В чем сходства и различия социальных учений Платона и Аристотеля?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Гениальные ученые античности, Платон и его ученик - Аристотель, оставили нам громадное наследие. Влияние их учений можно проследить во всех областях духовной и научной жизни. Философские системы, которые они создали, нашли немало последователей, вплоть до наших дней, а высказанные ими идеи отразились в трудах позднейших философов.
Аристотель, как известно, был учеником Платона, но, несмотря на это, их взгляды и идеи о государстве, обществе, человеке различны. Рассмотрим, в чем же состоят расхождения и сходства социальных учений этих великих философов Античности.

Вложенные файлы: 1 файл

Платон и Аристотель.docx

— 22.75 Кб (Скачать файл)

В чем сходства и различия социальных учений Платона и Аристотеля?

Гениальные ученые античности, Платон и его ученик - Аристотель, оставили нам громадное наследие. Влияние их учений можно проследить во всех областях духовной и научной жизни. Философские системы, которые они создали, нашли немало последователей, вплоть до наших дней, а высказанные ими идеи отразились в трудах позднейших философов.

Аристотель, как известно, был учеником Платона, но, несмотря на это, их взгляды и идеи о государстве, обществе, человеке различны. Рассмотрим, в чем же состоят расхождения и сходства социальных учений этих великих философов Античности.

Учение  о человеке

Человек у Платона состоит  из тела и души. Тело смертно –  душа бессмертна. Назначение тела –  быть “временным вместилищем и пристанищем  души, рабом её”. Душу человека Платон разделил на три части, три начала. Высшим началом души является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть души – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. В совершенном государстве Платон выделил три класса людей, которые образуются в соответствии с выполняемыми функциями и пополняются людьми по характеристикам души, предназначенным к выполнению конкретной функции. Первый низший класс (крестьяне, ремесленники, купцы) образуется людьми, у которых преобладает вожделеющее начало души. Второй класс (стражи, воины) составляют люди, в душах которых преобладает страстное начало. И, наконец, в высшем классе (правители-философы) преобладает разумная часть души.

Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум (на разум практический и разум теоретический). Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У разумной души имеются интеллектуальные добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Дианоэтические добродетели (добродетели ума) приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У других людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние.

Как и Платон, Аристотель опровергает мнение, что душа —  только гармония тела, то есть хотя и  “не сумма материальных частиц, но нечто проистекающее из их надлежащего сочетания”. В этом и состоит сходство их учений о человеке.

Учение  о государстве и обществе

Свои взгляды на происхождение  общества и государства Платон обосновывал  тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. “Идеальное государство” является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы, а земледельцы и ремесленники должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом. Платон считал, что семья как сфера частного существования - далека от подлинного призвания и подлинной задачи разума, по этому он не допускал семьи для "философов" и высших классов "аристократического государства", да и "семьи" ремесленников и крестьян с трудом можно было бы назвать "настоящей семьей", поскольку в интересах общества - воспитание детей не семьей, а обществом в целом.

“Идеальное государство”, по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.

Следует отметить, что учение Платона о государстве принято считать первой тоталитарной утопией. Рассмотрим для примера классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном:

1) “идеальное государство” (или приближающееся к идеалу) - аристократия, в том числе аристократическая республика и аристократическая монархия;

2) нисходящую иерархию государственных форм, к которым мыслитель причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Среди “дурных” форм государства лучшей формой Платон считал тимократию - государство чести и ценза. Тирания - наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него предметом острой критики.

По мнению Платона, наилучшей формой правления является сочетание монархии  и демократии.

 

Наилучшее же государство  по Аристотелю - это такое общество, которое достигается через посредство среднего класса (под средним классом Аристотель имеет в виду класс между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний класс представлен в большем числе, где он имеет большое значение сравнительно с обоими крайними классами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. В отличие от своего учителя Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни.

В отношении к семье  взгляды Аристотеля и Платона также расходились. В отличие от Платона Аристотель считал семью первоосновой общества и государства. В его понимании, семья — внеисторическое явление, ибо она остается неизменной на протяжении всей истории человечества. Главной ее задачей философ считал репродуктивную функцию: «оставить после себя другое подобное себе существо». Воспитание молодого поколения Аристотель ставил на первое место и считал, что это должно быть не безразлично государству, которое стремится к совершенствованию. «Надо иметь достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни»

Аристотель считал, что подлинное человеческое состояние – состояние политическое. Однако не каждый человек может быть полноправным гражданином государства. Таковым не может быть раб или человек, не имеющий определенного достатка, а значит и свободного времени для исполнения гражданских обязанностей. Аристотель, как и Платон, оправдывал рабство.

Аристотель предлагал  свою классификацию форм государственного устройства на базе двух основных критериев:

  1. кто правит
  2. во имя чего правит: во имя общего блага или собственных интересов

В результате получилось три  хороших формы и три дурных.

К хорошим формам Аристотель отнес:

  • монархию
  • аристократию
  • политию

К дурным:

  • тиранию
  • олигархию
  • демократию

В наибольшей степени Аристотель симпатизировал политии как наилучшей форме из реально возможного.

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное  неравенство, считал Аристотель. Олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние - удел немногих. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих двух форм не имеет.

 

Проанализировав взгляд на общество и государства, как Платона, так и Аристотеля можно сделать вывод: государство Платона - это утопическое государство, государство идеалов, а государство Аристотеля - это реальное, земное государство.

 

 

 

В заключение важно отметить, что Аристотель критично относился к платоновскому учению о человеке. При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходятся в определении того, что представляет собой человек и окружающая нас действительность. Но, несмотря на недостатки и нюансы, философские системы, которые создали Платон и Аристотель, нашли немало последователей, вплоть до наших дней.

 

 

 

Работу выполнила: Бершакова Александра


Информация о работе В чем сходства и различия социальных учений Платона и Аристотеля?