер отказывается от решения этой задачи. В его герменевтике именно дистанция, разделяющая "настоящее" и "прошлое", "свое" и "чужое", и подлежит продумыванию. Перевоплощение невозможно. Полагать, будто интерпретатору под силу стать Платоном или Гельдерлином, наивно. Не менее наивна и сама мысль реконструировать прошлую эпоху герменевтическими средствами. Вывод Гадамера предельно прост: основной герменевтической процедурой является не перемещение, а применение (Anwendung). Иными словами, цель интерпретации Гадамер усматривает не в "воспроизведении", а в "произведении" смысла. Или, иначе, свою основную задачу философская герменевтика видит не в реконструкции (замысла), а в конструкции (смысла

     Называя свою концепцию философской герменевтикой, Гадамер решает по меньшей мере две  задачи. С одной стороны, он примыкает  к многовековой традиции - к герменевтике как теории и практике истолкования текстов, с другой - указывает на важное изменение, которое эта традиция в его концепции претерпевает. 

 

    Заключение.

     Герменевтика  – направление в философии, которое  исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Название получило от имени греческого бога Гермеса, который истолковал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании. Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов и развивается в средние века и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания. Одним из основоположников философской герменевтики является немецкий философ Ханс Георг Гадамер. Он предлагает рассматривать герменевтику не в качестве учения о методе и механизмах понимания, а как учение о бытии, как онтологию. Его позиция в герменевтике состоит в онтологическом прочтении субъекта познания.

 

     Список  литературы:

    1. Золкин А. Л. Философия. Учебник для вузов
    2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. Электронная версия
    3. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Герменевтика